Эпоха фейков, постправды и «культуры отмены»: что происходит с медиасредой России?

21 июня 2022 13:45 Фото: https://ru.freepik.com/

Ответ на этот и другие вопросы искали руководители СМИ и информагентств, представители АНО «Диалог» во время пленарной сессии на ПМЭФ-2022.

«Во время «культуры отмены» медиасреда перестает быть площадкой для рациональной коммуникации и становится рупором фейков», – этим тезисом заместитель гендиректора АО «Газпром-медиа» Юлия Голубева обозначила проблематику пленарной сессии «Культура отмены: беспрецедентные вызовы для медиаотрасли. Информационная политика стран в эпоху постправды».

Нынешняя медиасреда сформирована глобальными кризисами и требует переформатирования. Необходимость цифрового диалога власти и граждан становится актуальной как никогда. В условиях беспрецедентной отмены «русской культуры» необходимо доносить объективную информацию до наших соотечественников по всему миру. Именно так считает первый заместитель генерального директора АНО «Диалог» Ленар Файзутдинов.

«Государство не просто должно иметь право присутствовать в социальных сетях. Оно обязано быть активным в интернете на всех уровнях: с точки зрения закона и духа времени», – добавил он.

Для достижения более продуктивной коммуникации на Петербуржском международном экономическом форуме было подписано соглашение о совместной работе между Россотрудничеством и АНО «Диалог Регионы». Благодаря этому соглашению 97 Русских домов в 80 странах мира подключат к информированию всего русскоговорящего сообщества об общественно значимых процессах.

«У России есть огромный шанс отстоять свою повестку в социальных сетях. Мы можем эффективно противостоять «культуре отмены», если аккумулируем свои инфоресурсы и обратимся к аудитории других стран на базе нашей инфраструктуры», – подчеркнул Ленар Файзутдинов.

В том, что отменить коммуникацию власти и общества, как и саму русскую культуру, не получится уверены и другие спикеры. Ведущий RT Питер Лавелль сравнил эти попытки с «ампутацией одной из конечностей. Сегодняшние попытки «отмены» культуры России – это часть идеологии, которую регулируют элиты, но их нарратив абсолютно не контекстуализирован».

Поэтому, по мнению участников дискуссии, нашим СМИ нет никакого смысла менять редакционную политику. Задача качественной прессы – задумываться, выдерживать паузу и затем уже отвечать. Сложнее в этом случае иметь дело с постправдой и фейками. Ведь для них важны не факты, а эмоциональная интерпретация в интернет-пространстве.

«В марте, когда пошла эмоциональная волна, крайне важно было транслировать уверенность и определенность, чтобы снять эмоциональное напряжение общества. Тогда мы совместно с «Нацприоритетами» запустили Объясняем.РФ, чтобы дать четкое понимание, как на самом деле все устроено и работает, ответить на все актуальные вопросы, особенно в моменты кризисов», – отметил первый заместитель гендиректора АНО «Диалог» Ленар Файзутдинов и добавил, что не так давно организация запустила и еще один инструмент противодействия распространению фейков – первый в России фактчекинговый сервис «Лапша» с функцией отправки пользователем информации на верификацию. На сервисе собирается, анализируется и разоблачается вся недостоверная информация.

Участники сессии сошлись во мнении, что победой для российского общества на поле «коммуникационного сражения» станет решение не отменять то, что отменяют другие. И в этом случае России нет необходимости замещать все, что производят за рубежом. В стране нужно формировать среду, в которой верховенствует закон, а не отмена культуры.