Николай Крюков: "Домоуправляющая организация должна отстаивать интересы жильцов"

06 июля 2020 18:11 - автор Алексей Самаев
Директор управляющей организации ООО "НКС" - о том, почему рост тарифов не обязательно означает рост цен на услуги управляющих компаний.
В мае мы начали новую рубрику, благодаря которой читатели «Копейского рабочего» смогут разобраться с проблемами в сфере ЖКХ. Рубрика оказалась востребованной: вопросы на электронный ящик kr - glred @ mail . ru начали поступать буквально на следующий день. Сегодня продолжаем публиковать ответы на них, данные директором ООО «Наш коммунальный стандарт» Николаем Крюковым.

В прошлом номере Николай Крюков начал отвечать на вопрос о тарифах на услуги ЖКХ. Сегодня Николай Владимирович продолжает рассказывать о вопросе ценообразования.

 – В предыдущей статье мы рассмотрели вопросы ценообразования и тарификации платы за содержание жилого помещения без учета размера расходов на коммунальные ресурсы при использовании и содержании общего имущества (далее - КР ИСОИ). Вопросы начислений за электроэнергию, холодную воду и водоотведение при использовании и содержании общего имущества носят крайне сложный и запутанный для простого потребителя
характер. Суммы этих расходов порой существенно превышают размер платы за соответствующую услугу в жилом помещении.

В моей практике приходилось сталкиваться с обращениями граждан о том, почему за электроэнергию и холодную воду при использовании и содержании общего имущества приходят счета на оплату, в 10-12 раз превышающие фактическое электро- и водопотребление в квартире.
Постараемся разобраться с этим. Ранее я указывал, что размер платы за содержание жилого помещения устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением КР ИСОИ. В силу положений п. 9.2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату КР ИСОИ даже при наличии в доме общедомового прибора учета определяется, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В последующем управляющая организация обязана произвести потребителям перерасчет размера таких расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Исключение из общего порядка начисления составляют случаи принятия на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов на оплату КР ИСОИ в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в порядке, установленном правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
До настоящего времени правительство Российской Федерации порядок перерасчета не установило.

 Таким образом, основным методом определения размера платы за КР ИСОИ даже при наличии в доме ОДПУ является расчет по нормативу потребления соответствующего вида. При отсутствии решения общего собрания домоуправляющая организация лишена возможности произвести расчет платы по показаниям ОДПУ.

При наличии решения общего собрания расчет размера платы может производиться по показаниям ОДПУ за вычетом объемов коммунального ресурса, подлежащих оплате потребителями в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Казалось бы, очень простой порядок расчета. Однако, именно он приводит к большому числу конфликтов. На территории города Копейска большинство граждан и организаций вносят плату за индивидуальное потребление в жилых и нежилых помещениях напрямую ресурсоснабжающей
организации. Туда же передают показания индивидуальных приборов учета. Общий объем КР ИСОИ в многоквартирном доме определяет ресурсоснабжающая организация и выставляет его к оплате домоуправляющей организации, которая обязана его перераспределить
между жителями дома. Проверку достоверности сведений показаний индивидуальных приборов учета, факт их наличия или отсутствия обязана провести ресурсоснабжающая организация. Однако охватить всех потребителей города не представляется возможным. В связи с этим невозможно гарантированно точно произвести расчет объема КР ИСОИ. Это приводит к катастрофическим перекосам в
достоверности начисления платы за КР ИСОИ.

Наиболее ярким примером в практике ООО «Наш коммунальный стандарт» является многоквартирный дом по адресу ул. Калинина, 16, где объем холодной воды при использовании и содержании общего имущества, рассчитанный МУП «ПОВВ» по ОДПУ в отдельные периоды, превышает рассчитанный по нормативу в 10 - 12 раз. То есть на каждый рубль, который домоуправляющая организация предъявляет к оплате жителям этого дома, МУП «ПОВВ» требует к оплате от ООО «Наш коммунальный стандарт» 10-12 рублей. Перевыставить такие счета населению к оплате равносильно катастрофе. Таких примеров множество.

ООО «Наш коммунальный стандарт» имеет очень богатый опыт защиты интересов потребителей по данному вопросу, в том числе в правоохранительных органах и судах. Изложенное выше указывает, что реальный рост размеров расходов на коммунальные ресурсы при использовании и содержании общего имущества очень мало зависит от роста соответствующих
тарифов. Домоуправляющая организация, реализуя клиентоориентированную политику, имеет возможность отстаивать интересы потребителей по ограничению роста платежей за коммунальные ресурсы.