Впереди Москвы и Питера
На мониторе идет настоящая баталия — норманны завоевывают Сицилию. Это не компьютерная игрушка, а урок всеобщей истории в 5 классе. Современные электронные учебники позволяют не только читать текст, но слышать и видеть материал. Разработчики девайсов уверяют: в современном мире без гаджетов в обучении – никуда.
Большинство копейских учителей с ними полностью согласны, и они уже начинают выбирать между тем или иным электронным изданием. Но не все так единодушны в решении перехода на «цифру». Настоящая дискуссия развернулась на презентации электронного учебника для 5 класса, который привез в Копейск директор по маркетингу издательства «Русское слово» Дмитрий Карманов.
Глава Копейска Вячеслав Истомин тоже встретился с представителем издательства.
— Считаю, хорошо, что у учителей появилась возможность выбора девайса. Думаю, это не последнее издательство, которое захочет предложить копейчанам свой продукт. Нам от этого — одни плюсы. Мало того, что мы можем сравнивать: на каких девайсах дети занимаются успешнее, но и исключаем «монополию» одной компании, — прокомментировал глава.
Конечно, учебник, предложенный «Русским словом», не лишен недостатков. Но и стоимость его в разы ниже, чем у девайса, по которым занимаются копейские дети: «железо» стоит около 10 тысяч рублей, а контент — 5 тысяч.
— Дискуссия — нужны современным детям электронные учебники или нет — неактуальна, — считает Дмитрий Карманов. — Вопрос в другом: какие именно нужны девайсы? Хотя и родители, и учителя ломают копья, обсуждая эту тему. Важно понять: закачанные в девайс учебники тождественны с бумажным вариантом. Грубо говоря, это отсканированные файлы в формате pdf. А вот дополнительные функции делают наш продукт уникальным: это и объемная графика, и аудиофайлы по изучаемой теме, и тренировочные тесты, и видеозаписи с комментариями именитых ученых, и многое другое.
По мнению Дмитрия Карманова, использование девайсов особо благоприятно сказывается на «двоечниках», таким детям электронные книги настоятельно рекомендуются. Подобный эксперимент проводился в Южной Корее, и число неуспевающих там снизилось вдвое.
— Видимо, начинают работать отделы мозга, которые остаются незадействованными при традиционных методах обучения, — предполагает представитель издательства.
А вот директор школы № 1 Анатолий Бароненко еще не пришел к однозначному выводу о вреде или пользе девайсов:
— Почему-то Питер и Москва не спешат переходить на электронные учебники. Наверное, для этого у столичных педагогов имеются веские основания. Я не встречал проверенных и достоверных данных, где исследовалось бы, как использование девайсов влияет на рост успеваемости. Более того, считаю, что в процессе обучения важно научить ребенка рефлексировать, а не просто давать ему знания. Если бы нам предложили закупить контент для одного предмета для одной параллели классов, то некоторые учителя нашей школы протестировали бы его. А покупать диск со всеми школьными предметами я смысла не вижу.
Между тем, в нашей стране до сих пор не разработана нормативная документация, регламентирующая их использование. Нет и СанПиНов для девайсов, и учителя руководствуются общими правилами работы с компьютером: использовать девайс не более 15 минут за урок. Отсутствие нормативных актов и останавливает многих педагогов от апробации электронных книг. Хотя однозначно можно спрогнозировать, что в ближайшее время документы будут разработаны и приняты.
— Для нашей школы вопрос: нужны или электронные учебники детям, решен положительно еще в прошлом году. Меня смущает другая проблема: у «Русского слова» не разработаны учебно-методические комплексы разных авторов. Даже в рамках одной школы имеет место быть ситуация, когда учителя одной параллели занимаются по разным программам… Если закупать ваш контент, то нужно идти в рамках одной программы, — говорит директор школы № 44 Андрей Соловьев. — А вот плюсом компании является то, что они готовы к активному диалогу с учителями, задействуют их опыт и замечания в процессе разработки, постоянно вносят коррективы в свой продукт.