Спецкор «Копейского рабочего» побывал в Донбассе

23 января 2019 13:08 - автор Владимир Колмогоров Фото: Владимир Колмогоров, Иван Оленичев, Дмитрий Сергеев
И описал свои приключения в стиле репортажа.

Ноябрьским вечером раздался телефонный звонок из Москвы от друга Ивана.

Не хочешь ли съездить на Новый год в Донецк?

К таким заманчивым предложениям я уже привык. В 2017 году Иван в одиночку совершил «марш-бросок» на Припять. А сколько заброшек покорил! В том числе и знаменитые московские Ховринскую заброшенную больницу и долгострой «Синий зуб», где на высоте 32-го этажа сфотографировался с номером «Копейского рабочего».

Для многих людей Донбасс ассоциируется с войной, насилием, разрухой и нищетой. Но какова реальная ситуация? Об этом регионе с непростой судьбой мы знаем лишь из новостей — но газетные и телевизионные сюжеты, занимающие значительную часть информационного пространства, как ни странно, не дают полной картины жизни в непризнанной Донецкой республике. Они сообщают о политической напряженности, но, как правило, молчат о судьбах простых людей.

Можно ли свободно попасть на в ДНР? Интернет-поисковик дал ответ: для пересечения границы достаточно паспорта гражданина Российской Федерации.

Отказываться от дружеского предложения я не стал и начал подготовку к необычному турне. Мы с Иваном следили за сообщениями из горячей точки. Лента сообщений не радовала: «На 15 декабря готовится масштабное наступление Украины со стороны Мариуполя на территорию Донецкой Народной Республики». Затишье… И — новое сообщение о провокациях в ночь с 24 на 25 декабря, уже в горловском направлении.

К счастью не только для жителей ДНР, но и для нас военное положение, объявленное на Украине, завершилось 26 декабря. А перед Новым годом противоборствующие стороны договорились о перемирии.

И все же мы до последнего не знали, чего ожидать. Саквояж собран, билеты в кармане, а значит — решено, едем, как бы ни сложились обстоятельства! В субботу 29 декабря наша команда — коренной копейчанин, а ныне московский юрист, сталкер и путешественник Иван Оленичев, популярный блогер-инстаграмщик Дмитрий Сергеев из Йошкар-Олы и ваш покорный слуга — выехала из столицы в Ростов-на-Дону, взяв курс на Донбасс.


Путешествие за границу

В воскресный полдень автобус сделал конечную остановку в заснеженном Ростове-на-Дону. Через сервис поиска попутчиков bla-bla-car мы нашли водителя Сергея, согласившегося довезти нас до столицы Донбасса за шесть тысяч рублей. Цена дикая! Но других вариантов не было. Величавым безмолвием нас провожали многочисленные монументы – хранители памяти о Великой Отечественной войне, установленные вдоль трассы по всей Ростовской области.

Через два часа — граница России. Таможенники проверили наши документы и сумки. Мы проследовали к пункту пропуска ДНР «Мариновка».

У Мариновки — караван автомобилей, ожидающих въезда в республику. Водитель Сергей предложил вариант:

— До утра будем стоять? Или без очереди? Правда, это тысячу стоит.

— Без очереди.

Поднялся шлагбаум. Из-за окошка послышался строгий голос:

— Куда едем?

— В Донецк.

После изучения документов таможенники дали добро, и Сергей завел машину.


Погода ухудшалась. Снег валил беспрестанно. По пути обогнали автобус, а вскоре из новостей узнали, что он застрял в сугробах, и люди всю ночь ждали освобождения из снежного плена.

Прерывающийся, но до конца еще не угасший сигнал сотовой связи позволял моему телефону отсылать друзьям сообщения: «Пересекли границу ДНР». Вскоре на дисплее окончательно воцарилась коротенькая фраза: «Нет сети» — этакий психологический рубеж. «Нет сети» — а что тогда есть? Есть заснеженная дорога вдали от дома и мерно шуршащий шинами автомобиль, уносящий нас, троих искателей приключений, к новым впечатлениям, знакомствам и открытиям.


В ДНР самый распространенный оператор мобильной связи — «Феникс». Приобрести сим-карту возможно только по паспорту в отделениях почты. Также в зоне доступа действует украинский «Водафон», который используется местными жителями для общения с родными и близкими из Незалежной. Главный минус — с «Водафона» нельзя дозвониться до абонентов «Феникса». Продаются симки свободно, их можно найти и в продуктовых магазинах. Такая доступность легко введет в заблуждение человека, который впервые оказался на территории молодого государства.



На территории ДНР с 23:00 до 5:00 действует комендантский час. Запрещается передвижение людей по улице, проезд общественного и частного транспорта. Нарушителей ждет штраф либо арест на 15 суток.



До победного конца

Единственное освещение на дороге — от автомобильных фар. Первый населенный пункт — Степановка. Взгляд непроизвольно отмечает первые отметины вооруженного противостояния — разрушенные частные дома и дальше выхватывает из тьмы указатель к Саур-Могиле.

Один из бастионов воинской славы Донбасса скрыло от наших глаз ночное, но уже мирное небо. В годы оккупации немецкие захватчики возвели на кургане оборонительные сооружения. Летом 1943 года, советские войска, освободив Степановку, двинулись к Саур-Могиле. А 31 августа наши части овладели высотой. В 1967 году здесь открыли мемориал, а в 1975 году, к 30-летию Победы, зажгли Вечный огонь.

В ходе боев летом 2014 года Саур-Могила переходила из рук в руки. То ополченцы, то украинские войска заявляли о контроле над территорией. Но все же ВСУ были отброшены. Каменные воины, изрешеченные пулями и снарядами не отступили вместе с ополченцами, стояли до победного конца.

По дороге нам периодически встречались таблички с названиями сел: Петровское, Терновое. Мы приближались к трассе. За окнами проплыл город Шахтерск — в окнах жилых домов редко где теплился свет. Один за другим оставались позади населенные пункты. Вот город Зугрэс, обязанный своим необычным именем расположенной в его черте Зуевской ГРЭС (ныне ТЭС), на первой градирне которой самый большой нарисованный флаг самопровозглашенной республики размером в две тысячи квадратных метров. Вот шахтерский Харцызск. За ним — Макеевка, крупнейший углепромышленный центр ДНР. Как и Копейск для Челябинска, Макеевка является городом-спутником для Донецка.


Дорога к дому

Наш автомобиль ускорился, словно предчувствуя приближение к знаковой вехе — стеле «Город-герой Донецк». Повсюду чувствовалось дыхание праздника: столица Донбасса пестрила новогодними баннерами, львиную долю которых занимали билборды с поздравлениями от главы ДНР Дениса Пушилина. Широкие улицы и проспекты, многоэтажные жилые дома, спортивные сооружения, предприятия — город как город. Человек несведущий ни за что не догадается о его непростой судьбе.


Сергей высадил нас на улице 50-летия СССР. Там мы забрали ключи от съемной квартиры. Покружив по малолюдным улицам мегаполиса, вышли к главной площади — Ленина. Сегодня Украина живет по закону о декоммунизации, всячески пытаясь распрощаться с советским прошлым. Сносятся памятники, переименовываются улицы, переписываются события. Но в Донецке прошлое чтут. Иначе не могут. Нравится это всему миру или нет, но ДНР — это отдельная страна, молодая, но с выученными уроками истории. На главной площади, как полагается в декабре, уже стоит высокая наряженная ель с иллюминацией. Рядом с лесной красавицей — флагшток с развевающимся флагом республики. На площади множество людей собрались в предвкушении самого доброго и любимого праздника.


Новогодние каникулы в ДНР, как и в России — с 31 декабря по 8 января. Впрочем, здесь многое, как у нас: основная валюта — российский рубль, повсюду слышится родная русская речь. На площади Ленина есть любопытный артобъект с бело-сине-красным сердечком и надписью «Россия». На центральных улицах то и дело встречаются баннеры с цитатой лидера республики Александра Захарченко, чья жизнь трагически оборвалась: «Родина у нас у всех одна — Россия».

Совсем недолго подождав на остановке, мы сели в подошедший новенький троллейбус, чтобы добраться до «Донбасс Арены», неподалеку от которой мы арендовали жилье. Кондуктора в салоне не оказалось — платить за проезд в донецком общественном транспорте нужно прямо водителю. Стоимость поездки по нашим, копейским, меркам является символической — три рубля. Передав деньги водителю, Иван получил взамен разноцветные билеты. Теперь их нужно погасить, самостоятельно пробив через компостер — на линии работают контролеры.

В троллейбусе радиоголос объявляет о наборе по контракту на военную службу лиц от 18 до 55 лет. Донбасс сдаваться не намерен!



3 рубля — стоимость проезда в общественном транспорте Донецка (автобус, троллейбус, трамвай). Цена распространяется только на внутригородские рейсы.

Мы вышли на остановке «Проспект Титова», неподалеку от которой расположилась чаша стадиона «Олимпийский», а за ним — «Донбасс Арена». У «Олимпийского» установлен прижизненный памятник уроженцу Донбасса Сергею Бубке, легенде советского спорта, олимпийскому чемпиону по прыжкам с шестом.

Первым делом мы заглянули в ближайший магазин, чтобы обеспечить себя хлебом насущным. С каким радушием встретила нас продавщица, узнав, что мы из России! Купив нехитрый продуктовый набор, мы заплатили примерно столько же, сколько отдали бы в любом из копейских супермаркетов, так что цены на продовольствие сопоставимы с российскими.

Идем к нашему дому на улице Артема. Во дворах темно. Светим фонариками смартфонов, чтобы отыскать подъезд. Через несколько минут мы оказались в тепле и смогли отдохнуть от дороги. В одиннадцать вечера по всей республике начался комендантский час.

Продолжение следует