18+

Коллектив копейской ДМШ № 1 победил в областном конкурсе исполнителей

10 Апреля 2015 10:22 - автор Юлия Айрих
Илья и Анастасия Черноголовы работают в ДМШ № 1 Копейска уже седьмой год. Супруги ведут школьные народные ансамбли и оркестры. Коллектив ДМШ № 1 «Гармония», которым руководят Черноголовы, одержал победу в XXX областном конкурсе исполнителей на народных инструментах, посвященном 70-летию Великой Победы.
Коллектив копейской ДМШ № 1 победил в областном конкурсе исполнителей
Ансамбль "Гармония"

Поводом для встречи с Ильей и Анастасией Черноголовыми стала победа коллектива ДМШ № 1 «Гармония», которым руководят супруги, в XXX областном конкурсе исполнителей на народных инструментах (ансамбли), посвященном 70-летию Великой Победы.

Организаторами проекта выступили учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области и Южно-Уральский государственный института искусств им. П.И. Чайковского. В нем приняло участие 85 ансамблей (398 человек) со всей Челябинской области.

«Звук должен быть острым, как иголочки! – Наставляет свою воспитанницу, репетирующую на сцене Детской музыкальной школы № 1,  прямо из зрительного зала Анастасия Черноголова. – Да-да, более острые движения!»

 Дождавшись, пока Анастасия отпустит свою ученицу, интересуюсь:

— Анастасия, а что вы имели в виду, когда так красочно описали звук – «как иголочки»?

— Девочка играла народную пьесу, в которой все начинается с небольшой динамики, а к концу произведения закручивается во что-то яркое, пронзительное, звонкое. Я просила ее играть остро, потому что тонкая струна требует особого к себе отношения и игры обостренными движениями.

— И часто вы так метафорично описываете музыку? Вообще, можно ли ее описать с помощью цветов или запахов? Как вообще срабатывают подобные ассоциации?

— К примеру, Римский-Корсаков имел «цветной» слух, описывал с точки зрения цветов и запахов тысячи оттенков музыки, — присоединяется к беседе Илья Черноголов. – Мы, конечно, не такие великие музыканты, но тоже иногда говорим ученикам что-то вроде: «Ты играешь все произведения одним цветом», подразумевая, что мелодия исполняется на одном звуке, без выразительных всплесков. Или: «Это надо сыграть как черное и белое», имея в виду, что у музыки должен быть контраст.

Анастасия: - Мы всегда говорим, что в музыке должен быть оттенок. Пытаемся с помощью ассоциаций донести свои ощущения, а иначе детям, которые мыслят образно, а не оперируют академическими понятиями, не объяснить характер произведения.

10_двое.jpg

— Знаю, что победа в ХХХ конкурсе народных инструментов была очень важна, и вас даже пригласили принять участие в его международном этапе.

Анастасия: — Да, нас пригласили в Магнитогорск, принять участие в конкурсе-фестивале «Европа-Азия», который проходит раз в два года. Что касается нашей победы, то человеку, не погруженному в музыку, может показаться, что она не такая уж громкая. А мы очень ею гордимся, потому что этот конкурс по праву считается рейтинговым, хотя у него и нет статуса международного. Но оценивают выступления профессора, преподаватели вузов, заслуженные артисты и деятели культуры. Поэтому конкурс за титул лауреатов очень высок. У конкурса есть своя особенность: один год в нем соревнуются солисты, второй – ансамбли, третий – оркестры. Мы уже принимали участие в ансамблевом конкурсе, это было три года назад. Тогда мы тоже добились результатов, но не таких высоких – струнный ансамбль занял третье место, а ансамбль баянистов-аккордеонистов – второе. А в этом году много работали, и стали лауреатами. А Илье Алексеевичу был вручен диплом за лучшую инструментовку.

— А какие народные инструменты используются в вашем ансамбле?

Илья: - Начнем с того, что в нашей школе есть оркестр и ансамбль с названием  «Гармония». Те ребята, что играют в ансамбле, играют и в оркестре, это, так сказать, малый состав оркестра. Что касается инструментов, то основа коллектива - это балалайки (прима, секунда, контрабас) и домры (прима, альт, бас). Также используем баяны и различные ударные и шумовые инструменты, с помощью которых мы богато оформляем нашу игру. В этом году в одной из пьес использовали рояль. «Изюминкой» нашего коллектива можно считать гусли. 

— Существует стереотип, что народный ансамбль играет что-то несложное, вроде «Калинки-малинки», но у вас всегда очень оригинальная программа.

Анастасия: - Условием конкурса народных инструментов, к примеру, было исполнение одной из пьес, которая так или иначе относится к событиям Великой Отечественной войны. Мы выбрали саундтрек к фильму «Список Шиндлера», это серьезная красивая музыка. Всегда стараемся быть оригинальными в выборе пьес.

Илья: - Мы очень рады, что за довольно непродолжительный период работы с учениками нам удалось сформировать у них вкус к хорошей музыке. Стараемся сделать репертуар максимально разнообразным: берем и высокохудожественные, элитарные произведения, и классику, и эстраду, и фольклорный материал – все-таки мы народный коллектив. Собрать хороший репертуар, сделать на него качественную инструментовкунепросто. К примеру, когда готовили фантазию на ирландские темы, то перебрали порядка 1000 мелодий, а выбрали только 4.

— Можно ли сказать, что сегодня возвращается интерес к народным инструментам?

Илья: — Дети неохотно идут учиться играть на этих инструментах. Почти 100 процентов выбирают гитару, фортепиано, реже — скрипку. Среди народных инструментов чаще выбирают баян, а домру – почти никогда.

Анастасия: — Проблема в том, что в России вообще не знают, что такое домра. Ощущение, что скоро и балалайку забудут. В этом плане нашей стране гордиться нечем, поскольку ни одна другая страна свои корни не забывает. Посмотрите, как шотландцы гордятся волынкой, как они демонстрируют всему миру любовь к ней!..  У нас же в России все держится на инициативе единиц. В нашей школе все педагоги понимают, что если мы сейчас не примем каких-то мер, то народные инструменты выродятся. К нам приходят дети, которые в принципе не знают, что такое домра. Хотя им выгоднее освоить именно этот инструмент. Нисколько не умаляю красоту звучания гитары, но в оркестре народных инструментов ее попросту не используют! И получается, что дети, по сути, учатся для себя, поскольку проявить себя гитаристы могут лишь сольно. А таких звезд, которые выдержат 1,5часовой концерт, единицы. Так что домристы и балалаечники проводят более насыщенную музыкальную жизнь, поскольку востребованы в ансамблях и оркестрах.

— То есть наши народные инструменты нельзя назвать исконно-посконными, в плохом смысле этого слова, то есть простыми как три копейки. Судя по их редкости, они уже могут считаться элитарными?

Анастасия: — Это зависит от нашего к ним отношения. Я считаю, что домра далеко не проста, и знаю, что на ней можно играть шедевры. Наш репертуар прямое тому подтверждение. К тому же, технически она очень сложна, поэтому мы не даем детям, уровень которых еще невысок, играть сложные произведения, чтобы не отбить интерес к инструменту.

— Не всем детям хватает таланта, чтобы стать именитыми музыкантами. Но ведь обучение в музыкальной школе все равно не проходит для них бесследно. Общение с мировой классикой делает душу человека чище, возвышенней, совершеннее.

Анастасия: — Часто спрашиваем своих учеников: отличается ли обстановка в музыкальной школе от той, что царит в общеобразовательной? И все непременно говорят, что да. Известно, что среда формирует человека. Мы с супругом тоже учились в одной среде, поэтому у нас общие взгляды на многие вещи. Я же считаю, что гений и злодейство – вещи несовместимые.

— Но можно ли с уверенностью сказать, что человек, который играл по вечерам на фортепиано музыку Шуберта, никогда не ударит походя сапогом бездомную собаку и не обидит слабого ребенка?

Илья: — Люди, которые занимаются искусством, однозначно богаты духовно. В школу приходят учиться много детей, но только 10 из 100 станут музыкантами. Так что наша главная задача – воспитать их порядочными и отзывчивыми людьми. А делаем это мы через музыку.

— Как вам удается добиться того, чтобы 15-летние подростки, вместо таких интересных в этом возрасте занятий, все свое свободное от учебы время занимались музыкой?

Анастасия: — За годы учебы мы четко поняли, что музыка не терпит поверхностного к себе отношения. Пока ты учишься, она должна занимать все твое свободное время без отрыва на каникулы, отпуск и так далее. Это мы и пытаемся донести до своих учеников.

Илья: — Надо сказать, что мы работаем с отличными детьми, очень разносторонне развитыми и порядочными, нам с ними очень повезло. С таким составом можно добиваться результатов.

— Какую музыку дома слушаете? Только ли классику?

Анастасия: — Музыку мы слушаем, в основном, в машине. Это могут быть и сонаты Скарлатти в исполнении Плетнева, и рок.

Илья: — С уважением относимся к творчеству «ДДТ», «Сплин», «Би-2», «Чайф», Земфиры. Любим и «Чижа» за его простоту и «настоящесть», но, как профессиональным музыкантам, нам, конечно, режет ухо небрежность и расхлябанность игры на народных инструментах. Но под настроение все равно слушаем.
Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости