В Копейске прошла презентация второго, дополненного издания книги о судьбе российских немцев

17 июня 2011 0:00 - автор Виктор Чигинцев Фото: www.mediazovod.ru
Проведя серьезную исследовательскую работу, применив недюжинный талант журналиста, Игорь Альбертович Винк книгой «Без срока давности» приоткрыл страницу истории, о которой власть предпочитала молчать.
Судьбы немцев-трудармейцев наполняют сердце состраданием

В минувшие выходные в сиреневом зале Дворца культуры имени Кирова прошла презентация второго, дополненного издания книги «Без срока давности».

Этой книге суждено было стать «бестселлером». Она им и стала, мгновенно обретя благодарных читателей. Только в силу ограниченного тиража (числом всего пятьсот экземпляров) ее не смогли прочитать миллионы российских немцев, живущих на всех континентах земли. Но есть надежда, что будет создана электронная версия не-обычного издания, чтобы повесть копейского журналиста Игоря Винка «Без срока давности», благодаря Интернету, могла бы стать доступной всем, кому интересна тема трагической судьбы народа, нежданно лишенного в 1941 году родины и превращенного в бесправных рабов трудовой армии на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья».

Я не поклонник фильмов ужасов. Но инстинкт самосохранения настоятельно советует пережить чувство страха хотя бы «понарошку», чтобы получить стойкую от него прививку. Прочитав книгу «Без срока давности», такую «прививку» человек получает с гарантией.

Исторические экскурсы в историю российских немцев Поволжья, нанизанные на сюжетную нить повествования вместе с очерками о трагедии людей, составляют канву уникальной документальной повести.

Книга просвещает. Она открывает глаза на правду, повествующую о трагедии народа. Расскажу о своем восприятии произведения.

Моим лучшим другом с пятилетнего возраста был и остается Александр Кайльман, заслуженный энергетик России. Он — средний сын наших добрых, недавно ушедших из жизни соседей – известного бригадира шахтеров-забойщиков Андрея Адамовича Кайльмана и мудрой женщины, воспитавшей троих сыновей, Лидии Александровны. «Дядя Андрей» и «тетя Лида» — так называл я всю жизнь родителей своего друга. Трудовая слава о шахтерской бригаде Андрея Кайльмана гремела на весь Челябинский угольный бассейн. Одним из первых на шахте № 205 (позже «Северной») он стал почетным шахтером. В 1974 году, когда мы с другом Александром сидели за одной партой третьего класса, его отца наградили орденом Ленина, а когда заканчивали восьмой – орденом Трудового Красного Знамени. Андрей Адамович – кавалер знака «Шахтерская Слава» трех степеней. Высокие награды не были запоздалой «реабилитацией» человека, чью жизнь «перечеркнул» сталинский указ. Просто отец моего друга начал свою жизнь натурально от сохи и был сыном трудолюбивого народа. Он ставил рекорды угледобычи в шахте, а дома успевал по хозяйству: Кайльманы развели сад, держали корову, свиней, кур, прочую домашнюю живность. Жили скромно, но с достоинством.

Будучи уважаемым человеком, Андрей Адамович накоротке общался с шахтерами-фронтовиками, а люди ценили в нем основательность, честность, бескорыстность. Мужики-соседи Штрассгеймы, Будау, Газенкамфы, Ротты, Эбингеры, Тиссены, Фендели, Гинтеры, Киршманы, Кильтау, Розенберги и многие другие составляли славу шахты, их дети были нашими друзьями. В хрущевско-брежневскую оттепель все шахтеры, в том числе бывшие трудармейцы-немцы, жили состоятельно, зажиточно, ездили на курорты, покупали мото- и автотехнику, телевизоры, мебель. Но все были исключительно скромными и порядочными людьми.

Жили не тужили, работали, воспитывали детей. Вчерашний депортированный народ. И мало кто из людей, даже из числа более просвещенных немцев-учителей четырех поселковых школ, знали правду о сталинском указе от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья. Эту правду от них долго и тщательно скрывали.

Между тем, те «районы» были родиной замечательных людей, в общении с которыми прошли мои детство и юность. И память о родине предков всю жизнь согревала их сердца.

Проведя серьезную исследовательскую работу, применив недюжинный талант журналиста, Игорь Альбертович Винк книгой «Без срока давности» приоткрыл страницу истории, о которой власть предпочитала молчать. Архивы того времени, в чем лично убедился автор, не рассекречены до сих пор. Прочитав книгу «Без срока давности» журналиста Игоря Винка, ощутил себя человеком, сумевшим посмотреть за горизонт истории своего Отечества.