«Скорая помощь» Копейска не знает выходных

06 Марта 2015 6:57 - автор Алексей Самаев
Вопросы здравоохранения никогда не выходили из разряда актуальных. О том, как работает служба скорой помощи  в нашем городе, с какими проблемами сталкивается медперсонал, мы попросили рассказать главного врача Копейской станции скорой медицинской помощи Александра Осипова.
«Скорая помощь» Копейска не знает выходных

Вопросы здравоохранения никогда не выходили из разряда актуальных. Среди них особую значимость имеют те, что связаны со службой скорой медицинской помощи (СМП), ведь именно от оперативности скорой часто зависит жизнь людей.

О том, как работает эта служба в нашем городе, с какими проблемами сталкивается медперсонал выездных бригад, мы попросили рассказать главного врача Копейской станции скорой медицинской помощи Александра Осипова.

— Александр Николаевич, в последние годы очень много говорится о модернизации здравоохранения. Какие изменения в связи с этим произошли в вашем лечебном учреждении? Как они отразились на качестве медицинской помощи?

— В течение нескольких последних лет на станции скорой медицинской помощи произошли серьезные изменения в организации оказания экстренной медицинской помощи и обновлении материально-технической базы.

На станции СМП КГО установлен программно-аппаратный комплекс, который помогает не только в координации и управлении силами и средствами станции СМП, но и в формировании оперативно-статистической отчетности. Благодаря этой системе, все показатели работы выездных бригад считаются автоматически и являются объективными.

Для контроля расхода топлива и организации мониторинга выездных бригад СМП, на станции внедрена система спутниковой навигации ГЛОНАСС.  На 15 автомобилях установлено бортовое оборудование, позволяющее диспетчерам в оперативном режиме контролировать не только местонахождение выездных бригад СМП, но и время выезда, доезда, проводить поиск ближайшей к месту вызова бригады.

Министерством здравоохранения утверждены Стандарты оказания скорой медицинской помощи. Для контроля качества осуществляются ведомственные проверки.  Сегодня на страже интересов пациентов стоят и страховые медицинские компании, которые после перехода службы СМП на финансирование из фонда обязательного медицинского страхования подвергают контролю и анализу качество оказанной медицинской помощи. 

Помощь этой системы позволила сэкономить значительные объемы бензина. Это очень важно для нас: ведь скорая помощь — очень ресурсоемкая, высокозатратная служба.

В 2013 году были введены в эксплуатацию 9 новых автомобилей скорой медицинской помощи. Все они оснащены  современным оборудованием для проведения интенсивной терапии, восстановления жизненно-важных функций, поддержки дыхания и кровообращения, выведения пациента из шокового или токсического состояния. Естественно, все эти изменения улучшают качество нашей работы.

— Не так давно наряду со скорой была создана служба неотложной помощи. Для чего она создана и насколько эффективно работает?

— Действительно, при поликлиниках города,  включая детскую, заработала  неотложная медицинская помощь. Эта структура призвана оказывать медицинскую помощь в поликлиниках и на дому при несчастных случаях и острых внезапных заболеваниях без угрозы для жизни больных, выезжать к пациентам с обострением хронических заболеваний и т.п.

Безусловно, неотложка несколько разгрузила скорую помощь, помогла нам сосредоточиться на наиболее сложных вызовах.  Однако она работает  пока только до 19.00 часов.

Хочу уточнить, что скорая помощь не лечит, она спасает, оказывает первую помощь. А лечиться надо у своего участкового врача. Лечащий врач не должен говорить,  что, мол, будет хуже — вызывай скорую,  а объяснить: «В таких-то случаях всегда держите под рукой такой-то препарат». Мы сегодня к одним и тем же хроническим больным  выезжаем до 10-15 раз в месяц. Напрашивается вопрос: «Чем занимаются поликлиники?»…

— Почему у вас иногда вместо врачей на вызовы выезжают фельдшеры?

— В самом деле, большую часть работы по оказанию экстренной медицинской помощи выполняют фельдшерские бригады.  Дело в том, что перед нами не стоит задача, чтобы все бригады делать врачебными, а вот распределить имеющиеся бригады в соответствии со структурой вызовов — это наша задача. Добавлю, что около половины всех наших фельдшеров имеют первую и высшую квалификационные категории и большой опыт работы на скорой помощи, то есть являются хорошими специалистами. 

—  А как у вас обстоят дела со своевременностью прибытия на вызов? Ведь скорая помощь на то и скорая, чтобы в течение короткого времени, так называемого «золотого часа»  успеть оказать медицинскую помощь.

— Все верно,  но чтобы этого добиться, скорая помощь должна работать в режиме ожидания, а не в режиме постоянных разъездов. Более того, эффективной работе наших бригад мешает большое количество необоснованных и ложных вызовов, которые отнимают много времени и сил.

У организаторов службы СМП есть даже термин «напрасная трата ресурсов». Это когда вместо того, чтобы спасти ребенка, выпавшего с балкона, бригада мучается с алкашом на улице, думая, куда бы его пристроить, или мчится по вызову на «палечное» кровотечение, оставляя ждать беременную в схватках. Часто это высокая температура, повышенное давление, мелкие травмы, алкогольные синдромы и прочие состояния без непосредственной угрозы для жизни. 

А недавно одна из наших постоянных пациенток с проспекта Победы, одинокая бабушка, вызвала бригаду СМП ночью, потому что ей было скучно, и она решила бригаде на гитаре сыграть. Конечно, из-за пребывания на таких вызовах скорой помощи может не оказаться в другом, действительно нужном месте, в нужное время.  

— По каким еще причинам бригадам СМП не всегда удается успевать по вызову?

— Причин может быть много. Это и наплыв вызовов (часы пик, эпидемия гриппа) и протяженность района, госпитализация в больницы  Челябинска и т.д. Но основных все же две — это непрофильные вызовы и нехватка кадров.

О непрофильных вызовах я уже говорил. Что касается кадровых проблем, то надо сказать, что очереди к нам для трудоустройства никогда не было. А в последние годы отток кадров увеличился. На сегодняшний день укомплектованность выездных бригад врачами и фельдшерами составляет чуть более 40%. Причем, из них более 30% врачей и около 70% фельдшеров старше 50 лет. За период с 2013 по 2014 год из службы СМП Копейска уволились 3 врача и 23 средних медработника.

— А какие причины для увольнения? Ведь вроде и зарплата повышается, и работа интересная и престижная?

— Я бы сказал, что сами по себе увольнения — процесс естественный. Проблема в другом: почти не происходит обновления кадров.  «Скоропомощная» романтика сейчас не прельщает выпускников медицинских образовательных учреждений.  Если раньше за счет работающих студентов мы могли не только решать сиюминутные проблемы по составлению графика дежурств, но и ориентировать молодых специалистов на дальнейшую работу в нашем учреждении, то сейчас, после исключения из штатного расписания в соответствии с приказом Минздрава должностей санитаров, мы не можем принимать на работу студентов-медиков. 

Опасный характер работы, высокое психоэмоциональное и физическое напряжение, бессонные ночи, нередко «беспредел» вызывающих,  отсутствие социальных льгот и пр. делают нашу работу непрестижной. Да, идет постепенное повышение заработной платы медицинским работникам за счет оптимизации работы и во исполнение указа президента. Но «высокие зарплаты» наших сотрудников далеко не соответствуют трудозатратам.  Изнурительный график работы не покрывается стимулирующей надбавкой.

Иногда слышишь, что,  мол, вы же сами выбирали профессию. Не нравится — уходите. Вот и уходят уже…  А новые кадры, даже если придут, такими не  будут, они дети своей эпохи, где альтруизм не приветствуется. И ведь так по всей стране. Ситуации типичны.

 — То есть на новых машинах с современным оборудованием, скоро некому будет работать?  Каков выход из сложившейся ситуации?

— Прежде всего, надо менять менталитет у населения по отношению к медицинским работникам.  Вопрос о социальных льготах и защите  работников скорой помощи (особенно после резонансного случая противоправных действий по отношению к бригаде медиков в  Екатеринбурге) рассматривается Государственной Думой, правда, уже не одно десятилетие. Надо сохранять и преумножать имеющийся кадровый потенциал медицинских работников скорой помощи. Ведь в этой службе могут работать не все.   

— Расскажите, бывают ли случаи  неадекватного поведения вызывающих и противоправных действий по отношению к сотрудникам скорой медицинской помощи?

— Менталитет любого человека основывается на степени его информированности, уровне культуры, отношении к медицинским работникам, личной ответственности. Неправильное понимание словосочетания «скорая помощь» нередко порождает потребительский экстремизм, завышенные требования, а иногда и неуважительное  отношение и даже противоправные действия по отношению к медицинским работникам. 

Одним из последних примеров неадекватного поведения пациента  на вызове является случай, произошедший в ночь с 3 на 4 февраля по адресу: 4-й участок,  ул. Федячкина. Бригада скорой помощи приехала по поводу болей в животе к пациенту с алкогольной болезнью. У этого пациента после приема алкоголя обострялся хронический панкреатит (воспаление поджелудочной железы), появлялись боли в животе и он часто вызывал скорую помощь. В этот раз врачом СМП была предложена консультация хирурга в приемном покое ГБ № 1, но пациент грубо настаивал на инъекциях обезболивающих препаратов, угрожал физической расправой врачу и его семье, нецензурно оскорбляя его,  размахивал пистолетом. Дело закончилось вызовом полиции, но пациент успел убежать из дома.

Каковы будут последствия инцидента, пока неизвестно. Чтобы убедиться в достоверности моих слов и в том, что подобные угрозы не единичны, достаточно прослушать аудиозапись диалогов диспетчеров «03» с некоторыми вызывающими.

— А сами сотрудники скорой разве не могут провоцировать негативное отношение к себе?

— Конечно, все мы люди, и иногда можем быть подвержены эмоциям, но прежде всего мы призваны оказывать экстренную медицинскую помощь действительно нуждающимся в ней.

Если наши работники видят, что в течение долгого времени они живут и работают в условиях неуважения к своему труду, чувствуют, что некогда престижная  работа обесценивается, драйв (положительные эмоции, позитивный настрой, оптимизм) выгорает, то, как защита от этого выгорания, формируется цинизм.

Больные убеждены, что в 3 часа ночи работник СМП преисполнен гуманизмом, интересом к профессии и очень им рад. Им невдомек, что он еще сегодня не обедал и не ужинал и только что боролся с хрюкающим телом, вытаскивая его из лужи, а потом в течение двух часов не мог его никуда пристроить. Вполне допускаю, что и у наших работников могут быть нервные срывы, хотя, естественно, не оправдываю их. 

Вызвать бригаду неотложной медицинской помощи в будние дни, выходные и праздники можно с 8.00 до 20.00 по телефону 03 или по указанным ниже адресам и телефонам

Поликлиника «Городской больницы № 1» (включая пациентов городских больниц №4 и №6): ул. Борьбы, 34, тел. 7-39-34.

Поликлиника «Городской больницы № 3»: ул. Комсомольская, 21, тел. 97-3-24, 97-3-28.

Городская детская поликлиника № 1: ул. Гольца, 12, тел. 9-36-25; 8-902-894-26-58.

Скорую медицинскую помощь по праву называют визитной карточкой здравоохранения. Она всегда была и остается востребованной населением. Достаточно сказать,  что каждый третий житель в течение года обращается к ее услугам.
Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости