Семья Ростовых... кукол!

23 января 2012 6:37 - автор Юлия Айрих, 20.01.2012 г. Фото: Юлия Айрих
В Копейске часто можно встретить разгуливающих по улицам зайцев, тигров, слонов и прочих диковинных животных. И эти звери никого не удивляют, и сие явление вызвано вовсе не днем открытых зверей в зоопарке. Просто в нашем городе редкий праздник обходится без участия в нем ростовых кукол.
Ростовые куклы украшают не только детские праздники, но и корпоративные вечеринки.

В Копейске часто можно встретить разгуливающих по улицам зайцев, тигров, слонов и прочих диковинных животных. И эти звери никого не удивляют, и сие явление вызвано вовсе не днем открытых зверей в зоопарке. Просто в нашем городе редкий праздник обходится без участия в нем ростовых кукол.

Как китайцы

Анна Штраух уже десять лет занимается организацией и проведением праздников. У девушки профильное образование — режиссер праздников. Чаще всего Анна проводит праздники для детей, поэтому ростовые куклы ей просто необходимы в работе.

— Пять лет назад мы с мужем задались целью приобрести одну-две куклы для работы, — рассказывает Анна. — Но тут же столкнулись с проблемой: мало того, что найти подходящую куклу сложно, так она еще и стоит баснословных денег. Тогда одну кукольную голову оценили в 15 тысяч рублей. В итоге мы приобрели двух персонажей, выбрав самые доступные варианты. Но призадумались: а почему бы самим не попробовать шить ростовых кукол?

Обучалась Анна вместе с мужем Андреем Новиковым (у супругов разные фамилии, и эту «недоработку» ребята планируют исправить в ближайшем будущем), с которым они вместе работают на праздниках: Анна в качестве ведущей, а Андрей — ди-джея.

— Летом, когда все наши друзья отправились в отпуска на море, мы с Андреем поехали в Екатеринбург, в специальную мастерскую. Там мы, как китайцы, несколько недель трудились не покладая рук и постигая все тонкости изготовления костюмов.

В результате Анна и Андрей, по сути, освоили целую профессию и за год смогли изготовить около пятнадцати ростовых кукол, которые пользуются огромным спросом и в нашем городе, и за его пределами.

— Никогда не видел, чтобы до этих курсов Аня хотя бы пуговицы пришивала, — подтрунивает над супругой Андрей. — Я очень удивился, когда увидел, какие чудеса она творит. Сейчас она поступила в Копейский техникум легкой промышленности, получает специальность модельера, чтобы научиться шить на профессиональном уровне.

Кукла требует силы

Работу по изготовлению кукол супруги делят пополам. Ведь кроить, работать иглой или прокладывать строчки на машинке — это лишь полдела. В этой деятельности много тяжелой, грубой работы, справиться с которой под силу лишь мужчине.

Идеи костюмов молодые придумывают вместе. А уж характеры их детища обретают в процессе работы.

— Куклы — очень странные «существа». Вроде, планируешь создать один характер, а получается совсем другой. У всех наших кукол есть свои имена: обезьянка Ляля, пингвин Пиня, кот Мурзик (хотя сначала он должен был зваться Тимошей), панда Снежок, собачка Тювтик… Есть у нас еще негритенок, но его мы называем по-разному, в зависимости от уместности в той или иной аудитории: то Барак Обама, то Доктор Албан. Очень на характер куклы влияет человек, который работает в костюме, — рассказывает Андрей.

Все по-взрослому

Анна развенчивает стереотипы о том, что ростовые куклы могут создать праздник только для малышей. Примером своей работы она доказывает: кукла может создать отличное настроение и детям, и взрослым. Поэтому куклы Анны – постоянные гости на корпоративных вечеринках, свадьбах, юбилеях и других взрослых праздниках.

— На самом деле, взрослые люди радуются куклам иногда даже больше, чем дети. Разница в восприятии куклы ребенком и взрослым, конечно, большая. Малыш считает, что это чудо и перед ним действительно настоящий мультяшный персонаж, — улыбается Анна.

Действительно, когда мы видим разгуливающего по площади пингвина, который весело играет с детворой и фотографируется со взрослыми, мы как-то не задумываемся о том, что внутри костюма — человек, который видит происходящее совсем другими глазами.

Алена Хаматова и Настя Маткина — аниматоры, постоянно работающие с Анной. Девушки знают, что такая работа под силу далеко не каждому. Начнем с того, что в кукле может уместиться только человек стройный, невысокого роста. Но это еще не все требования.

— Кукла не может разговаривать, у нее нет мимики. Ей доступен только язык жестов. Алене удается вжиться в любую роль. Стоит ей надеть костюм, и она становится совершенно другой: у нее меняются походка, жесты. А еще надо чувствовать аудиторию, чтобы правильно повести себя в любой ситуации. В работе куклы-маски резко видны все недостатки. Если аниматор устал или у него нет настроения, зрители непременно это почувствуют.

Эффект сауны

— Работать в костюме куклы тяжело физически, — рассказывает Алена Хаматова. — Он довольно тяжелый, хотя Анна применяет при изготовлении своих костюмов современную технологию. Поэтому ее костюмы легкие, удобные. Но все равно, в нем очень жарко, за десять минут интенсивной работы создается ощущение, что ты в бане, — делится впечатлениями Алена.

Мне всегда было интересно: как аниматоры видят происходящее вокруг них? Пытаюсь приглядеться к глазам куклы, но не нахожу дырочек, через которые можно увидеть хоть что-то.

— А ты примерь, — улыбается Алена.

Надеваю на себя драконью голову и убеждаюсь, что через сетчатые глаза древнего ископаемого все отлично видно. Но сразу же понимаю, что долго я в этой голове не смогу выдержать: становится трудно дышать, появляется ощущение, что ты в скафандре.

— Мне нравится работать с детьми, они очень благодарные зрители, — рассказывает Алена. — Зато со взрослой аудиторией работать интереснее, никогда не знаешь, как они к тебе отнесутся.

В практике артистов случались разные казусы. Бывало, что подвыпившие гости пытались схватить куклу за хвост, поднять на руки, уронить или помешать ей вести программу. Но девушка умеет с честью выходить из подобных ситуаций. Она готова к любым неожиданностям.

— Куклы занимают много места, поэтому держать их дома просто нереально. Когда мы работали дома, у нас был постоянный бедлам. Поэтому без мастерской нам просто не обойтись. Шить мне помогает Катя Шмальц, — рассказывает Анна.

Анна и Андрей не планируют останавливаться на достигнутом. Они создали на базе ДК угольщиков творческую мастерскую «Люди и куклы», где не только изготавливают костюмы, но и учат работать в них, ставят оригинальные номера, в которых участвуют профессиональные танцоры и куклы.

Жизнь одной куклы-маски при должном уходе, постоянном ремонте и аккуратном обращении составляет десять лет.

Цифры

Чтобы изготовить одну ростовую куклу, требуется от двух недель до месяца. На пошив куклы-негра пошло 2,5 метра трикотажа-масло, 2,5 метра цветного трикотажа для платья, изолона как на 2 туристических коврика, метр поролона для моделирования лица, метр синтепона, 10 метров велотерм. Кроме того, сетка на глаза, шнуровка на отделку, акриловая краска. «Это самая простая в плане использованных материалов кукла. Она выполняется без толщинки (специального тела для придания кукле объема). На толщинку потребовались бы еще один лист поролона размером 1,5х2 метра, 3,5 метра облицовочной ткани, 4-5 тюбиков клея и замок-молния».