Копейчане готовили бойцов «собачьего спецназа»

15 декабря 2015 14:38 - автор Людмила Гейман
Что такое патриотизм? Для меня это — любовь к семье, близким людям, к своей земле, родному краю, всему, что мы называем Отчизной. Не стыдясь громких слов, скажу, что горжусь героической историей страны, старшими поколениями защитников Отечества. 
Евгений Чухарев

Наши предки, преодолевая все препятствия, умели побеждать врага. Потому что на самом деле, кем бы ни был настоящий мужчина по профессии, его извечное призвание и священная обязанность — Родину защищать.

Я хочу рассказать о человеке, который всю свою сознательную жизнь посвятил служению Отечеству. Рассказать со слов его брата, потому что сам он, к сожалению, пять лет назад неожиданно ушел из жизни. Впрочем,  отчасти это история о двух братьях — коренных копейчанах  Евгении и Викторе Чухаревых. И начнем мы ее с далекого весеннего дня 1969 года, когда  братьев-погодков  вместе с другими новобранцами город торжественно провожал с площади Красных партизан  на срочную службу. 

Вместе с Миртой

Евгений и Виктор уходили  в пограничные войска вместе  со своей служебной собакой Миртой.  В небольшой заметке «Копейского  рабочего» тогда было написано: «Под звуки оркестра и рукоплескания Валентина Григорьевна Чухарева вручает своим сыновьям-призывникам шкатулку с уральской землей. Радостно бросается к ней овчарка, стоящая в ряду  рядом с ее сыновьями. Мирта — золотой и серебряный призер нескольких выставок, она уходит вместе с Виктором и Евгением служить в армию…»

— Да, мы пошли тогда служить втроем — я, Женя и Мирта, — рассказывает Виктор Николаевич Чухарев. Хотя Женя на год младше меня, но мне по ходатайству клуба  собаководства тогда дали отсрочку на год, чтобы хорошо подготовил собаку. Мы и сами готовились к службе серьезно — занятия в спортивном обществе «Химик», сдача  комплекса «Готов к защите Родины». В стрельбе из малокалиберной винтовки я выбивал 48 очков из 50-и. В то время серьезно и ответственно относились  к воинской обязанности, даже стыдно было ребятам, если в армию не брали по какой-то причине: мол, что я — не мужчина, не защитник? Мы с братом мечтали о пограничной службе. Наше ходатайство поддержал Челябинский клуб служебного собаководства, где мы занимались с Миртой.  

На китайской границе

Служить братьям пришлось на советско-китайской границе. Тогда, в конце шестидесятых, отношения СССР  с Китаем были  сложные, часто случались провокации, так что ответственность на наших пограничниках лежала  большая.

Голая степь, палящее солнце, ветер, несущий красноватую пыль. Ни деревца, ни кустика, только саксаул  колючий топорщится. Чухаревых  послали на полгода в школу инструкторов служебных собак, Мирта осталась в отряде. Особенно жаль было расставаться с любимицей Виктору. Но получилось так, что по возвращении с курсов на границу  в звании сержантов братья стали служить на разных заставах, Мирта осталась с Евгением. Встречались редко. Случалось это на таежной тропе, на стыке дозоров. Успевали переброситься  лишь несколькими словами: «Как дела?» — «Все нормально». — «Ну, удачи». На большее не было времени — служба.

За отличие в службе Виктора вскоре назначили старшиной отряда  инструкторов служебных собак, он занимался воспитанием молодых следопытов, хотя сам был нисколько не старше тех, кого обучал неожиданностям тайных троп. Евгений тоже достойно нес службу. Сегодня уже забылись события августа 1969-го, когда произошла серьезная схватка  наших пограничников с китайскими провокаторами у высоты Каменной. Так вот, именно застава, где служил Евгений, вступила тогда в схватку с  нарушителями  границы, два наших пограничника погибли. По старой традиции оружие солдат, погибших при охране государственной границы, передается лучшим воинам заставы. Евгению Чухареву тогда вручили автомат Михаила Дулепова, геройски погибшего у высоты Каменной.

Со старшинскими погонами и знаками отличия вернулись вместе с Миртой братья Чухаревы в родной Копейск после службы. 

С «гражданки» — снова в армию

— Стали мы с Женей работать на заводе «Пластмасс», в одном цехе,  — вспоминает  Виктор Николаевич. Это же наше родное предприятие было, родители здесь трудились, оба они труженики тыла. Мама была в начале войны эвакуирована сюда из Гомеля, замуж здесь вышла за папу  да так и осталась в Копейске. Сейчас ей 90 лет... так вот, вернулись мы на завод и параллельно поступили в Свердловский горный институт на заочное. Да видно военная служба сильно по душе была Жене, и когда при военной части открылась школа прапорщиков, он пошел туда. Отучился и стал служить по контракту во внутренних войсках.  Институт, правда, не бросил, вместе окончили. Но профессиональные пути наши разошлись — я трудился в конструкторском бюро завода, он служил. 

Истекал срок контракта, и перед Евгением Чухаревым встал вопрос:  что дальше?  Здесь надо сказать, что во время службы наш земляк не раз встречался с военнослужащими, приезжающими в Челябинский клуб служебного собаководства, чтобы закупать там специально выученных собак. От них и узнал о  подмосковной школе-питомнике  «Красная звезда», готовящей служебных собак для армии и флота России. Основанная еще в 1924 году, она имела славную историю и прочную репутацию.  И Евгений, не колеблясь, поехал в город Дмитров, в воинскую часть  при знаменитой школе.  Его приняли на службу по контракту. И уже через год  наш земляк экстерном окончил Московское высшее общевойсковое командное училище, получил офицерское звание. Было это в 1979 году, когда СССР вступил в  изнуряющую и бессмысленную войну  в Афганистане… 

«Афганистан — грохочет где-то пулемет…»

Служба Евгению была по душе, ведь он занимался любимым делом. Надо было обладать особой проницательностью, чтобы за  короткий срок подбирать и составлять служебные «пары» — молодых солдат и необу-ченных собак. Верен подбор — тогда достигается взаимопонимание, абсолютное послушание собаки. Четвероногий друг готов выполнить любое задание вожатого, уберечь его от опасности, не подвести в боевой обстановке. Вскоре наш земляк  лично убедился в этом много раз.

В 1982 году командир роты Дмитровской войсковой части (к которой относился и питомник «Красная звезда») Евгений Чухарев  был направлен в Республику Афганистан исполнять, как тогда говорили, интернациональный долг. Два года прослужил он среди азиатских гор и тайных троп, где на каждом шагу подстерегала опасность.  Впрочем, это была не служба — война. И здесь пригодились его опыт и умение построить работу со  служебными собаками. Четвероногие «военнослужащие»  не раз выручали наших солдат в экстремальных ситуациях. 

Из интервью Евгения Чухарева газете «Красная звезда» (ноябрь 1992 г.): «По поведению собак мы  довольно точно могли прогнозировать, когда будет обстрел. Движется, например, колонна, и вдруг собаки начинают нервничать, не находят себе места. Это сигнал к опасности. Через 10-15 минут, как правило, следует обстрел колонны, но мы уже готовы к этому, заняли позиции… Однажды был такой случай. Старший лейтенант Леонид Муравьев шел по тропе, и вдруг его овчарка по кличке Анчар ушла в сторону. Зовет — ноль внимания, а ведь до этого не было случая, чтобы не выполнил команду. Только свернул за ним — раздался выстрел снайпера-душмана. Оказалось, Анчар почувствовал опасность и решил увести хозяина. Леонида тогда все же ранило. Когда его доставили на вертолетную площадку, чтобы отправить в госпиталь, тут же серой молнией, сметая все на своем пути, за ним устремился Анчар. Увидев окровавленные бинты, бледное лицо, пес…  заплакал. По-настоящему, во-от такими слезами. Как после этого не любить собак?»

Во время службы в Афганистане наш земляк вместе с подчиненными занимался разминированием, много раз выходил на специальные операции, длившиеся по полмесяца-месяцу. Награжден орденом Красной Звезды.  

Собачий папа

Исполнив свой интернациональный долг,  Евгений Чухарев вернулся в свою часть.  Командир  батальона, заместитель  командира части, командир части — таков послужной список нашего земляка. Выпускники кинологической школы с честью выполняли сложные и опасные задачи по разминированию сотен хитроумно расставленных мин. За время руководства школой Евгений Николаевич завоевал непререкаемый авторитет и уважение. Завоевал не стремлением к карьере, а добросовестной службой, преданностью делу, настоящей, не показной любовью к своим четвероногим питомцам. Не случайно среди подчиненных его за глаза (да и нередко в глаза) называли «собачий папа». Впрочем, он не обижался.

Считая себя продолжателем основателя подмосковной части служебного собаководства генерала Медведева, полковник Евгений Чухарев вел в центре племенную работу. Добился высоких результатов, культивируя такую породу, как кавказская овчарка. Его воспитанник по кличке Осман стал победителем всемирной выставки служебных собак в Германии. Школа славилась хорошо выдрессированными, дисциплинированными служебными собаками, способными выполнять любую поставленную задачу.   Это был настоящий «собачий спецназ». С 1994 года 4-я Центральная школа была преобразована в методико-кинологический центр служебного собаководства  Вооруженных Сил России.  

Дает ли таможня «добро»?

В 2003 году Евгений Чухарев был назначен начальником Центральной таможни. Но и здесь он остался верен своему призванию:  благодаря его настойчивости,  целенаправленной деятельности и, безусловно, поддержке руководства ведомства был создан Кинологический центр Федеральной таможенной службы, организована принципиально новая система профессионального обучения специалистов-кинологов. 

— В то время брат и меня к себе звал, зная мою любовь к собакам, — рассказывает Виктор Николаевич Чухарев.Но в Москву я не поехал — здесь семья, старенькая мама. Тем более до этого я тоже долгое время служил в армии: от завода по партийному набору был призван в военную часть города Балашова Саратовской  области, был там заместителем командира по политчасти. Когда вернулся,  служил в служебном батальоне кинологов, он сначала в Челябинске был, потом  в Копейске. Хороший  был батальон,  в последнее время — единственный во внутренних войсках на весь Уральский округ. 

Однако вернемся к герою повествования. За большой вклад в развитие ФТС Евгений Чухарев был награжден медалями, нагрудным знаком «Отличник таможенной службы». А в перспективе была работа советником президента по кинологии.

26 ноября этого года Евгению Николаевичу исполнилось бы 65 лет — возраст зрелой мудрости. Но… До своего 60-летнего юбилея он не дожил ровно две недели. На территории Центральной таможни России заложен памятный камень. На этом месте в ближайшее время вырастет памятник первому руководителю Кинологического центра ФТС генералу-майору таможенной службы Евгению Николаевичу Чухареву. Нашему земляку-копейчанину.   

— Всю свою жизнь брат служил во имя защиты Отечества, — говорит Виктор Чухарев.Конечно, далеко не все готовы посвятить  себя армии, у каждого свой путь. Но, думаю, и сегодня каждый молодой человек, считающий себя патриотом, должен быть готов защитить Родину с оружием в руках. А значит, пройти службу в вооруженных силах, выполнить свой воинский и гражданский долг.