Гобелены Натальи Гашевой

08 августа 2022 10:05 - автор Александр Вольф Фото: Александр Вольф

Наталья Николаевна Гашева – личность в Копейска легендарная – классный художник (член Союза художников России с 2007 года), исполнитель авторской песни в составе квартета «Эдельвейс», а ещё автор потрясающих гобеленов.

А начиналось всё просто, как у большинства советских молодых людей 60-х годов: школа, педагогический институт, работа учителем физики в школе. Правда, есть одно отступление – она параллельно посещала изостудию при Дворце пионеров и школьников города Копейска. Вот этот факт и перевернул дальнейшую жизнь девушки. В семидесятые годы она поступает в Нижнетагильский пединститут на художественно-графический факультет. Там студентка случайно знакомится с литовской художницей по гобелену, которая открывает ей мир её будущего творчества.


- Гобелен, - говорит Мастер, - это народное искусство. А народное искусство базируется на орнаментике, сакральности, семантике, это таинство знаков и символов. Ткачество – наидревнейшее из творчеств наряду с гончарным. Ведь в первую очередь человеку нужны были одежда и посуда. А когда утилитарное постепенно стало переходить в эстетическое, только тогда оно стало искусством.

Разглядываю тканые произведения (именно произведения!), пытаюсь понять, как можно эти работы выполнить без карандаша и кисти, без какого-то приспособления, станка, прибора. На мой, по-видимому, наивный и очень частый для автора вопрос, Наталья Николаевна, улыбаясь, цитирует строчку из стихотворения Анны Ахматовой «Тайны ремесла»: «Когда б вы знали,  из какого сора растут стихи…»

- Человека должны окружать произведения, - проводит ликбез журналисту, - сделанные руками. Тогда они передают мысль, чувства, энергию человека. В этом и есть самый большой смысл произведения искусства.


И поясняет, что все гобелены плетёт руками. Единственный, по сути, уникальный инструмент-помощник в работе – это… обычная столовая вилка. Её задача «прибить» нити готового узора. Из материалов можно использовать всё: шёлк, шерсть, синтетику, нитки и прочее.

- Как рождается работа? Понимаете, - говорит, - это как писать музыку и сочинять стихи. Творческий процесс – он непредсказуемый. Когда я только начинала, мой учитель сказала мне: «Ты живёшь в богатейшем по красоте месте страны, посвящай свои работы Уралу». Так появилась у меня целая серия гобеленов, посвящённая уральским камням и одна из первых, конечно же, малахиту.

Изготовление гобелена – очень сложная и кропотливая работа. На одно полотно нередко уходит от месяца до трёх. На сегодня из-под рук Натальи Гашевой вышло более сотни работ. «В живых», как говорит она сама, «не больше полусотни». Гобелены южно-уральского Мастера хранятся во многих музеях Челябинской области, разъехались по всей Российской Федерации, есть в частных коллекциях в Греции, на Украине, в Германии и некоторых других странах. Проследить за судьбой каждой невозможно.


Несколько раз говорила себе: «Закончатся нитки – перестану садиться за очередной холст». Но ниток почему-то меньше не становится, да и пройти мимо магазинов, где можно приобрести материалы, всегда забывает. Так что, уверен, ещё не один раз мы увидим новые гобелены от Натальи Николаевной Гашевой.