Жителям Южного Урала рассказали, можно ли не платить за лифт и домофон

01 июля 2019 17:23 - автор Людмила Баннова Фото: youtube.com
Что делать, если живешь на 1 этаже и не пользуешься лифтом и домофоном?
В нашу редакцию поступил вопрос: Я живу на первом этаже 9-этажки и не пользуюсь лифтом и домофоном. На лифте я не езжу вообще, а всех гостей встречаю сам. Почему я должен оплачивать обслуживание, ремонт или даже замену лифта и оплачивать услугу домофона, если я этим не пользуюсь?

Этот вопрос возникает очень часто. Жители первых этажей многоквартирных домов действительно не понимают, почему они оплачивать услуги, которые фактически не получают. Давайте разбираться, что в этом случае говорит закон.

Старый миф: не пользуюсь лифтом – не должен платить, - ошибочен. Дело в том, что собственники многоквартирного дома «несут бремя содержания этого самого дома». Несправедливо? Еще как. Но это буква закона.

Однако на самом ли деле речь идет о несправедливости? Лифт – это общедомовое имущество, потому что обслуживает более одного помещения в доме. Содержать же общедомовое имущество должны собственники всех помещений в доме (статья 39 Жилищного кодекса РФ).

Чаще всего жители первых этажей также не особо желают оплачивать ремонт крыши. Для них кровля – нечто недосягаемое и напрямую их удобства не касающееся. Ну, побежит крыша во время осенних дождей или весенних гроз, до них-то уж точно не добежит. Однако практика показывает, что от протечек крыши напрямую страдают все – вода забегает в электрощитки, портит побелку, размывает межпанельные швы и отношения с соседями. Так что с горем пополам копейчане соглашаются – ладно, крышу так и быть, отремонтируем.

А вот как насчет лифта? Дело в том, что Жилищный кодекс различия по полезности отдельных элементов общего имущества для отдельных собственников, к сожалению, не делает. Такое понятие как «бремя содержания имущества» (из-за него вы и должны платить за содержание жилья и капитальный ремонт) привязано не к полезности имущества, а только к праву собственности на него. Если вы собственник, то вы имеете на это имущество не только право использовать, но и обязанность содержать.

Вывод один – платить за содержание, ремонт и замену лифтового оборудования должны все собственники вне зависимости от того, на каком этаже живут. Интересно, что совсем недавно Конституционный суд предложил решить эту проблему по-свойски: для жителей разных этажей устанавливать разные тарифы на использование лифта. То есть собственник квартиры на 16 этаже, к примеру, будет платить намного больше, чем на 6, а вот жителей первого этажа могут вообще освободить от этой повинности. Однако это лишь предложение, и никакой правоприменительной практики по этому поводу нет. Как думаете, вы сможете договориться с соседями на такие разновеликие платежи?

А что же домофон? Часто в интернете появляются публикации, что домофонные компании – зло, которое нужно искоренять. Что раз нет прямых договоров с собственником, то и платить не нужно. Что управляющие компании в сговоре и получают за свои тайные делишки вполне реальные «копеечки». И так далее. Верить этому?

Согласно закону стоит помнить, что плата за домофон – это часть платы за содержание жилья. Эта плата зависит от состава услуг, которые были определены на общем собрании, (не забываем про минимальный перечень услуг, которые должны оказываться обслуживающей организацией, рекомендуемый Правительством РФ), а также от установленного тарифа. Услуги прописываются в договоре управления домом, который заключается на одних и тех же условиях с каждым собственником (статья 162 Жилищного кодекса РФ). Поэтому если уж общее собрание решило установить домофон, то обязанность платить за него возникает у всех собственников.

А если я не пользуюсь? Если услуга действительно не оказывается, то вы вправе исключить свою квартиру из договора управления на общем собрании дома. Но это еще придется доказать.

Читайте также:
В Челябинске лифты настолько суровы, что колют створками орехи