16+
16 марта 2017 12:04

Копейская «Одиссея разума» заняла первое и третье места в областном конкурсе

Древнегреческий герой Одиссей провел в пути целое десятилетие. Педагогическая одиссея Ирины Чистяковой, преподавателя СЮТ, отметившей, кстати говоря, 8 марта день рождения, продолжается уже сорок лет. Тридцать пять из них она трудится на станции юных техников — руководит творческим объединением «7-Я» и (не случайно мы вспомнили гомеровскую поэму!) участвует с ребятами в международной интеллектуальной игре «Одиссея разума».

Ирина Чистякова
Автор: Светлана Полежаева Описание: Ирина Чистякова

В просторном кабинете Ирины Сергеевны немало рукотворных чудес: живописные панно из сухих лепестков роз соседствуют с традиционными сербскими куклами-мадоннами из кукурузных листьев, расписные матрешки делят место в шкафу с глиняными птичками-свистульками. Все (ну или почти все) «сокровища» были созданы увлеченным преподавателем и ее талантливыми воспитанниками.

Творчество наполняет жизнь Ирины Чистяковой с самого детства. Росла она в частном доме на улице Вахтангова. Едва научилась ходить и говорить, как начала хвататься за молоток и стамеску деда, умевшего превращать дерево в вещи невиданной красоты. Он же внученьку от себя не гнал — показывал, когда та немного подросла, как нужно правильно точить, золотить, покрывать лаком те или иные изделия.

Она, кстати говоря, на своих занятиях не делит работу на мужскую и женскую: мальчишки, если того требует поставленная задача, учатся ловко обращаться с иголкой и ниткой, а девочки — с тисками и пассатижами. Ничего зазорного в этом нет — чем больше может сделать человек руками, тем легче он противостоит негативным жизненным обстоятельствам.

Досье 

Ирина Сергеевна Чистякова родилась

8 марта 1955 года.

Педагог высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения (1996).

В 1972 окончила школу №39, затем работала на швейной фабрике, где получила специальность «Швея-мотористка 4-го разряда».

С 1973 по 1975 годы — учеба в СГПТУ №56 по специальности «художник-оформитель».

В 1977-1982 годах — мастер производственного обучения в СГПТУ №56.

В 1983 году окончила художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института. Диплом защитила с отличием, получила специальность «учитель рисования и черчения».

С 1982 года работает на станции юных техников. Ведет педагогическую деятельность по трем направлениям: начально-техническое моделирование (детские сады), народные промыслы (учащиеся  6–18 лет) и участие в международной интеллектуальной программе «Одиссея разума» (учащиеся 6–18 лет). Ученики Ирины Чистяковой неоднократно становились победителями городских, областных, всесоюзных, региональных и международных выставок и конкурсов, в том числе международной выставки «Народные промыслы», еврофестиваля «Одиссея разума», удостаивались премии губернатора.

С 1985 года и по сей день Ирина Сергеевна руководит музеем истории СЮТ, который насчитывает более шестисот подлинных экспонатов.

Ирина Чистякова имеет городские, областные и международные награды: международный диплом Ранатры Фуски (2010 г.) и одноименную медаль (2015 г.), международный диплом «Омера» (2012 г.). В 2012 году табличка с фамилией копейского тренера и названием команды «7-Я» помещена на международный кубок «Одиссеи разума», который хранится в российской ассоциации программы.

Большую часть отпуска преподаватель проводит вовсе не на курорте, а на приусадебном участке или в лесу — выращивает растения-сухостои, заготавливает природный материал. При помощи супруга, Александра Николаевича, аккуратно снимает бересту с упавших деревьев. Начнется учебный год — и все запасы пойдут в дело. Творческой фантазии Ирине Сергеевне не занимать, планов у нее всегда громадье, хотя, казалось бы, за сорок лет педагогической деятельности ею изучены и испробованы все мыслимые техники прикладного творчества.  

«Что наша жизнь? — Игра 

Улица Вахтангова запомнилась Ирине Сергеевне добрым многонациональным соседством: там жили поляки, немцы, белорусы, украинцы, татары, башкиры и русские. Жили дружно — ни взрослые, ни дети никогда не пытались обособиться по этническому признаку. Ребятишки постоянно затейничали — выдумывали все новые игры, а в теплое время года ставили самые настоящие театральные постановки. Перед выходом на импровизированную сцену мастерили незатейливые декорации. Костюмами служили невостребованные вещи из родительского гардероба.

— На свои представления мы продавали билеты. Один билет — одна конфетка, — с улыбкой вспоминает Ирина Чистякова детские забавы. — В зрителях, кстати говоря, недостатка не было: на спектакль приходили посмотреть не только наши родители, но и соседи с других улиц.

В ту пору она и предположить не могла, что первый опыт публичных выступлений пригодится ей в профессиональной жизни. Учитель перед своими маленькими слушателями всегда будто на сцене. Допусти хоть каплю фальши или неуверенности в голосе, покажи хотя бы взглядом, что устал — и они не поверят, не послушают, не пойдут за тобой.

Однажды Ирине Сергеевне пришлось «сыграть» обморок на занятии в профессиональном училище № 56, где она начинала педагогическую карьеру.

— После окончания школы я некоторое время работала на швейной фабрике, затем окончила СГПТУ № 56 — получила диплом художника-оформителя, работала по специальности на заводе. В 1977 году вернулась в училище уже в качестве преподавателя, — рассказывает предысторию того забавного случая Ирина Чистякова. На художников-оформителей в ту пору учились не только вчерашние школьники, но и более старшие ребята. Были и совсем взрослые студенты. Разбег в возрасте объяснялся просто: профессия в те годы была очень востребованной, тогда как образовательных учреждений, где на нее обучали, в области не хватало. К нам даже челябинцы поступали.

Так вот, наши разновозрастные студенты не любили надевать на занятия синюю ученическую форму, которую они меж собой прозвали «фазанкой». Иной раз мы закрывали глаза на то, что ребята ею пренебрегают. Но, когда наше училище участвовало в официальных мероприятиях, например, в праздничных демонстрациях, без формы было не обойтись. В один из таких дней, когда моя группа в полном составе наотрез отказалась выходить на улицу в «фазанке», мне и пришлось изобразить потерю сознания. Прием, конечно, был на грани фола, но что еще оставалось делать преподавателю, который по возрасту младше многих студентов. «Обморок» подействовал. Парни мне тогда говорили: «Мы и по две формы наденем, только вы не принимайте все так близко к сердцу». 

Тепло души 

Не принимать близко к сердцу она не умеет. Живет работой, успехами и трудностями маленьких учеников. Иногда обоснованно «строжит»: к примеру, не разрешает пользоваться мобильными телефонами во время занятия. Но дети, невзирая на эти незначительные ограничения, ее обожают — до совершеннолетия занимаются творчеством под руководством «любимой Ириночки Сергеевны», а потом, повзрослев и став родителями, приводят в объединение «7-Я» своих сыновей и дочек.

— Мне странно слышать, когда некоторые мои коллеги говорят о том, что с нынешними детьми трудно работать, что сегодня детсадовцы и школьники совсем не похожи по личностным качествам на своих родителей, когда те были в их возрасте, — говорит педагог. — Конечно, не похожи — мир вокруг постоянно меняется, и каждое новое поколение по-своему приспосабливается к окружающим реалиям. Мы ведь тоже во многом отличаемся от наших отцов и матерей. Учителю приходится приспосабливаться, но от этого никуда не деться. Дети сегодня очень заняты — почти все посещают по несколько кружков, а еще и в школе нагрузка очень велика. Я разрешаю своим воспитанникам немного припоздать, если в расписании у ребенка происходят какие-либо накладки. Как я могу запретить ребенку посещать другие учреждения дополнительного образования, если ему хочется развиваться в нескольких направлениях одновременно?

Вообще, дополнительное образование сегодня выполняет компенсационную функцию — оно позволяет детям получить то внимание, которого им порой не хватает в семье. Сейчас родители вынуждены пропадать допоздна на работе, а потом еще и вечерами трудиться дома — иначе не выжить, не прокормиться. На то, чтобы позаниматься спортом с сыновьями и дочками, почитать вместе интересные книги, поработать над развитием речи и мелкой моторики, у них зачастую не остается ни сил, ни времени. Эту важную функцию в значительной степени берут на себя кружки. Мы не только развиваем детей, но еще и стараемся дать им то душевное тепло, в котором они так нуждаются. 

Победа — вовсе не главное 

Через объединение «7-Я» прошли все три дочери Ирины Сергеевны — Юлия, Дарья и Екатерина. Теперь в СЮТ на занятия к бабушке ходят внуки и внучки. Все они, кроме старшей дочери, являются участниками международной интеллектуальной программы «Одиссея разума».

В «Одиссею» Ирина Чистякова пришла благодаря коллеге, преподавателю СЮТа Валерию Мухортову. В 90-е годы ребята из творческого объединения «Юный конструктор» под его руководством попробовали свои силы в этом новом тогда для российского образования направлении. Попробовали и сразу же начали выдавать высокие результаты — призовые места на чемпионатах области и страны. Ровно двадцать лет назад, в 1997 году, команда, созданная Валерием Николаевичем и названная «Чудаки», отправилась на мировой финал игры в США, где завоевала золото состязаний. На международное жюри произвел незабываемое впечатление робот Рыжик, изобретенный копейчанами, — он умел двигать руками, головой, вставать со стула, ходить, говорить, петь и даже играть на саксофоне, притом что в нем совершенно не было электроники.

Ирина Сергеевна своими глазами видела ту блистательную победу — она сопровождала команду станции юных техников в заокеанской поездке. Свобода детского самовыражения, ограниченного лишь темой очередной игры, настолько ее впечатлила, что она не смогла устоять перед желанием попробовать свои силы в этом направлении — собрала свою команду «7-Я», которая на первом своем выступлении в 1998 году взяла на областных соревнованиях третье место.

Воспитанники Ирины Чистяковой участвуют в «Одиссее» двадцатый год без перерыва и каждый раз изумляют своими изобретениями, с помощью которых решают обозначенные в заданиях задачи. В прошлом году сразу две подготовленные ею команды, выступающие в разных возрастных группах, поднялись на первую ступень пьедестала региональных состязаний. Одна команда решала проблему «Нестандартная переработка»: ребятам нужно было спроектировать и построить транспортное средство, которое будет двигаться между двумя экосистемами, собирать ненужные предметы, перерабатывать и приспосабливать их. Причем машину нужно было не только построить, но и управлять ей. Вторая команда СЮТ работала над проблемой «Кое-что о рыбках», заключавшейся в том, чтобы показать оригинальное представление о рыбаке, ведущем ловлю с пирса тремя разными техническими методами. Добыча при этом находилась в движении, да к тому же по условиям постоянно менялась «погода».

Эти и многие другие победы ребят из творческого объединения «7-Я» прочно вписаны в российскую и международную интеллектуальную «Одиссею», но Ирина Чистякова гордится вовсе не медалями.

— Чемпионский титул — вовсе не гарантия счастья, — рассуждает она. — Куда важнее, что дети как на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, так и в ходе участия в «Одиссее разума» раскрывают свои таланты, учатся рассуждать, фантазировать, отстаивать свою точку зрения и, конечно, дружить.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
16 апреля 2024 18:28 Школа лидера: здоровый образ жизни и экологические привычки

 16 апреля в городской Станции юных техников состоялось тематическое заседание городской «Школы лидеров», которое было посвящено межведомственной профилактической акции «За здоровый образ жизни».

16 апреля 2024 18:00 Тотальный диктант в ИТ-лицее Привилегия прочитает Ирина Текслер

Регистрация на участие в акции уже началась. 

Новости СМИ2