У копейчанки хранится более ста кукол

31 мая 2025 12:20 - автор Александр Вольф Фото: Александр Вольф

Сегодня 99 % детских игрушек, которые продаются во всём мире, производятся в Китайской народной республике.

Невероятно, ведь ещё каких-то 30-35 лет назад жители поднебесной мечтали о советских и российских игрушках, поскольку своих они практически не делали. В начале 90-х годов прошлого века в Китай отправлялись за модными в то время спортивными костюмами и кроссовками мировых брендов. В обмен на детские игрушки можно было получить «адидас» и «найк», сшитые кустарно и сомнительного качества, ведь тогда в нашей стране в дефиците было абсолютно всё — от продуктов до одежды и обуви.

Разглядываю коллекцию кукол, которую собрала копейчанка Вера Сапельцева практически за один год. В ней около ста экземпляров, и практически нет изделий с лейблом «Made in China». Только российские и испанские, со специфичным запахом ванили. А какие симпатичные, какие нарядные, некоторые как живые, похожие на людей. 

«А вот это, — выхватывает с полки карапуза четырёхлетний сын хозяйки Михаил, — точная моя копия. Это мама с бабушкой так говорят, а мне кажется, что мы не очень похожи. Он совсем ещё маленький, а я вот какой большой. И потом — я могу рот открывать и кривляться, глазами моргать, а этот больно серьёзный».

Винилового карапуза, кстати, зовут так же — Миша. И, если честно, на мой взгляд, он очень похож на Михаила, будто на пару лет младше.


Руководитель кукольной компании, Вера Сапельцева, председатель профсоюза работников народного образования и науки. Выросла в Копейске в семье полного кавалера знака «Шахтёрская слава». После восьмого класса обучилась в техникуме на профессию техник-технолог швейного производства. Далее поступила заочно в институт по направлению дизайн швейных изделий. В этот же период швея IV разряда устроилась на работу, специалистом в администрацию города Копейска, в комиссию по делам несовершеннолетних. Чуть позже возглавила отдел по делам молодёжи, где работала почти полтора десятка лет, а затем в сентябре 2024 года — профсоюз работников народного образования и науки.

«Моя любимая кукла, — героиня показывает барышню неопределённого возраста в вязаном костюме и с выцветшими бровями, — Маша, 1972-го года рождения. Она досталась мне от мамы. Платьице и шарфик я связала сама, а гольфики помогла сделать бабушка. Это было в начале 2000-х, когда я ещё училась в техникуме. Моя Маша в этом наряде принимала участие в конкурсе мастериц-швей». 

Кукол в те времена в магазинах было не много, как и у Веры — та самая Маша, да пара-тройка пупсов. По-настоящему она заинтересовалась куклами летом прошлого года, в свой день рождения. Супруг подарил Вере испанскую красавицу, которая очень приглянулась ей в магазине и буквально пленила ее сердце.


С июля прошлого года по апрель 2025-го в квартире Веры Сапельцевой поселилось уже около ста кукол из пластмассы, резины, латекса, фарфора, дерева, ткани. При подсчете получаем: 90 кукол за 9 месяцев – примерно по одному экземпляру каждые три дня!

«Не могу объяснить, — разводит руками Вера Сергеевна, — как это произошло. 2024-й год в моей жизни — год резких перемен. Куклы просто ворвались в мою жизнь. Семья поддерживает и понимает — это главное, хотя дочерей у меня нет, только два сына. Друзья и знакомые шутят: «Видимо в детстве не наигралась».

Мне очень нравятся две фирмы. Наша российская «Весна», в первую очередь. Их изделия очень милые, самые настоящие пупсики, по комплекции более приближенные к человеческому телу. Они делают кукол разных направлений: первая линейка — этногруппа — в костюмах разных народов России, вторая — группа профессии. Очень удобно изучать с детьми национальный и профессиональный состав нашей страны. Не менее оригинальные куклы испанской компании «Рaola rein».


Первыми о коллекции Веры Сапельцевой рассказали телевизионщики, после чего многие знакомые начали делиться с ней куклами. Теперь гости приходят к Вере не с тортами, а с пупсами. Редакция «Копейского рабочего» тоже пришла в гости к Вере Сергеевне с подарком. Наш пупс производства Германской Демократической Республики (ГДР), возрастом лет сорока. Он легко вписался в общий ряд кукольного царства и, надеемся, понравится гостям, которые обожают рассматривать кукол и слушать истории о них. Вере очень понравилась наша кукла Ангела.


Жаль, что хозяйка кукольной страны не делает выставку.  Уверен, что она вызовет большой интерес как у детей, так и у взрослых жителей не только в Копейске. Первый шаг в этом направлении сделан – скоро куклы побывают в гостях в городском центре развития и коррекции для детей и взрослых «Гармония». Вера Сергеевна расскажет детям о своих подопечных и разрешит поиграть с ними. Это, своего рода, куклотерапия, один из методов арт-терапии, основанный на использовании кукол для психоэмоциональной коррекции.

Что значит для вас это увлечение?

«Для меня это, — отвечает Вера, — в первую очередь, возвращение в детство. С другой стороны, любая кукла, купленная в интернете, магазине или на блошином рынке, вызывает интерес у всей семьи. Мои мальчишки с удовольствием её разглядывают, изучают, с кем-то сравнивают. Я лично обожаю каждую из кукол». 

Последняя кукла, появившаяся в вашей коллекции?

«Вот, буквально на днях, купила в одном из копейских магазинов футболиста по имени Митя с номером 9 на свитере. Едва выложила фото спортсмена в социальных сетях, начали писать любители футбола: «Подарите игрока «Спартака»! Митя – образец отечественного производства, есть его копии в костюмах моряка, врача, рабочего. Пока у меня только спортсмен».

Форма у Мити действительно «спартаковская». Под номером 9 в разные годы играли самые известные российские футболисты московского «Спартака» Егор Титов, Игорь Шалимов, Александр Мостовой.

История Маши, самой старшей, известна?

«Когда мне исполнилось 18 лет, — рассказала мама Веры, Галина Сергеевна, — мне подарил её двоюродный брат. Очень стеснялся, поэтому спрятал её в коридоре, нашли потом. Она была тогда в синем костюмчике и шортах на лямках».

Эту коллекцию можно рассматривать бесконечно. Владелец кукольного театра, Карабас-Барабас, мог бы только позавидовать.