Водный террор
Директор ЗАО «Горводоканал» угрожает горожанам остановкой насосных станций. Это означает, что люди могут остаться без воды в кранах, но с подвалами, полными канализационных отходов
Уже год копейские водопроводные сети обслуживает муниципальное предприятие «Горводоканал-Копейск». Его создание было необходимой мерой, поскольку действующая в то время частная компания явно не справлялась с работой, о чем свидетельствовала почти полная изношенность сетей и постоянная череда порывов, которые ЗАО «Горводоканал» не спешило устранять.
Бизнес на городском добре
Весь этот непростой процесс перехода работы от одной компании к другой сопровождала череда скандалов: народный избранник и по совместительству гендиректор ЗАО Николай Сединкин, разумеется, не желал так просто отдавать тариф, текущий бодрым ручейком из кармана жителей прямиком на счета его фирмы. Да и со средствами от инвестпрограммы, подразумевающей в том числе немалую плату за подключение к сетям от застройщиков, расставаться не хотелось. В ход пошли обвинения действующей власти и вообще всех согласных с необходимостью создания МУП в заинтересованности «кошмаренья» водоканального бизнеса Николая Сединкина. Ситуация выглядела со стороны, да, по сути, и была странной. Доводы в том, что у частного предприятия отбирают его добро — а именно так представил происходящее Сединкин — никак не сопрягались с тем очевидным фактом, что и техника, и сети, и здание, в котором расположилось ЗАО, и канализационно-насосные станции были и являются по сей день городской собственностью. Все это имущество находилось у ЗАО в аренде. На муниципальном имуществе частное предприятие попросту зарабатывало деньги. И ладно бы, если не в ущерб качествам услуг, но анализ ситуации явно показывал неутешительные результаты.
К счастью, на большую часть муниципального добра срок договора уже истек, и оно, хоть и не в самом лучшем виде, но вернулось городу. МУП, которое начинало латать дыры на сетях в непростых условиях, фактически не имея ни средств на своих счетах, ни людей в штате, ни техники, вздохнуло спокойнее. Ситуация постепенно выровнялась, вошла в штатный режим: была закуплена техника, пришли на работу квалифицированные кадры, —хоть и не стала менее острой. Сети-то изношены, расслабляться некогда. Да и постоянные суды с Николаем Сединкиным, который бьется «за каждую пядь земли», держат в перманентном тонусе.
«Не купите лотерею — отключим газ»
Но ровное течение событий не могло продолжаться бесконечно, поскольку не все имущество вернулось в город: до 2015 года в аренде у ЗАО остался жирный кусок городского добра — канализационно-насосные станции (КНС) и здание ЗАО на улице Тюленина, 1. Хотя МУП в многочисленных судебных заседаниях и настаивало, что станции входят в единый производственный комплекс, а потому должны обслуживаться одним предприятием, но все пока осталось по-прежнему. Ситуацию рвануло 7 октября, когда генеральный директор ЗАО УК «Горводоканал» Николай Сединкин уведомил главу КГО, прокуратуру города и директора МУП «Горводоканал» об ограничении водоснабжения и водоотведения. А когда получил предупреждение о недопустимости подобных действий от копейской прокуратуры, собрал вместе с приближенными пикет в свою поддержку возле своего предприятия.
— 10 октября мы остановим насосное оборудование, услугу по созданию давления в сетях предоставлять больше не будем. Транспортировке воды мы препятствовать не станем, вода будет идти самотеком, — заявил о введении «водного террора» депутат Николай Сединкин.
Ситуация уникальная и полностью подходит под понятие «собака на сене»: сам обсуживать станции не хочу или не могу, но и другим не дам. А жители, исправно платящие деньги за услуги, оказываются разменной монетой в этой борьбе двух хозяйствующих субъектов, которая цивилизованно и своим чередом должна решаться в суде.
— Что будет, если встанут насосные?.. — отвечает на вопрос журналиста «КР» директор МУП «Горводоканал-Копейск» Дмитрий Крыжанов. — Водоснабжение будет остановлено, вода не будет подниматься выше первых этажей, возможно подтопление сначала канализационных станций, потом всех колодцев, фекалии хлынут в подвалы домов.
Зампрокурора Копейска Денис Полежаев предупредил Николая Анатольевича о недопустимости подобных действий, но на гендиректора ЗАО это не произвело впечатления, и он собрал пикет со странными требованиями заставить главу города Вячеслава Истомина «не запрещать МУПу перечислять нам деньги за оказанные услуги». Дескать, именно поэтому он не может выплатить своим сотрудникам зарплату и не имеет возможности обслуживать КНС.
«Что нам снег, что нам зной, что нам дождик выгребной?»
Между тем, игнорировать мнение прокуратуры, да и других компетентных органов, принимая образ глубоко затравленного человека, Николаю Сединкину не впервой. В частности, главным следственным управлением ГУ МВД России по Челябинской области в отношении ЗАО уже возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 159 УК РФ — «Мошенничество». Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Кроме того, контрольно-счетная палата РФ в ходе проверки тоже нашла множественные нарушения в отчетности ЗАО: предприятие до сих пор не может отчитаться за десятки миллионов рублей, а вновь построенные объекты вопреки всем законам оформлялись не в муниципальную, а в частную собственность. Более того, висящий над водосбытами Сединкина долг перед поставщиками воды в 23 миллиона рублей также, видимо, не страшит гендиректора. Так что уж говорить про долги перед сотрудниками?
Естественно, требования Сединкина и его компании не ограничиваются эмоциями. Он требует денег вовсе не просто так. Дело в том, что ЗАО в последнее время, после того, как сети вернулись в город, играл роль посредника по перекачке воды. И тариф на перекачку входил в тариф на водоснабжение и водоотведение, выставляемый жителям МУПом. Вот этот-то «кусок» денег и требует Николай Анатольевич, ссылаясь на то, что поскольку МУП не платит ему деньги, то ему нечем платить зарплату людям. Хотя многим своим бывшим сотрудникам он задолжал еще с тех времен, когда сети были в его руках.
— Договор на оказание услуг между МУП «Горводоканал-Копейск» и ЗАО «УК Горводоканал» может быть заключен только в соответствии с действующим законодательством. Фактически, ЗАО «УК Горводоканал», используя насосное оборудование, находящееся в муниципальной собственности, оказывает услугу по созданию давления для подачи питьевой воды в городской водопровод. Затраты на электроэнергию, расходующуюся на данный технологический процесс, оплачивает МУП «Горводоканал-Копейск». Предприятие неоднократно предлагало ЗАО определить механизм сотрудничества на условиях действующего законодательства. Но точки соприкосновения найдены не были, — пояснила начальник юридического отдела МУП «Горводоканал-Копейск» Наталья Пимштейн. — Более того, мы сомневаемся в обоснованности тарифа на перекачку. В ходе судебных заседаний Сединкин не смог доказать его обоснованность. По нашему мнению, расходы в тарифе очень завышены, и далеко не все работы, которые в нем заложены, выполняются. Параллельно с тяжбами, мы обратимся в ЕТО с просьбой проверить: насколько тариф обоснован.
Люди не должны страдать
— Мы делаем все, чтобы разрешить все эти споры в рабочем порядке, — прокомментировал мэр Копейска Вячеслав Истомин. — Это все должно остаться рабочими проблемами двух хозяйствующих субъектов, они не должны касаться жителей. По моему мнению, втравливать в это дело весь город, угрожать остановкой насосных просто недопустимо.
Однако если суд не примет адекватного решения в ближайшее время, город останется заложником в руках человека, который отстаивает свой частный бизнес, до 2015 года. То есть до тех пор, пока не закончится срок аренды на КНС.
Все эти судебные споры могут длиться долго. А у людей по-прежнему остается множество вопросов: на чьи деньги построен салон красоты на проспекте Победы, как простой руководитель мелкого предприятия смог за короткий срок сделать такую головокружительную карьеру, почему стремительно и с огромными долгами 7 лет назад ликвидировали МУП «Водоканал», отдав стратегически важный ресурс в частные руки? Да и сама история ЗАО полна тайн. Например, удивляет попытка отдать весь водный имущественный комплекс частному лицу на срок… в 49 лет! Если бы не своевременное вмешательство антимонопольного комитета, то сейчас переломить ситуацию было бы практически невозможно. Куда шли средства жителей, предприятий и застройщиков, если в городе более 70 процентов сетей изношены? Вопросов, требующих правовой оценки, пока гораздо больше, чем ответов.
«И мы выйдем с плакатами»
Но больше, чем юридические вопросы, нас волнуют судьбы простых людей, которые много лет трудились в ЗАО. Светлана Николаевна Гордеева отработала на водоснабжающем предприятии 23 года. Она знала всех его руководителей, видела происходящие перемены. Две недели назад она — квалифицированный работник, машинист насосных установок КНС поселка Горняк — написала заявление об увольнении. Зарплату ей не выплачивали три месяца, сумма долга составила более 40 тысяч рублей. Вместе с ней уволилось еще 12 человек.
За год из ЗАО в МУП перешли на работу более 120 человек
Все они перешли работать в МУП, и никому из них не заплатили за работу в ЗАО. У всех есть на руках исполнительные листы, люди выиграли ряд судов, но честно заработанных денег до сих пор не увидели. Светлана Николаевна со слезами в голосе, с большой обидой говорит о поведении бывшего начальника, который ранее неоднократно награждал ее за отличную работу. Сейчас она и ее коллеги по несчастью готовы сами выйти на улицы с плакатами против Сединкина:
— Нам отвечают, что денег на зарплату нет, сказали обращаться в МУП. Но мы работали не в МУПе, а в ЗАО, с которым у нас был заключен трудовой договор. Но с нами в ЗАО не разговаривают и даже опускаются до угроз. На собрании предупредили: если обратитесь в суд — вообще денег никогда не увидите. За шесть лет директорствования Сединкина нам ни разу не повышали зарплату, хотя обещали.
Светлана Николаевна побывала на пикете, организованном бывшим начальником. Она знает всех работников ЗАО много лет и говорит о том, что пикет этот был полностью срежиссирован Сединкиным. Люди, которые в нем участвовали, — приближенные начальника, соучредители, пенсионеры, которые боятся лишиться работы, неквалифицированные специалисты, которым тяжело будет устроиться на другую работу. Есть и те, кого просто запугали. Светлана Гордеева, зная ситуацию изнутри, поскольку до недавнего времени работала на насосной, а сейчас трудится диспетчером в МУПе, рассказывает про ЗАО страшные вещи. Она знает, что недавний порыв канализации в Старокамышинске спровоцирован Сединкиным: он снял частотный преобразователь, который меняет давление, чтобы вода шла по трубам плавно, без него она движется толчками и происходят гидроудары. По слухам, Сединкин мотивировал снятие оборудования тем, что прибор, якобы, куплен на его личные средства.
— Все, кто умеет работать, уволились. Николай Анатольевич не может трудоустроить людей с улицы, потому что его предприятие находится в стадии банкротства. У него остались только офисные сотрудники и сторожа. Поэтому внутренними перемещениями он набрал сотрудников КНС из числа последних. Они не только ничего не понимают в оборудовании, но, по моим сведениям, у некоторых даже нет санитарных книжек. И они работают с водой!.. Непрофессионализм может окончательно добить оборудование, которое, к слову, на насосной, где я работала, при мне не менялось ни разу. Только латалось на скорую руку и малыми силами, — сетует Светлана Гордеева.
К делу подключился общественный уполномоченный по правам потребителей в сфере ЖКХ по Челябинской области Анатолий Вершинин. Он отметил, что никогда не сталкивался с такой ситуацией и пообещал взять ее под свой контроль.
— Если иных мер воздействия не будет найдено, нужно задуматься о том, чтобы произвести отзыв Николая Сединкина с поста депутата, — подчеркнул правозащитник.
Вчера в поселок Старокамышинск, откуда поступает наибольшее количество жалоб на качество водоснабжения, выехала специальная комиссия, в которую вошли директор МУП «ГВК», представители администрации КГО и правозащитных организаций, начальники подразделений пожарной службы области. Цель визита — проверка режима работы насосной станции и насосного оборудования. На просьбу членов комиссии впустить их внутрь КНС, некое лицо, которое не представилось, им отказало, ссылаясь на устное распоряжение директора ЗАО Н.Сединкина.
21 ноября обсудить насущные вопросы собрались жители поселков Октябрьский, Бажово, Старокамышинск, Зуевка и села Калачево.
Подростковый возраст — это уникальный период в жизни человека, который сопровождается множеством изменений, как физических, так и эмоциональных.