16+
10 марта 2015 05:59

Трудовые эшелоны были началом истории КМЗ

История Великой Отечественной войны — это история беспримерного подвига советского народа. И особая ее страница связана с проведенной в несказанных масштабах эвакуацией с запада на восток предприятий. В числе таких предприятий был Горловский машиностроительный завод имени Кирова, на промышленной базе которого построен нынешний Копейский машиностроительный завод.
Копейский машиностроительный завод

История Великой Отечественной войны — это история  беспримерного подвига советского народа на фронте и в тылу. И особая ее страница  связана с проведенной в несказанных масштабах эвакуацией с запада на восток предприятий, дабы сохранить промышленный потенциал страны и продолжать работать вдали от территорий, временно оккупированных врагом. 

В числе таких предприятий, как известно, был Горловский машиностроительный завод имени Кирова, именно на его промышленной базе построен нынешний Копейский машиностроительный завод. В числе тех, кто эвакуировался вместе с Горловским заводом, был Михаил Семенович Эдлин, ныне копейчанин, ветеран предприятия, ветеран Великой Отечественной — труженик тыла. В своем рассказе о том суровом времени он использует материалы своего домашнего архива и личные воспоминания.

Приказы не обсуждаются

— Первые дни эвакуации Горловского завода описал в своей статье «Вехи истории» секретарь парткома предприятия Михаил Львович Шапиро.

«10 октября 1941 года директор завода в Горловке, получив срочный пакет, пригласил начальников цехов и представителей партийной, профсоюзной и комсомольской организаций.

— Получен приказ эвакуировать завод на восток, — сказал он. — Сегодня же надо приступить к демонтажу оборудования и погрузке его в вагоны.

В семь часов утра 11 октября протяжный гудок оповестил о том, что завод встал. Едва затих гудок, как замерли станки, застыли краны, был погашен огонь в конверторах. Воцарилась гнетущая тишина. В тот же день на подъездные пути был подан эшелон платформ и теплушек. Началась погрузка оборудования. Работали днем и ночью, как и в цехах — сменами, бригадами. Руководили погрузкой начальники смен, мастера. Торопились, но делали все аккуратно, бережно ставили станки на платформы, укрывали их листами железа, деревянными щитами, чтобы предохранить от коррозии. Грузили все, что могло пригодиться на новом месте, — металл, опоки, модели, инструменты, приспособления к станкам». 

На восток, на Урал

Первый эшелон, в котором ехал и я вместе с мамой, погрузили за двое суток. Ночью 12 октября он был отправлен со станции Горловка и влился в бесконечный поток эшелонов, идущих на восток. С первым поездом уехало около 300 рабочих, многие вместе с семьями. Предстояло преодолеть огромное расстояние, чтобы оказаться на Урале, в городе Копейск.

Тяжелым испытанием на этом пути была переправа через Волгу. Именно после прибытия на станцию Бекетовка (пригород Сталинграда), чтобы преодолеть эту переправу,  эшелону, необходимо было обосноваться на месте на целую неделю. Надо учесть, что информация о продолжении следования у нас отсутствовала, поэтому никто не решался отлучаться даже на короткое время от стоянки. Так и сидели на местах, мерзли и питались, чем придется. 

Но вот протяжный гудок тепловоза облетел состав, он означал завершение тягостного ожидания «жителей» эшелона.  Наконец-то вновь в дорогу, на восток — в Копейск.

Комиссар второго эшелона из Горловки Михаил Александрович Коссов, с которым спустя десятилетия (незадолго до его кончины) я встретился в  его скромной уютной квартире, поделился своими воспоминаниями об эвакуации. Он так описывал дорогу в Копейск в своей статье «В дни войны»:

«… Я ехал со вторым эшелоном, но так получилось, что в Копейск мы прибыли первыми. Произошло это 6 ноября. Почти месяц мы добирались до Урала. Уже только по одному этому факту можно судить, какой нелегкой была дорога. Под станцией Кабань эшелон атаковали фашистские самолеты. Вначале появился самолет-разведчик, а затем два истребителя обстреляли эшелон с бреющего полета. Через несколько минут появился бомбардировщик. Он сбросил шесть бомб, но, к счастью, прямого попадания не было, бомбы разорвались недалеко от дороги, не причинив вреда…»

У всех, кто находился в эшелонах,  было одно желание: быстрее завершить этот дальний путь и оказаться в Копейске, чтобы обустроиться на новом месте и приложить все усилия для возрождения завода и работы в новых условиях. Но прежде надо было выполнить огромный объем работы по разгрузке прибывшего оборудования, его установки в условиях суровой уральской зимы, когда столбик термометра опускался до минус тридцати, а порой и минус сорока градусов.

На новом месте

«…Завод было решено разместить в цехах небольшого рудоремонтного предприятия, где трудилось всего 340 рабочих и насчитывалось не более 150 станков, — пишет в своих воспоминаниях Михаил Шапиро. — Были здесь небольшие цеха — механический, котельный и чугунолитейный. Нужно было разместить на и без того перегруженной площади не менее 750 станков и более 1000 рабочих. И сделать это быстро, чтобы уже через 5-10 дней начать выпуск продукции.

И вот уже множество людей в день прибытия эшелона, успев снести вещи на квартиры и в общежития, возвратились на заводской двор и приступили к разгрузке платформ и вагонов. Строительство заводов началось с установки станков, а потом уже возводились стены цехов. Сложные станки монтировали прямо на земле…»

Первые дни пребывания горловчан на копейской земле были особенно трудными, хотя, что ж,  это надо было предвидеть. Но люди не боялись трудностей. На предоставление жилья прибывшим отводилось крайне короткое время, однако местные органы власти сделали все, чтобы разместить эвакуированных.  Часть людей была расквартирована в бараках одной из шахт, другая — в домах на территории нынешнего поселка Кирзавод, а это в семи километрах от предприятия. Ежедневно рабочие преодолевали  пешком туда и обратно, считай, 14 километров по заснеженным дорогам. Помню, часть пути проходила по железнодорожному полотну, и ходьба по шпалам  выработала у людей даже особую походку. Так продолжалось до середины 1944 года, когда наконец заводчанам стали предоставлять жилье в черте города. 

Под открытым небом

Ритм работы по строительству завода был очень напряженный, рабочие, не считаясь со временем, стремились в кратчайшие сроки установить оборудование и ввести его в эксплуатацию. И тут же, без промедления, прямо  под открытым небом начали производить военную продукцию. В ускоренном режиме было налажено производство минометов и корпусов мин, а в дальнейшем предприятие производило цилиндры к знаменитым «катюшам».

Все возрастающая потребность города в угле, а затем и неизбежная необходимость в восстановлении разрушенных на оккупированных территориях шахт обусловила необходимость обеспечения шахтеров горной техникой. Уже в преддверии 1943 года  завод стал производить в основном машины для угольной промышленности, и объемы производства с каждым годом заметно возрастали. Так заработал во всю мощь теперь уже не Горловский, а Копейский машиностроительный завод имени Кирова. В течение всего продолжительного периода Великой Отечественной войны завод неоднократно добивался первенства во Всесоюзном социалистическом соревновании. Смею надеяться, что в этом огромном труде есть и моя маленькая толика — в годы войны комсорга врубового цеха Михаила Эдлина. 

Молодежные фронтовые бригады

Война стала суровым испытанием для подрастающего поколения. Те, кто достиг 18 лет, в основном были призваны в ряды Красной армии, и вся тяжесть труда на производстве выпала на долю 15-16-летних.

Первые годы войны для нас, эвакуированной с заводом молодежи,  складывались непросто: отсутствие теплой одежды, постоянное чувство голода, ведь растущий еще организм требовал «топлива». Но и эвакуированные, и местная молодежь горели энтузиазмом — все для фронта, все для победы! Работали по 12 и более часов, порой ночуя в цехах, а выходной был один день в месяц.

Душой и застрельщиком добрых начинаний среди рабочей молодежи была комсомольская организация. Она явилась инициатором создания комсомольско-молодежных бригад, которые своим трудом боролись за право называться фронтовыми бригадами.

В цехе врубовых машин, самом крупном в военные годы, я в течение 1942-1945 годов возглавлял комсомольскую организацию, насчитывающую 162 человека. Наилучших успехов добивались три молодежных бригады. Память сохранила большую часть фамилий ребят из этих бригад. Бригада расточников — Бойко, Богданов, Садов, Гайворонский; строгальщиков (фрезеровщиков) — Мирошниченко, Дюльдин, Тетенов; токарей – Зобачев, Воробьев. Другие фамилии стерлись из памяти. Здорово работали ребята!

Начальником  врубового цеха с 1943 года был Александр Александрович Рафалович. Умный, рассудительный, он пользовался непререкаемым авторитетом всего коллектива и, конечно, молодежи. Это был человек с особым даром руководителя. В разговоре он никогда не повышал голос, но его взгляд так ярко выражал мысли, что их можно было читать даже на расстоянии.

Кроме трудовых будней, молодежь находила время, чтобы устраивать вечера, где звучали с особым задором комсомольские песни. А когда надо было, молодые заводчане отдавали свой единственный в месяц выходной, чтобы принять участие в воскресниках, которые проводились в городе. Кстати, именно таким образом строилась трамвайная ветка Копейск — Челябинск.

А с каким восторгом было нами принято известие о том, что в 1944 году  для работающей молодежи в городе открывается вечерняя школа! Аттестаты о завершении школьного образования, полученные выпускниками 10 класса первого послевоенного выпуска, — это свидетельство того, что даже в суровое время военного лихолетья наше поколение жаждало знаний. 

* * *

С годами память постепенно теряет важные страницы из жизни человека. Но есть наша общая историческая память. И никогда, никогда не забудется подвиг тружеников тыла, в том числе коллектива завода имени С. М. Кирова, внесших достойный вклад в общее дело разгрома ненавистного врага.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
20 апреля 2024 10:00 Абрам Темник: достоин памяти потомков

 В 2024 году исполнится 90 лет с момента учреждения высшей степени отличия страны Советов — звания Героя Советского Союза. В сегодняшнем номере мы расскажем о Герое Советского Союза Абраме Матвее...

20 апреля 2024 09:53 Губернатор Челябинской области Алексей Текслер поздравил южноуральцев с Днем донора

Уважаемые друзья! 20 апреля мы отмечаем в России Национальный день донора. 

Новости СМИ2