Давайте учиться вместе!
Кто такой Исаак Ньютон? Какие непо-стижимые загадки таит в себе квадрат гипотенузы? Зачем рыбам жабры? В школе дети получают столько информации, что диву даешься, как они умудряются все это запомнить. Думаете, учителям приходится легче? Они тоже постоянно узнают что-то новое, ведь как иначе им совладать с юными вундеркиндами. Ежегодные августовские конференции – это своего рода учеба для копейских педагогов. В этом году учителя обсуждали актуальные проблемы, которые, несомненно, будут интересны не только учителям, но и детям, а также их родителям.
Кто такой Исаак Ньютон? Какие непо-стижимые загадки таит в себе квадрат гипотенузы? Зачем рыбам жабры? В школе дети получают столько информации, что диву даешься, как они умудряются все это запомнить. Думаете, учителям приходится легче? Они тоже постоянно узнают что-то новое, ведь как иначе им совладать с юными вундеркиндами. Ежегодные августовские конференции – это своего рода учеба для копейских педагогов. В этом году учителя обсуждали актуальные проблемы, которые, несомненно, будут интересны не только учителям, но и детям, а также их родителям.
Все в сад!
Для того чтобы ребенок был успешен в школе, с ним нужно заниматься едва ли не с пеленок. Во многом первые успехи вашего чада за партой – это заслуга работников детского сада, который посещал малыш. Начнем с хорошей новости: детские сады № 8 и № 21 в этом году получили статус дошкольных учреждений второй категории.
А плохая новость все та же: к сожалению, у нас в городе охват детей дошкольным образованием сокращается — только 76,9 процента детей имеют возможность посещать детский сад. В Снежинске, к примеру, доступность дошкольного образования составляет 99 процентов.
— Снижение охвата детей до-школьным образованием обусловлено тремя причинами: увеличением рождаемости, увеличением темпов строительства жилых домов, усилением миграционных процессов населения, — считает старший воспитатель МДОУ № 35 Елена Соловьева. — Фактически детские сады переполнены, многие работают с нарушением санитарных норм. Мы вынуждены были закрыть в некоторых зимние сады, комнаты прикладного творчества, театральные студии. Это усложняет условия работы, но не оказывает решающего влияния на хорошее качество образования.
Зато в Копейске не наблюдается проблем с укомплектованностью детских садов кадрами. Ряды работников дошкольного образования пополняют молодые специалисты, постоянно повышается уровень подготовки уже работающих педагогов.
Сегодня в 48 садах реализуются образовательные программы и технологии нового поколения: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Из детства в отрочество» и другие, направленные на подготовку детей к школе. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы. Опытом такой работы могут поделиться коллективы детских садов № 1,12,17,21,27,45,52. Педколлективы дошкольных образовательных учреждений каждый год что-то обновляют, и детсады становятся методически и технически более оснащёнными.
Отдыхать хотят все
Десять лет назад были внесены изменения в федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», и организация отдыха и оздоровления детей стало обязанностью государства. В этом году из перечня видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию исключена оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работающих граждан и членов их семей. Организация отдыха детей в каникулярное время отнесена к полномочиям органов местного самоуправления. Это направление деятельности всегда стабильно обеспечивается финансированием из городского бюджета. В этом году на оздоровление и занятость подростков выделено 5 563,765 тысячи рублей (в прошлом году эта цифра составляла 3 731,8 тысячи рублей). В этом году управление образования попыталось изменить содержание работы в загородных оздоровительных лагерях. Направление по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей было реализовано в профильных сменах деятельности отрядов спортивной направленности, технического и художественного творчества. К примеру, в детском оздоровительном лагере «Юность» в этом году численность профильных отрядов составила 60 процентов от общей наполняемости.
Призеры всероссийского этапа международных состязаний роботов Алексей Гагарин и Александр Юрьев получили бесплатные путевки во Всероссийский детский центр «Орленок» для участия в смене «Золотой запас», 5 школьников по итогам участия в областном этапе всероссийских предметных олимпиад получили путевки в детский спортивно-оздоровительный комплекс «Абзаково». Региональный экологический центр Челябинска по результатам областного конкурса фотографий на экологическую тему предоставил бесплатные путевки детям ДЮК «Чайка» в палаточный лагерь «Планета детей» на озере Тургояк. Там же побывали 10 победителей конкурса «В мире прекрасного» из СЮТ.
В этом году в городских оздоровительных лагерях на базе образовательных учреждений отдохнул 4061 ребенок (в прошлом году — 3558 детей), в загородных оздоровительных лагерях — 2225 ребятишек (в 2009 году – 1355).
Не школа, а университет
В августе 2007 года учителя города познакомились с автором учебников и пособий по математике, заслуженным учителем РФ, директором института здоровьесберегающих технологий в образовании Владимиром Жоховым. Восемь учителей начали работать по его методической системе. В 2008 году к этой работе подключились еще семеро учителей, а в прошлом учебном году еще тринадцать педагогов готовы были следовать программе Жохова.
Сегодня по этой методике работают 28 классов в девяти образовательных учреждениях города: в школах № 4, 6, 7, 13, 42, 44, 45, 47, 48. А с сентября 2010 года еще 12 университетских классов в восьми школах открыли свои двери для первоклассников.
Методическое руководство осуществляется самим автором системы на протяжении трех лет еженедельно. Такое профессиональное общение необходимо учителям, которые получают не только печатные материалы и презентации к урокам, но и глубокие знания по преподаваемым предметам и другим дисциплинам. Педагоги участвуют в научно-практических конференциях, организованных Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, имеют публикации в сборниках института.
Методическое управление процессом обучения учащихся и учителей имеет положительные результаты — в более быстром темпе дети осваивают содержание учебного материала, повышается уровень общей и качественной успеваемости, формируется высокая учебная мотивация, приобретаются значимые коммуникативные навыки.
Успехи детей, занимающихся по системе Жохова, радуют. В течение прошедшего учебного года были проведены контрольные работы по русскому языку и математике в четвертых классах: в начале учебного года и итоговые. По сравнению с другими классами результаты контрольных работ в университетских классах значительно выше. Здесь главные принципы работы с детьми – свобода мысли, свобода движения, свобода слова. Достоинством методической системы является требование доброжелательного отношения учителя, умение уважать достоинство каждого ученика. Важно, что в этой системе большое внимание уделяется здоровьесбережению. Посадка учащихся, свобода движений, гимнастика для глаз, утренняя зарядка способствуют сохранению детского здоровья. Каждый день начинается с веселой утренней зарядки, на уроках дети много и с желанием поют. Исследования показывают, что пение повышает иммунитет: чтобы правильно петь, нужно правильно дышать, а это улучшает самочувствие.
Слово родителям
Кто, как не родители, могут лучше и строже всего оценить работу учителей со своими детьми. Представитель родительской общественности Елена Ионина уверена, что городской системе образования удается сочетать стабильность, незыблемость принципов и необходимый консерватизм при передаче основ наук с активным реагированием на все новшества и требования прогресса.
— В каждом образовательном учреждении есть родительский актив, на помощь которого могут рассчитывать педагоги. Но пока, в основном, эта помощь касается материальной стороны и организации досуга, — отмечает Елена Анатольевна. — Большинство родителей старшеклассников и не заглядывают в тетради своих детей, отслеживая только итоговую аттестацию. Я убеждена, что без интереса родителей к содержанию учебного материала не может быть действительного успеха у ребенка в овладении этим материалом.
Для взаимодействия родителей с учителями, считает Елена Ионина, необходимы информационные стенды, информационные листки для родителей.
— Также хорошо помогут современные виртуальные технологии, — уверена Елена Ионина. — Школьные сайты должны быть более актуальными, насыщенными, чаще обновляться, пополняясь как новостями, так и проблемными статьями. Задача активизации родителей может быть решена через такие коллективные формы работы как конференции, диспуты, дискуссии. Призываю родителей активизироваться.