Две недели на Донбассе. Копейский волонтер принял участие в восстановлении территорий ДНР

11 августа 2022 14:39 - автор Мария Согрина Фото: Владимир Колмогоров

Копейчанин Владимир Колмогоров две недели работал волонтером на Донбассе. Своими впечатлениями копейчанин поделился с читателями «Копейского рабочего».

Руководитель Общественной Молодежной палаты при Собрании депутатов Копейска, сотрудник Центральной городской библиотеки Владимир Колмогоров в мае нынешнего года побывал на Донбассе. В составе волонтерского отряда «Молодой Гвардии Единой России» копейчанин помогал восстанавливать город Мариуполь после боевых действий.

– Владимир, как вы стали участником отряда волонтеров?

– Предложение поехать на Донбасс было озвучено на X региональной конференции «Молодой Гвардии Единой России», состоявшейся 29 апреля в Челябинске. Руководитель реготделения Максим Голощапов спросил у зала, кто хотел бы принять участие в этой работе. Имея опыт поездки в Донбасс в 2019 году, я поднял руку и записался в число волонтеров. Следует отметить, что Максим Голощапов лично участвовал в гуманитарной миссии этим летом, но уже на территории освобожденной Запорожской области.

16 мая рано утром я прилетел в Москву и добрался до главного офиса Молодой Гвардии. Здесь уже собирались люди с рюкзаками. В этот же день мы выехали на специальном автобусе и через сутки с небольшим были на территории Донецкой Народной Республики, в селе Безыменное.



В такой палатке жили волонтеры в Володарском


– Кто входил в группу?

– В отряде находилось более 40 человек, представителей Молодой Гвардии и Волонтерской роты Боевого братства, из разных регионов России. Это были только мужчины, среди них много молодежи.

Координатором нашей группы был Кирилл Медведев – депутат из Ханты-Мансийска, руководитель региональной общественной приемной председателя Единой России в Ханты-Мансийском автономном округе, ранее руководил региональным отделением Молодой Гвардии.

Среди опытных участников мне запомнился Константин Николаевич Девизоров, уроженец Донбасса, который жил и служил в МЧС в ДНР в городе Дебальцево. Он принимал участие в боевых действиях в 2014-2015 годах, видел все ужасы войны, спас многих людей.

Потеряв жилье, семья Девизоровых переехала в Россию, сейчас живет в Подмосковье. Но как только появилась возможность, Константин Николаевич в составе отряда волонтеров вернулся на родину, чтобы помогать своим землякам. Сейчас он уехал в Дебальцево и активно участвует в восстановлении Донбасса.



Чудом уцелевший храм в центре Мариуполя.


Отмечу и волонтера Евгения Губанова с Алтая. Молодой человек у себя в крае активно занимается патриотической деятельностью среди молодёжи. Совсем недавно, в июле, он возглавил региональный отряд «Высота», с которым отправился на поиски останков воинов Великой Отечественной войны в Карелию.



Так выглядит большинство жилых домов в Мариуполе


– Где разместился ваш отряд и какие работы вы выполняли?

– Сначала мы остановились в Володарском. Этот поселок в процессе декоммунизации переименовали в Никольское, но после освобождения территории ему вернули название Володарское, а над зданием поселковой администрации развевался российский триколор.



Разместились на территории общеобразовательной школы, где в это время шли занятия. Уроки велись на русском языке, и как яркая иллюстрация момента – под окнами школы я нашел выброшенный учебник на украинском языке.

Бытовые условия были походными. Мы жили в палатках, готовили на костре, мылись в походной бане. Электричество получали от генератора. Режим был почти армейским – мы вставали в семь часов утра, а возвращались в лагерь уже вечером. Никто не говорил, что устал, не отказывался от порученной работы. Все искренне старались помочь жителям Донбасса.

В эти дни мы выезжали работать в крупном гуманитарном центре «Единой России» в Мариуполе, который расположился в здании бывшего гипермаркета «Метро» – такого же, как расположен в Копейске. Здание было не сильно повреждено, поэтому его использовали для хранения и фасовки поступающей из России гуманитарной помощи. Работали на фасовке, выезжали по адресам для оказания помощи жителям, транспортировали заболевших в больницу.




Через несколько дней мы перебазировались в Мариуполь, разместившись в центре города, на территории спортивного комплекса «Спартак». Нашей задачей было разбирать завалы в здании, чтобы в дальнейшем его отремонтировали и могли возобновить занятия спортивных секций и проведение соревнований для детей.



В помещениях мы находили много гильз, осколков от снарядов, баррикады из мебели – отсюда боевики стреляли в военных ДНР и России. 



Разобрав помещения этого здания, мы начали работы в расположенном по соседству городском дворце эстетического воспитания (бывший дворец пионеров), где часть классов полностью выгорела.




В эти дни к нам приезжал заместитель председателя Боевого братства генерал-полковник Евгений Зубарев, он пообщался с нами, пожал каждому руку и поблагодарил за работу. После нашего отъезда спорткомплекс «Спартак» посетил глава ДНР Денис Пушилин. Было приятно, что руководитель республики лично увидел результат нашего труда.


– Как сегодня живет Мариуполь? Приходилось ли общаться с местными жителями?

– Город сильно разрушен, сложно найти хотя бы одно здание без серьезных повреждений. Однако в Мариуполе остались люди, и их немало. Они живут в своих квартирах или в квартирах родных, если их собственные дома сильно повреждены. В городе не работает водопровод, практически нет электричества, не работают предприятия. Готовят жители на улице, разжигая костры. Кстати, полностью освобожден Мариуполь был как раз в момент нашего нахождения на Донбассе. Именно в эти дни сдались боевики нацбатальона «Азова» (запрещенная в России террористическая организация), находившиеся на территории «Азовстали».


Однако постепенно жизнь начинает возвращаться в разрушенный город. Возобновляют работу коммунальные службы, ведут прием медики, в том числе прибывшие из России волонтеры. Люди готовы сделать все, чтобы как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

С мариупольцами мы общались во время работы в гуманитарном центре. Слышали от них, что большинство жителей города начиная с 2014 года ждали прихода русских и надеялись на него. Слышали и истории о том, как вели себя националисты: в подвал с прячущимися от обстрелов людьми врывались бойцы и выгоняли всех на улицу, чтобы взорвать жилой дом, а затем обвинить Россию в нанесении ударов по жилым кварталам. Вспоминали местные жители и такие факты, когда военные устанавливали свою технику под окнами первых этажей жилых домов, а с верхних этажей вели обстрел по силам коалиции – прикрываясь мирным населением как живым щитом.




Когда мы работали во Дворце пионеров, к нам присоединилась педагог Дворца Елена Владимировна Юдина, которая вместе с внучкой разбирала свой кабинет. Она все эти годы оставалась в родном городе, долгое время спасалась от обстрелов в подвалах. Елена Владимировна рассказала, что все эти 8 лет она и многие другие мариупольцы ждали прихода русских, ощущали себя частью русского мира.


– Находиться в районе боевых действий – решение опасное.

– Боевые действия там, где мы находились, в этот период не велись. Хотя взрывы мы слышали постоянно: в двух километрах от «Спартака» находилось предприятие «Азовсталь», которое в этот период разминировали наши военнослужащие.

Нас предупреждали о другой опасности – о деятельности диверсантов и возможности подорваться на мине. Хотя Мариуполь был уже полностью освобожден, заминированные участки оставались. Недалеко от нашего лагеря в Володарском нашли мину – она лежала на ступеньках одного из зданий, замаскированная вырванной травой. К счастью, это оказался муляж. Никто из нашего отряда за две недели пребывания в ДНР не пострадал. Но когда я приехал в Москву, прочитал новость о том, что на пляже у Азовского моря в Мариуполе подорвались на мине два человека.



– Несмотря на всю опасность подобных поездок, вас туда тянет. Вы были на Донбассе в 2019 году и 2022 году.

– Украина для меня – особая тема. Моя бабушка была эвакуирована из Украины в годы Великой Отечественной войны на Урал и осела в Копейске. Мама в графе «национальность» всегда писала: «украинка». И во мне течет украинская кровь. Поэтому меня всегда тянуло побывать на исторической родине. Рад, что у меня появилась возможность вновь побывать на Донбассе, чем-то помочь живущим там людям. Верю, что братские народы – русские и украинцы – воссоединятся вновь и уже навсегда. Я не исключаю, что еще раз решусь на подобную поездку, если появится возможность.