Рецепт вишневки к новогоднему столу рассказала копейчанка баба Катя

30 декабря 2014 9:01 - автор Людмила Гейман
Все, кто знает Екатерину Дмитриевну Гординскую, единодушны во мнении, что вряд ли можно найти человека более щедрого душой. Недаром коллеги по работе на ее 70-летний юбилей написали в поздравительной открытке: «Люди тянутся к вам в дом за рассадой, за советом, ну а больше за приветом». И это чистая правда.

Все, кто знает Екатерину Дмитриевну Гординскую, единодушны во мнении, что вряд ли можно найти человека более щедрого душой. Недаром коллеги по работе на ее 70-летний юбилей написали в поздравительной открытке: «Люди тянутся к вам в дом за рассадой, за советом, ну а больше за приветом».  И это чистая правда.

Между тем жизнь не баловала эту теперь уже пожилую женщину. Когда началась Великая Отечественная война, Кате Резицкой было 10 лет. Тогда и закончилось ее детство. Отец ушел на фронт, а  на украинскую землю, в родную Херсонщину, пришли фашисты. Семья фронтовика, как и все,  полной мерой хлебнула  «прелести» оккупации, познала голод, холод и постоянный страх за жизнь.

— Отца мы не видели пять лет,  — рассказывает Екатерина Дмитриевна. — После войны написал, что завербовался  на Урал поднимать шахты, прислал нам вызов. Хату кое-как продали (денег-то ни у кого тогда не было) и подались мы, мама и нас трое детей, в неведомый нам Копейск. Недели три добирались на поездах, в «пятьсот веселых» вагонах (так тогда называли вагоны для перевозки скота). Доехали все-таки. Вот так с июня 1946 года я и живу в Копейске. Можно сказать, всю сознательную жизнь.   

Катерина сразу пошла работать в шахту, хоть было ей всего 16 лет: ведь рабочим давали 1200 граммов хлеба в день, а на иждивенца положено было всего  400 граммов. Обязанности мотористки нехитрые: получить ведро масла и заправить  пять-шесть моторов. Нехитрые для здорового мужика, а каково было  лазать с этим ведром по нескольким  переходам хрупкой девчонке?  Но ничего, справлялась. Здесь, на шахте № 41, и жениха встретила. Хотя по молодости лет и не думала еще о замужестве. А вот Петр Гординский, фронтовик, передовой проходчик, сразу заприметил бойкую симпатичную девушку. Екатерина Дмитриевна с добрым юмором вспоминает, как  практически без ее участия состоялось сватовство, как быстро «окрутил» Петр ее родителей. И вот уже она – молодая жена.

После рождения сначала одной, затем второй  дочери Екатерина в шахту не вернулась, устроилась в ЖКО мотористкой по канализации. А вскоре  по ее настоянию Петр Гординский взял участок под сад.

— К земле-матушке у меня всегда особое отношение, — признается наша героиня. — На Украине у нас огромный огород был, я с детства к земле приучена. За дело взялась по-настоящему, изу-чала агрономию, экспериментировала. А вскоре меня избрали в правление нашего сада, потом предложили работу казначея. Я хоть в грамоте не очень сильна — когда в войну было учиться?— согласилась.

Много лет Екатерина Дмитриевна руководила  садоводческим товариществом «Мебельщик».  И здесь тоже все делала основательно.  Бурение скважин, строительство складов для удобрений, семян,  строительство коллективного  тепличного хозяйства. В семидесятые, когда садоводство бурно развивалось, стали устраивать выставки даров земли. И на первой же областной выставке Копейск занял первое место. Нетрудно догадаться, кто был тогда организатором этой выставки.

…Однако вернемся к тому, с чего мы начали наш рассказ об этой  женщине-труженице. Свои шесть соток Екатерина Дмитриевна не только содержала (и содержит  по сей день, несмотря на возраст) в идеальном порядке, но и щедро делилась с садоводами семенами и рассадой, сама обходила сады, чтобы помочь сделать прививку плодового дерева или полечить «заболевший» кустарник. Черенками винограда одарила всех желающих, и люди говорят ей искреннее спасибо. В ее саду всегда самые лучшие розовые кусты и целые плантации ее любимых флоксов. А когда Екатерина Дмитриевна устроилась в детский сад № 44 помощником воспитателя, то и там  организовала теплицу, сама приносила семена, ухаживала за посевами, чтобы у детей каждый день были витамины на столе.

— Я вот всегда удивляюсь: почему столько земли пропадает на территориях детсадов?  — делится она своими мыслями. —  Ведь можно выращивать овощи, свежую зелень. Я  помню, с каким аппетитом уплетали детишки на полдниках пирожки с ревенем, который я выращивала на участке.

Она и сегодня каждый  день стремится делать добро окружающим. И люди тянутся к этой обаятельной пожилой женщине. Несмотря на то, что два года назад она переехала из родного Бажово в центр города (как вдове участника войны ей была выделена субсидия на квартиру), к ней часто приезжают многочисленные друзья. Ее двери открыты для добрых людей, а сердце — для добрых дел. 

Вишневка к Новому году

«Как поспела вишня, кладу ее в трехлитровую банку слоями, щедро пересыпая каждый слой сахаром. Сахар растворяется, вишня оседает, и я добавляю еще сахар несколько раз. Пусть бродит, но следите, чтобы не перекисало, не жалейте сахар, чем его больше, тем вишневка будет крепче. Пусть так стоит до декабря. Потом сцеживаю вишневочку и закрепляю хорошей водкой: на литр примерно 150 граммов. Напиток к Новому году готов».