«Реформаторы» нашего времени

05 апреля 2013 14:30 - автор Юлия Айрих Фото: Юлия Айрих. Редакция газеты «Копейский рабочий» ©
Две подруги-пятиклассницы Полина Агеева и Настя Папушина знают научные работы друг друга не хуже, чем свои собственные. Девчонки неоднократно побеждали на разных интеллектуальных соревнованиях, и свое следующее исследование они планируют написать вместе

Две подруги-пятиклассницы Полина Агеева и Настя Папушина знают научные работы друг друга не хуже, чем свои собственные. Девчонки неоднократно побеждали на разных интеллектуальных соревнованиях, и свое следующее исследование они планируют написать вместе.

Их очень волнует проблема обилия слов-паразитов в языке людей, и они намерены проследить, как они «эволюционировали», и какой языковой мусор был у жителей позапрошлого века.

— Недавно на уроке литературы мы читали произведения Гоголя и заметили, что великий писатель наделил своего героя речью, которая изобилует словами-паразитами. Но они очень отличались от современных «это самое», «вот», «как его», «короче», «значит», «так сказать» и прочих словечек, которые сегодня есть чуть ли не у каждого говорящего. Вот мы и решили провести такое исследование, — рассказывают девчонки. — Очень неприятно, когда люди вставляют речевые штампы в свою речь. У нас и у самих есть слова-паразиты, но мы с ними боремся.

Полина и Настя часами могут обсуждать проблемы развития языка. Настя начала свою исследовательскую деятельность еще в первом классе. Ее первый труд был посвящен букве ё и назывался «Красная книга русского языка». В «Красную книгу» попали и другие исчезнувшие буквы: ижица, ер, ерь, ять и многие другие.

— Мне было жаль, что буква ё постепенно исчезает из печатных изданий и письма. Это очень затрудняет понимание смысла текста. В своей работе я выступила в ее защиту, — вспоминает Настя.

Потом из-под «пера» юного исследователя вышли такие труды как «Музыка цвета: как звучит радуга», «Солнечный зайчик» — о том, как можно использовать энергию солнца и бывают ли «зайчики» в темноте, можно ли их получить путем отражения от матовых поверхностей. Но все равно Настю тянуло к языкознанию, и в этом году она представила на конкурсе «Интеллектуалы XXI века» работу о развитии русского алфавита. Девочка заняла первое место в секции «Русский язык и литература».

— Настя изготовила модель спирали, чтобы доказать, что именно так развивалась кириллица на протяжении всего своего существования, — рассказывает научный руководитель обеих девочек Елена Трапезникова. — От одной языковой реформы до другой язык развивается, а после виток замыкается. Настя считает, что русский язык еще не достиг завершающей стадии развития, так что движение продолжается. На ее взгляд, идеальный алфавит, к которому стремится любой язык, — это когда одна буква соответствует одному звуку. И пока в языке есть буквы, состоящие из двух звуков (е, ю, я и так далее), процесс развития нельзя назвать завершенным.

— Вы можете понаблюдать за изменениями, которые происходят сегодня, — говорит Настя. — Идет активное упрощение письма. Особенно четко это проявляется в интернете, в СМС-переписке. Слова заменяются буквами, так, например «спб» означает слово «спасибо». Реформы языка очень нужны. Без них мы до сих пор писали бы по алфавиту Кирилла и Мефодия. Тем более, что реформу проводят не потому, что какой-то умный профессор так захотел, а потому, что некоторые буквы и слова перестают использоваться. Язык — это живой организм, который развивается по своим законам, а реформы просто приводят в соответствие то, что есть.

Девочки не считают, что упрощение — это хорошо, но они понимают, что это данность.

— В истории были факты, когда отмена букв происходила преждевременно. К примеру, в 1918 году ижицу отменили, а через несколько лет снова вернули ее в алфавит, потому что возникла в ней необходимость. Так бывает, не все изменения приживаются, — говорит Настя.

Вообще-то любые перемены надо тщательно продумывать, считают юные языковеды. И они категорически не согласны с тем, что о кофе можно говорить в среднем роде.

— Не надо путать реальные процессы с мнением большинства, которое посчитало, что раз они не в состоянии освоить правило, то надо срочно проводить реформу. Если сомневаешься — загляни в словарь. Но, вообще-то, если человек нормально учился в школе, он не сделает в речи таких ошибок, — говорит Полина. — Грамотный человек не сможет себе позволить говорить неправильно. Очень режут слух все эти «звОнит», «тортЫ»… Люди хорошо должны знать язык, на котором разговаривают, чтобы не ставить себя в глупое положение.

Полину интересует все, что связано с русским языком. Она считает, что изучая его, можно узнать много интересного:

— Раньше я не знала, что есть такая часть речи как междометие, а слова «шестнадцатое» или «третий» относила к разряду существительных. Но больше всего мне нравится изучать морфемику. У слова может быть два корня, две приставки, прерывающаяся основа. Все это так интересно!..

В этом году девочка представляла на конкурсе работу «Фразеологизмы с компонентом «язык». Она уже выступала с ней, но посчитала, что тогда она не смогла раскрыть всей глубины темы, потому что в силу возраста не понимала многих вещей. А теперь решила наверстать упущенное. А она вообще девочка увлекающаяся: в первом классе вдохновилась темой изу-чения астрономии и написала труд про Луну, а потом взялась за тему «Влияние компьютера на зрение». Между прочим, ее работа помогла Полине улучшить собственное зрение.