Возможности ограничены, способности — безграничны

03 апреля 2013 12:48 - автор Людмила Гейман Фото: из открытых интернет источников

В отделении дневного пребывания ветеранов «Легенда» год назад открылась и работает «Школа реабилитации и ухода»

Никто из нас не застрахован от болезней и травм. Как правило, беда застает человека врасплох, повергая в уныние, порой в депрессию. Но надо жить дальше, приспосабливая свое бренное тело существовать в других жизненных условиях. В такой ситуации очень важны как поддержка близких, так и конкретная помощь специалистов. В отделении дневного пребывания ветеранов «Легенда» год назад открылась и работает «Школа реабилитации и ухода».

Слово «реабилитировать» означает восстанавливать утраченные ранее способности. Поэтому основную цель Школы можно обозначить как улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья. В ее штате — специалисты по социальной работе, по трудотерапии и психолог.

Основная задача школы, — рассказывает директор Комплексного центра социального обслуживания населения Анатолий Бабин, — социальная, социально-бытовая и психологическая реабилитация людей с ограниченным здоровьем, а также обучение лиц, которые ухаживают за инвалидами. При этом мы работаем не только с инвалидами, но и с пожилыми людьми. Ведь именно в преклонном возрасте в основном возникают, к примеру, болезни суставов, ограничивающие движения, осложнения после инсультов и прочее. Не случайно школа создана на базе отделения дневного пребывания ветеранов. Школе всего год, разработанных стандартов этой работы как таковых нет, поэтому изучаем опыт других областей, что-то внедряем сами. Надо сказать, что оборудования явно недостаточно, используем то, что имеем. Надеемся на финансовую помощь со стороны и Министерства социального развития Челябинской области, и городского управления социальной защиты.

Школа работает недавно, о ней мало кто знает, — говорит заведующая «Легендой» Ирина Соколова.Хотя мы стараемся донести информацию до населения, в частности, через медицинских работников, то есть людей, которые непосредственно общаются с инвалидами. Зачастую бывает, что человек, став инвалидом, не умеет пользоваться средством технической реабилитации. Мы научим, используя то, что у нас есть, а также видеофильмы. Предусмотрены выезды и на дом, если инвалиду трудно прийти к нам, или чтобы обучить родственника ухаживать за лежачим больным. Рассказываем о средствах реабилитации и ухода, которые существуют сегодня. Сейчас много немецкой продукции появилось, очень качественной и эффективной. Но большинство об этих средствах не знают, в том числе и о том, где их приобрести.

Особое место в деятельности Школы занимает работа с детьми-инвалидами. Сейчас, например, специалист по социальной работе Оксана Юшкевич занимается с детьми, имеющими диагноз «детский церебральный паралич» и сопутствующий — «задержка психического развития» (ЗПР). Своими силами сотрудники оборудовали сенсорный кабинет, где проводятся занятия с такими детьми. Известно, что сенсорный метод позволяет разрабатывать мелкую моторику, которая, в свою очередь, напрямую воздействует и на развитие памяти, речи, воображения, так как работа пальцев заставляет работать мозг. Чтобы как можно больше родителей сумело воспользоваться услугами Школы, налаживается взаимодействие с детской поликлиникой. Лечащий врач может предложить пройти курс занятий ребенку-инвалиду либо самим родителям научиться методам и приемам развития мелкой моторики у ребенка с ДЦП. Особых приспособлений для этого не требуется, дети могут работать с пластилином, крупами, рисовать и собирать мозаику, конструктор. Да и просто бытовые предметы здесь пригодятся — прищепки, шнурки (учимся завязывать), перчатки (учимся одевать) и так далее.

— Сейчас у меня занимаются два мальчика с ДЦП, — делится Оксана Валерьевна. — За несколько сеансов они многому научились. Кроме того, их родители отмечают, что они стали спокойнее, усидчивее и старательнее. Но надо еще раз сказать, что у нас не реабилитационный центр, а именно школа. То есть в дальнейшем многое будет зависеть от родителей этих детей, от того, насколько терпеливо они будут продолжать занятия.

Школа — это учеба. В данном случае речь о том, как научиться жить со своим недугом. Ведь и взрослому человеку сделать это непросто. Как рассказала специалист центра «Импульс» Екатерина Прокопович, для инвалидов сегодня в центре имеются средства технической реабилитации, перечень которых утвержден Министерством социального развития. Это памперсы, кало- и мочеприемники, коляски, стулья, противопролежневые матрасы, ортопедические средства и другое.

Утвержденный перечень не очень большой и включает только те средства, которые оплачивает фонд социального страхования, — уточняет специалист по социальной работе МСЭ Евгения Чумак. — Но если инвалид нуждается в чем-то, чего нет в перечне, то мы прописываем это средство в его индивидуальную программу реабилитации, но приобретать его надо уже за свой счет. Однако с этой программой человек может обратиться за спонсорской помощью. Как правило, она оказывается. Например, одна семья таким образом для инвалида приобрела дорогостоящую многофункциональную кровать .

Надо сказать и о том, что в задачи Школы входит не только проведение практических занятий. Здесь проводится правовое консультирование в вопросах реабилитации, оказывается психологическая помощь инвалидам и членам их семей. Главное — дать человеку возможность приспособиться к реальным условиям и, несмотря на то, что он не может быть таким, как прежде, использовать все свои способности, чтобы стать независимым от посторонней помощи, насколько это возможно.