Знай наших! Копейчанка победила во Всероссийском конкурсе концертмейстеров

22 декабря 2017 11:24 - автор Светлана Полежаева
До выхода на конкурсную сцену оставались считанные минуты. Нина Гранкина заметно волновалась. Ей казалось, что у нее ужасно влажные ладони — будут ли клавиши рояля беспрекословно слушаться касаний ее пальцев? Она так и вышла из-за кулис, сжимая в руках платочек.

Надеяться на себя

Волнение простительно Нине вдвойне. Мало того, что ей всего-то десять лет, так еще и формат творческого состязания более чем серьзен: V Всероссийский конкурс пианистов-концертмейстеров собрал лучших среди маленьких и молодых музыкантов из разных регионов страны. Борьба предстояла непростая. И неясно было, что сложнее — победить соперников или свой страх, который так и норовил сковать кисти рук.
Для нее это был первый настолько масштабный конкурс, если не считать поездки в Санкт-Петербург прошлой зимой. Тогда, почти год назад, она в числе других воспитанниц коллектива «Радуга надежд», которым руководит замечательный педагог Татьяна Волкова, стала победительницей детско-юношеского чемпионата мира по хоровому пению. Но там-то она была частью большой и дружной команды. Здесь же надеяться можно было только на себя.

Не в тягость, а в радость

Природная музыкальность одаренной копейчанки начала проявляться еще в дошкольном возрасте. Мама Нины тягу к прекрасному поддержала — пригласила педагога, которая взялась преподать крохе основы вокала и познакомить ее с нотной грамотой. Когда девочке исполнилось семь, ее погружение в мир творчества продолжилось уже в ДШИ № 2, причем сразу в двух смежных направлениях. Помимо участия в хоровом коллективе «Радуга надежд» Нина учится играть на фортепиано под руководством Ольги Потапкиной.

Выдерживать двойную нагрузку бывает непросто, учитывая, что общеобразовательная школа требует не меньшего приложения усилий и не меньших временных затрат, чем школа искусств. Однако отказаться от любимого хобби, которое, вполне возможно, со временем перерастет в профессию, она не готова. Поэтому репетирует в любую свободную минутку, в том числе и по выходным.

Единство противоположностей

— Мои педагоги говорят, что петь надо сердцем, — говорит Нина, улыбаясь так открыто и искренне, как умеют улыбаться только дети. —  Когда я занимаюсь в хоре, то работаю не столько голосом, сколько сердцем. Когда я играю на фортепиано, то тоже стараюсь вкладывать в каждое касание пальцев свои мысли, эмоции, впечатления от музыки. Только так можно сделать музыкальное произведение по-настоящему живым.

Она не боится браться за произведения, написанные под опытных исполнителей, потому что умеет перенимать то настроение, которое изначально было вложено в них автором. В какие-то моменты ей пока чуть-чуть не хватает техники, но это дело наживное — со временем все наработается. На всероссийский конкурс Нина вышла с лиричной, требующей от исполнителя особо проникновенной манеры игры «Колыбельной» Александра Спендиарова и с быстрым, техничным «Рондо в венгерском стиле» Йозефа Гайдна. Сложности программе добавляет разноплановость этих произведений — перестроиться с одного ритма и настроения на совершенно иные бывает непросто даже опытному музыканту, не то что ученице четвертого класса.

Кто такой концертмейстер?

Концертмейстер — термин многозначный. В симфоническом оркестре под этим понятием подразумевается руководитель группы инструментов. Но также концертмейстером называют и пианиста, который разучивает партии с певцами или музыкантами-инструменталистами, а затем аккомпанирует им на концертах. Работа эта имеет свои особенности: играть в одном темпе с солистом, синхронно вступать после пауз — задачи, требующие не только исполнительского мастерства, но и чуткости, внимания к партнеру по сценическому тандему.

Выступать Нине помогала музыкант из Челябинска Полина Бойко, преподаватель по классу скрипки. Она, выражаясь профессиональным языком, иллюстрировала игру юной копейчанки, но все внимание строгого жюри было направлено на Нину, поскольку по условиям конкурса оценивалось лишь выступление концертмейстера.

— Когда мы только начали репетировать с Полиной Олеговной, я волновалась, что не смогу выработать синхронность, — вспоминает Нина процесс подготовки к конкурсу, не отнимая рук от клавиш рояля. — Она мне даже кивала головой, когда пора вступать. А потом я понемногу научилась так чувствовать музыку, что даже и не смотрела на преподавателя — все получалось само собой.

Предновогодний подарок

Вот и на конкурсной сцене все тоже получилось само собой. Нина села за инструмент — и поняла, что ее волнение осталось где-то там, за кулисами. Она знала, что в зрительном зале сидит директор школы искусств № 2 Наталья Николаевна Фастовская, — и выступала для нее. Для хорошо знакомого человека играть легче, чем для судей, дотошно оценивающих каждую извлеченную тобой из инструмента ноту.

Рояль и скрипка поддерживали друг друга, сливаясь в едином звучании. И многоопытная скрипачка Полина Олеговна, и начинающий концертмейстер Нина играли, как и положено настоящим музыкантам, сердцем.

Итоги конкурса объявили не сразу. Участников было так много, что прослушивание длилось несколько дней. Робкая надежда на победу у Нины и ее преподавателя Ольги Викторовны Потапкиной появилась, когда раздался звонок из оргкомитета состязания: «Приглашаем вас выступить на гала-концерте».

Добрые предчувствия оправдались: ученица копейской ДШИ № 2 стала лауреатом I степени в своей возрастной группе. Эта абсолютно заслуженная победа стала, пожалуй, лучшим подарком для Нины к наступающему Новому году.


Впереди у нее еще много других, не менее значимых конкурсов. Пожелаем одаренной землячке, чтобы и они принесли ей только положительные эмоции. Впрочем, главное, конечно, не кубки и грамоты, а то, что упорная подготовка к творческим состязаниям позволяет отточить свое мастерство и достичь новых профессиональных высот.