Борис Ельцин связал два континента

21 января 2013 13:39 - автор Дмитрий Согрин Фото: Дмитрий Согрин

Американская группа, названная в честь первого президента Российской Федерации, приехала на его родину с концертом

Музыканты SSLYBY искренне восхищаются Ельциным

Разгар дня. Трасса «Челябинск — Екатеринбург» пустынна. Удивительно: пробок нет и в самом Екатеринбурге.
Впрочем, этому есть вполне логическое объяснение: в воскресенье, 13 января, люди сидят по квартирам — своим или знакомых — и чинно-мирно отмечают Новый год по старому стилю. А вот что же меня с друзьями дернуло из дому и потащило в соседний регион?

«Lemon tree» заменили на «Lumen»

Музыкальный фестиваль «Старый новый рок» проходит уже в 12 раз, но за столь краткий промежуток времени он стал поистине культовым. Созданная на родине легендарного свердловского рок-клуба музыкальная площадка стала «точкой сборки» уже не только уральских рокеров, но и коллективов из самых дальних точек России, из стран СНГ, Европы и даже США.

На фестивале «Старый Новый рок» я принимаю участие во второй раз, и мне есть, с чем сравнивать. После прошлогоднего фестиваля я почти неделю ходил в эйфории, напевая отрывки из песен групп, выступавших на нем. То матершинные куплетики группы «Х.З.» вспомнятся, то настойчивый речитатив «РабФака»: «Сталина! Сталина! Пацаны устали, на!..» И, естественно, долгое время лейтмотивом в моей голове звучала «Lemon tree» знаменитых «Fool’s garden», выступавших в финале феста 2012 года. Я уже не говорю про фееричные песне-танцы зажигательного Олега Скрипки из «Воплей Видоплясова», энергично зазывающего со сцены «Весна, весна, весна, весна, прийде!».

В этом году из звезд музыкального небосклона были заявлены популярные ныне в России «Вася Обломов», ЯрмаК, «Lumen» и британская культовая группа «10 cc». Как и в прошлом году, в Центре культуры «Урал» действовали 4 музыкальных площадки и один зал для мастер-классов и творческих встреч. Несмотря на «роковой» статус, уже второй год одна из площадок фестиваля отдана под «Rap-Stage», на которой выступают представители хип-хоп-культуры.

Вообще, чем мне нравится «Старый Новый рок», — это особой демократичностью. Видимо, не зря титульным спонсором фестиваля является Фонд Ельцина. Здесь можно выловить в коридоре и запросто пообщаться с известными музыкантами или пожать руку Шахрину или Бегунову, снующим по всему комплексу. В этом году на правах почетного гостя фестиваль посетил полпред президента РФ Игорь Холманских, который предпочел роль зрителя.

«Механическая» сюита

Стоит отдать должное организаторам, в этом году они усилили так сказать, «образовательный блок». В кинозале ЦК «Урал» проходили мастер-классы и лекции известных писателей и продюсеров. Лидер некогда популярной екатеринбургской группы «Кедры-Выдры» Михаил Лузин пообщался со слушателями на тему «Столицы: инструкции по применению». Пообтрепавшись несколько лет в столичных музыкальных тусовках и вернувшись на Родину, Михаил решил поделиться с начинающими исполнителями своим бесценным опытом.

Известному писателю и продюсеру Александру Кушниру после окончания лекции публика хлопала стоя. За час оратор сумел рассказать всем, кто собрался в зале, об удивительном человеке — Сергее Курехине. Музыкант, дирижер, продюсер, телеведущий, актер и просто хороший человек, к сожалению, практически забыт. Между тем, в далеких уже 80-х и 90-х Сергей смог объединить вокруг себя всю питерскую тусовку, создав уникальный коллектив «Поп-механика», в которой выступали ведущие музыканты групп «Аквариум», Кино» и «Звуки Му». Гениальный пианист, он помогал в записи нескольких альбомов «Аквариуму», «Алисе», Джоанне Стингрей и иже с ними. Курехин пользовался огромным уважением среди тогдашней тусовки. Что говорить, даже мэтр отечественного рока Борис Гребенщиков называл Сергея «Наш капитан».

У истоков фестиваля «СНР» стоят свердловские рок-легенды — известный музы-кант, спортсмен и меценат Евгений Горенбург, музыка-нты группы «Чайф» Влади-мир Шахрин и Владимир Бегу-нов, экс-музыканты групп «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус» и другихНе только концерты, на даже подвальные репетиции превращались в шоу: музыкальная фантасмагория с несколькими бас-гитарами, звуками, издаваемыми льющейся из чайника водой или железной лестницей, подчинялась каждому телодвижению Курехина: лидер «Поп-механики» дирижировал всем телом. Шутник, убедивший полстраны в телеэфире программы «Пятое колесо», что «Ленин — гриб», умер в 1996 году от редчайшей болезни — саркомы сердца.

Наследие Курехина — это большой клад в музыкальную сокровищницу не только России, но и мира. Если записать все его музыкальные опыты и выступления, студийные записи и сессии с отечественными и зарубежными музыкантами, то получится более 500 компакт-дисков.

Лично я благодарен Александру Кушниру, который так проникновенно рассказал о Курехине, с которым был знаком лично. Благодарность лектору выражали не только матерые рокеры, знакомые с творчеством Сергея, но и случайно забредшие в кинозал рэперы, так и оставшиеся сидеть с раскрытыми от восхищения ртами.

Полезна для многих была встреча с генеральным директором музыкального телеканала «A-Оne» Вячеславом луговых. Телепродюсер дал реальные советы, как снять клип и оазместить его на телеканале «A-one».

Ну, а творческая встреча с известным музыкантов, экс-лидером группы «Агата Кристи» Вадимом Самойловым стала бальзамом на душу многим поклонникам творчества «Агаты». Вадим Рудольфович общался с залом откровенно, вежливо отвечал на самые глупые вопросы, дарил самым преданным фанатам винилы со своим первым студийным альбомом.

В поисках пятого «угла»

То ли это делается специально, то ли по стечению обстоятельств, но получается так, что выступления самых интересных музыкантов совпадают по времени с мастер-классами, на которых уж очень хочется побывать. А параллельно идет пресс-конференция с каким-нибудь хэдлайнером фестиваля.

И получается так: зрители снуют из одного зала в другой, благо все они находятся в одном здании. Несмотря на то, что фестиваль длится 10 часов, реально послушать — так, чтобы вникнуть в творчество, — удается лишь 7-10 коллективов.

В итоге, пока я восхищался Кушниром и Курехиным, не удалось послушать в зале «Альтернатива есть!», в общем-то неплохую команду из Москвы «Точка отрыва». Выступавшая за ней екатеринбургская «Дарта» меня особо не впечатлила, поэтому я решил прогуляться до «President-stage», где должны начать играть ребята из челябинской группы «Вето». Но, проходя мимо «Rap-Stage», располагавшейся аккурат между «Альтернативной» и «Президентской» площадками, остановился завороженный. На сцене блистало трио из Озерска «2rbina 2rista».

Стильные, подвижные парни просто притягивали своей энергией, застявляя меня — почетного рокера города Копейска — двигаться в такт музыке. А музыка «Турбины» (так читается название группы озерчан) – это что-то с чем-то. Это не рэп даже и не хип-хоп, это нечто большее, что-то мощное. Меня поразили и тексты – остроумные, с качественной рифмой и особым ритмом и отнюдь не лишенные смысла:

Я несмешной, несмешной

Как прокурор окружной…

Буквально за 15 минут — а именно столько времени выделялось на выстуление малоизвестным командам — я стал фанатом «Турбины».

И несмотря на хронический недосып последние 2 ночи «гуглю» в интернете про эту команду. И, кстати, она меня очень удивила: объединившись в 2011 году, ребята уже сняли 8 клипов — качественных, стильных, достойных, на мой взгляд, ведущих музыкальных каналов. И что приятно — большинство роликов снято на Урале, я даже узнаю места: в частности, мимо указателя «Большой Куяш», мы проезжали, когда спешили на «Старый Новый рок».

Демократия в действии

На земляков «Вето» я тоже успел. Группе уже больше 10 лет: я их слышал в 2005 году на фестивалях в Челябинске, но стоит сказать, что они за это время заметно выросли: звучание обрело силу, тексты «поумнели» — что сказать, кого попало на «President-stage» не пускают. Вслед за челябицами здесь же выступали музыканты из группы «Airwood». Несмотря на то, что эти рокеры приехали из германского Дюссельдорфа, они пели на чистом русском языке и своими красивыми песнями меня порадовали. К сожалению, дослушать немцев не удалось, так как надо было спешить на пресс-конференцию с группой из Америки SSLYBY, что расшифровывается как «Someone Still Loves You Boris Yeltsin», что в свою очередь переводится как «Кое-кто вас еще любит, Борис Ельцин».

Молодые музыканты в России впервые, а тут так повезло: российский дебют состоялся на родине первого президента РФ. Американцы перед началом фестиваля возложили цветы к обелиску своего кумира.

Нам реально симпатичен этот политический деятель, — признались члены квартета. — В Америке, в начале 2000-х, когда создавался наш коллектив, имя Бориса Ельцина было на слуху. И когда он ушел в отставку, нам стало как-то по-человечески его жаль, что мы решили таким образом выразить ему признание за воплощение многих демократических идей.

Сейчас это название уже больше вызывает удивление у молодых слушателей, но команда SSLYBY менять свое название не планирует.

В этом году на участие в фес-тивале было подано более 400 заявок от музыкантов, в итоге на сценические площад-ки вышли 68 музыкальных коллективов, из них три зарубежных — из Германии, Великобритании и СШАВскоре после пресс-конференции с американскими музыкантами перед очами, микрофонами, телекамерами и фотоаппаратами журналистов предстал Вася Обломов. Василий Гончаров, лидер популярной некогда рок-группы «Чебоза», в 2011 году стал продвигать проект «Вася Обломов» — и популярность не заставила себя ждать. Автор мегахита «Еду в Магадан» побил все рекорды, за несколько месяцев стал звездой эстрады. Спеть дуэтом или трио с молодым исполнителем не считают зазорным ни Сергей Шнуров, ни Леонид Парфенов, ни Ксения Собчак.

Василий пытался общаться с журналистами искренне, но, утомленный за последние полтора года вниманием не только журналистов, но и госчиновников, и ярых оппозиционеров, он просто иронично пожимал плечами: «Извините, я не знаю, что ответить на ваш вопрос. Он слишком сложный для меня».

Едва закончилось общение с Васей, бегу в кинозал, где уже в разгаре встреча с Вадимом Самойловым. После нее — мчусь на «Президентскую сцену», где на 8 вечера назначено выступление хэдлайнеров фестиваля группы «Lumen». И тут демократия закончилась: охрана запретила журналистам не только близко подходить к сцене, но и фотографировать уфимских рокеров. Обиженные в самых лучших чувствах, представители СМИ разошлись по другим площадкам.

Лично я не пожалел, когда присел в мягкие кресла зала «VIM-stage», ибо здесь как раз играли американцы из SSLYBY. Добротный рок-н-ролльчик в стиле битлов поднял мне настроение после неприятного инцидента с «Люменами».

«Пой, Вася, пой…»

«Гвоздем программы» на этой сцене стал уже упомянутый Вася Обломов. Певец реально раскачал зал: если до его выхода на сцену зрители спокойно сидели в мягких креслах, а кто-то умудрялся даже прикорнуть, то под залихватские мелодии Обломова почитатели его таланта начали лихо отплясывать между рядов и в проходах.

Василий показал себя человеком-оркестром: свои песни он легко и непринужденно исполнял в стиле рэп, тут же переходил на бардовскую манеру, а шансон сменялся динамичным рок-н-роллом. За два года Обломов выпустил всего два альбома, и почти каждая его песня — хит: «Еду в Магадан», «Письма счастья», «Кто хочет стать милиционером», «УГ», «Начальник». Тексты песни, положенные на незамысловатую мелодию, — близки и понятны большинству. Недовольство жизнью, правительством, социальной несправедливостью, начальством и так далее — основа творчества Васи Обломова. Автор-исполнитель попал в струю, уловив общее настроение народа. Хотя, послушав час выступление Обломова, я приуныл: несмотря на легкий стеб и здоровый юмор исполнителя, живое общение с залом, Василий меня заразил пессемизмом, который коричневой нитью проходит через все его творчество. Что говорить, если 5 процентов его текстов занимает упоминание исконно русского слова «г…о». Нет ни одной песни в его репертуаре, где бы это слово не звучало, а в некоторых хитах этом термину отводится почетное место в припеве.

Несмотря на то, что Вася Обломов смотрелся на сцене «живее всех живых» (я имею в виду предыдущих исполнителей в данном зале), по сравнению с легендарной командой «Х.З.» от решительно проигрывал. В прошлом году «Х.З.» тоже был хэдлайнером «Старого Нового рока», и многие тексты песен были составлены из отборного мата, но в то же время они реально веселили, внушали позитив.

Завершал фестиваль культовый британский коллектив «10 сс». Он начал свой творческий путь в 1972 году, но в Россию — на «Старый Новый рок» — приехал впервые. Несмотря на почтенный возраст англичане пели очень качественно и слаженно, показав всем собравшимся в зале, что такое настоящий европейский рок образца 70-х. Я не являюсь поклонником этого коллектива, но их творчество меня восхитило. В репертуаре «10 сс» нет множества хитов и громких турне по миру, зато есть какое-то особое отношение друг к другу в самом коллективе и самое главное — громадное уважение к слушателям, это было очень заметно.

Несмотря на то, что на мой взгляд, «СНР-2013» был менее насыщенней, чем прошлогодний фестиваль, в Копейск мы ехали воодушевленные, и несмотря на поздний час, не чувствовали себя уставшими.

В родной Копейск из Екатеринбурга мы приехали в 4 часа ночи. Уже наступил понедельник, а в окнах некоторых домов все еще горел свет: люди продолжали провожать старый новый год.


Полпред УрФО Игорь Холманских и музыкант группы "Чайф" Владимир Шахрин


Группа "2rbina2rista"


Группа "Airwood" из Дюссельдорфа


Американская группа "SSLYBY"

Группа "Вето"


"Шаманский рок" от группы H-Ural

Вася Обломов