Роща в Старокамышинске продана под малоэтажное строительство?
В январе нынешнего года был утвержден план организации природно-экологического парка в поселковой березовой роще. Старокамышинцы с нетерпением ожидали реализации благого проекта, но с первыми весенними деньками среди жителей поселка начала распространяться безрадостная весть о том, что земли проданы под малоэтажное строительство.
Схватка номер два
Березовая роща под угрозой уничтожения оказалась не в первый раз. Так, в 2013 году жители отстояли единственный в поселке лесной участок площадью двадцать пять гектаров, на котором также планировалось возвести коттеджи, для чего строителям пришлось бы белоствольные деревца пустить под пилы. Старокамышинцы, узнав о таком решении, взбунтовались – глава администрации города Вячеслав Истомин, встретившись с жителями, сказал, что поможет сохранить березовую рощу и юридически решить вопрос с землей так, чтобы никто не смог претендовать на любимый всеми лес. В итоге проект малоэтажного строительства остался неподписанным, а роща – целой и невредимой. А еще глава пообещал подумать о создании природно-экологического парка. Планировалось по периметру рощи обустроить экологическую тропу протяженностью более двух километров. Идея жителям поселка пришлась по душе: отдыхать старокамышинцы предпочитают не на диване, просматривая бесконечные телешоу, а на природе, прогуливаясь среди высоких, светлых, статных берез. В зимнюю пору не только копейчане, но и челябинцы накатывают лыжню в Старокамышинске – тут и воздух свежее, чем в городском парке, и лыжня длинная, и умиротворенная тишина лечит уставшую от городского гомона душу.
Особо неравнодушно отнеслись к ситуации с вырубкой леса местные ветераны и пенсионеры, которые когда-то принимали активное участие в озеленении поселка. Можно представить, как больно им видеть, что их труд уничтожается самым безжалостным образом. Эти люди – главные радетели за сохранение того доброго, что было создано их руками для блага нынешнего поколения.
— Березовая роща — последний доступный для всех жителей островок для прогулок. Нельзя допустить его уничтожения, ведь никто не хочет в один прекрасный день оказаться в каменных джунглях, где не будет ничего, кроме стихийных автостоянок и панельных домов. Следует сохранить березовую рощу для свободного доступа всех жителей, — Людмила Бибина, жительница поселка Старокамышинска, рисует безрадостные перспективы, которые неизбежно влечет за собой продажа лесной земли под коттеджи.
Позволить «новым хозяевам» уничтожить зеленые наслаждения старокамышинцы не намерены – они, если понадобится, готовы создать «живую изгородь» для защиты березовой рощи, что недавно и продемонстрировали: более пятисот человек, взявшись за руки, выстроились вдоль лесополосы. Акцию поддержал каждый двадцатый житель поселка.
Как заверяют юристы, выход из сложившейся ситуации имеется – необходимо в судебном порядке добиться снятия с кадастрового учета земель, оказавшихся на территории леса.
Привет из девяностых
Почему лес все-таки оказался продан под застройку? Чтобы ответить на этот вопрос, придется заглянуть в прошлое.
Тяжелое нам досталось наследие от девяностых годов. Многие законодательные инициативы, которые принимались руководством страны, как показало время, не дали должного положительного эффекта. Так, на землях колхозов и совхозов, выделенных членам сельхозпредприятий для создания фермерских хозяйств, в большинстве своем в постсоветское время никто не сеял, не пахал – их попросту продали за небольшие деньги коммерсантам. Предприниматели получали участки в виде сельхозугодий, которые можно использовать только по их прямому назначению, однако и им фермерством заниматься не хотелось, а выгоду из покупки извлечь требовалось. Для этого всего-то было нужно изменить статус приобретенных участков, поставить их на кадастровый учет на землях населенных пунктов и продать под коммерческую застройку.
Идея вроде бы благая: неиспользуемые земли получают собственника, территория развивается, возводится дополнительное жилье. И беды в этом нет никакой, если под строительство идет пустая земля. Однако коммерсанты для своих целей выбирают самые лакомые кусочки – рядом с лесом или озером. Так, под ударом оказалась березовая роща в Старокамышинске. Неужели кадастровый инженер, который подписывал разрешение на строительство коттеджного поселка, не знал, что участок, на который владелец паев разорившегося Калачевского совхоза просит «посадить» паи — зеленая зона?
Нет границ — нет вопросов?!
По мнению Максима Дегтярева, члена инициативной группы защитников леса, кадастровый инженер подписал бумаги просто-напросто вслепую. Солидарен с ним и глава Копейска.
— У меня нет сейчас доказательств, — признался Вячеслав Истомин. — Но, во всяком случае, кадастровый инженер играет в этой ситуации ключевую роль. Два наиболее вероятных сценария: либо специалист просто не выезжал на место, и тогда нужно говорить о его непрофессионализме, либо выезжал, видел, что это лес, а не сельскохозяйственные угодья, и все-таки «посадил» пай на этот участок. Тогда с этим должны разбираться компетентные органы.
Кстати, похожие ситуации сложились в Красноармейском и Сосновском районах нашей области: там сейчас расследуется несколько уголовных дел в отношении кадастровых инженеров.
Осложнило дело отсутствие юридически оформленной границы Копейска. Занести в кадастр границы городского округа муниципалитет должен был до 2011 года, но завершению данной процедуры помешало отсутствие средств (на это требовалось более двух миллионов рублей), чем и воспользовались предприимчивые владельцы паев Калачевского совхоза. Так как березовая роща входила в состав земель населенного пункта Копейска, как и земли разорившегося совхоза Калачевского, то они беспрепятственно получили разрешение Регпалаты – по существующему законодательству, владелец пая может выбрать любое свободное место в границах земель населенного пункта.
В июне 2015 году черта города появилась. Березовая роща выведена из состава земель населенного пункта. А это значит, что земли получили статус сельскохозяйственного назначения, следовательно, любые строительные работы там производить нельзя. Это позволяет городскому руководству чувствовать себя более или менее уверенно.
— Мы подали иск в Арбитражный суд с требованием снять земельные участки с кадастрового учета. Как только это произойдет, проблема, считаю, будет решена. В любом случае, пока я глава города, никакой строки здесь не будет. Конечно, сейчас собственники этих участков пойдут с жалобами ко мне, но я никаких документов не подпишу: ни о переводе земли в другую категорию, ни о разрешении на строительство, — сказал Вячеслав Истомин на июльской встрече с жителями.
Члены инициативной группы защитников леса, изучив исковое заявление, пришли к выводу, что содержащаяся в нем доказательная база недостаточно убедительна.
— С заявленными требованиями трудно выиграть дело, — говорит Максим Дегтярев. — Наше требование – возврат земель леса в муниципальную собственность. Мы считаем, что передача паев была произведена незаконно.
Однако проблему нужно решать и на федеральном уровне, уверены в муниципалитете. Дело в том, что сегодня Росреестр принимает решения о выделении земельных участков и их регистрации, минуя муниципальные власти. Если бы Регпалата согласовывала подобные свои решения с местными администрациями, подобных ситуаций можно было избежать. Но для этого нужно корректировать федеральное законодательство, и копейские депутаты готовы выйти с такой инициативой.
Пока власти Копейска готовятся к разбирательству в Арбитражном суде, жители Старокамышинска намерены дойти до губернатора, а если не поможет, то и в Москву обратиться, чтобы отстоять березовую рощу.
Сергей Самохвалов, начальник Старокамышинского территориального отдела:
— Роща — символ поселка, важно ее сохранить. Во-первых, это лесопарковая зона. Во-вторых, там проходят соревнования по лыжам. Покататься сюда приезжают не только из Копейска, но и Челябинска. В-третьих, это санитарная зона от железной дороги. Всем нам памятна ситуация с разливом брома: если бы у нас не было леса, то поселок оказался бы в дымовой завесе. Нельзя допустить, чтобы Старокамышинск остался без такого мощного зеленого щита.
В ответе за свои действия
13 июля 2015 года принят закон об ужесточении ответственности кадастровых инженеров за внесение заведомо ложных сведений в межевой или технический планы, акты обследования, проекты межевания земельного участка или земельных участков либо карты-планы территорий. Теперь за внесение заведомо ложных сведений кадастровым инженерам грозит штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей (в зависимости от масштаба ущерба) либо прекращение деятельности сроком до трех лет. Обвиняемое лицо также может быть приговорено к исправительным работам на срок до года. Помимо этого, повышены штрафы за регистрацию незаконных сделок с недвижимостью, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости (ГКН), занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Теперь сумма штрафа составляет от 200 до 500 тысяч рублей.
Прошедшие выходные выдались на славу – яркое солнышко и небольшой морозец.
В городском парке Победы каждую осень школьники развешивают кормушки для птиц.