18+

Ответственность водителей мототранспорта повысилась

09 Июля 2015 7:30 - автор Подготовила Людмила ГЕЙМАН
В конце прошлого года вступил в силу федеральный закон №307, внесший изменения в Кодекс об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ. В частности, ужесточились требования к водителям мототранспорта. Улучшило ли это ситуацию на наших дорогах? Об этом состоялся разговор за «круглым столом» в редакции «КР».
Ответственность водителей мототранспорта повысилась

В конце прошлого года вступил в силу федеральный закон №307, внесший изменения в Кодекс об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ. В частности, ужесточились требования к водителям мототранспорта.

Напомним, для управления мопедами и скутера­ми в настоящее время требуется водительское удостоверение категории «М» либо с любой другой открытой категорией. Внесено также изменение, распространяющее на водителей данных транспортных средств все составы административных правонарушений. Улучшило ли это ситуацию на наших дорогах? Об этом состоялся разговор за «круглым столом» в редакции «КР».

— Люция Халитовна, в разгаре первый мотосезон после измене­ний в законодательстве, прирав­нявших по ответственности перед законом водителей мопедов, ску­теров, легких мотоциклов к другим категориям водителей. Позволило ли это снизить статистику ДТП?

Л. Масалимова. Мотосезон в этом году начался, как и ранее: первые ДТП были зарегистрированы уже в начале апреля. На сегодняшний день всего по Челябинской области зареги­стрировано 43 дорожно-транспортных происшествий с участием мототран­спорта, в которых 7 человек погибло, 43 получили ранения. На территории нашего города зарегистрировано 8 ДТП с участием мототранспорта, три из них – с участием несовершеннолет­них, то есть даже в возрасте до 16 лет, у которых по определению не может быть никакого водительского удосто­верения. И в июне зарегистрирован один случай с тяжкими последствия­ми, водитель погиб.

Поэтому можно сказать, что ситу­ация, к сожалению, пока не меняется. Это, видимо, связано с тем, что люди до сих пор либо не знают, не обращают внимания на ту информацию, которая распространяется в СМИ, либо, как всегда, надеются на «авось» и ездят по старинке. Сейчас мототранспорт доступен для человека со средним до­ходом, но многие даже не понимают, какой вид транспорта они приобре­тают. И если скутер можно отличить по внешним признакам, то мопед от легкого мотоцикла либо легкий мо­тоцикл от мотоцикла не специалисту отличить трудно.

— Ксения Александровна, дей­ствительно визуально нелегко отличить легкий мотоцикл от мо­тоцикла?

К. Власова. Всю необходимую информацию можно увидеть в до­кументах на приобретенный вами мототранспорт. И соответственно, при сдаче государственного экзаме­на на вождение все будет предельно ясно. Надо добавить, что на легкий мотоцикл получение прав с катего­рией «А1» допускается с 16 лет, а вот на категорию «А» – с 18 лет, как и на другие категории. Это более тяжелые мотоциклы, соответственно, другой подход в обучении, другая программа.

— На сегодня существует и во­дительская категория «М», дающая право на вождение мопедами и ску­терами. Однако если программа подготовки водителей категорий А1 существует, то на «М» ее нет. Каков же выход?

К. Власова. Такая правовая кол­лизия на сегодня существует. То есть скутеры есть, желающие ездить на них есть, есть и постановление пра­вительства о введении категории «М», а вот программы подготовки нет. Вы­вод один: на скутере и мопеде можно ездить, имея права с любой другой категорией, но минимум – с катего­рией «А1». И только с возраста 16 лет.

Л. Масалимова. Главное, что необходимо уяснить, – управление мопедом и скутером без водитель­ского удостоверения является на­рушением. И если ребенка до 16 лет нельзя привлечь к административной ответственности, то родителей мы привлекаем. Порой вообще удивляет тот факт, что некоторые родите­ли приобретают мототранспорт своим несовер­шеннолетним детям – напри­мер, к окончанию учебного года, за хорошую учебу и т. д. В прошлом году был случай, когда произошло ДТП с участием двух детей, 14 и 13 лет. Детям мама приобрела мопед (который, кстати, на самом деле ока­зался легким мотоциклом) на день рождения. Мальчики проездили на нем неделю и попали в ДТП, получили травмы, к счастью, не столь серьез­ные. Взрослый человек, родитель должен понимать, что покупка мопеда или скутера ребенку противоречит закону, а самое главное – подвергает его опасности.

К. Власова. В любом случае мопеды и мотоциклы у нас в стране существуют давным-давно, мы при­выкли ездить на этом транспортном средстве. Но есть проблемы и в правовой сфере — постановка на учет транспортного средства, стра­хование, обмундирование участника дорожного движения, наличие шлема.

— Алексей Викторович, имея опыт общения с мотоциклистами, вы считаете их законопослушными участниками дорожного движения?

А. Мещеряков. Считаю, по боль­шей части это законопослушные люди. А то, что многие мотоциклисты в Копейске, Челябинске, вообще в России не ставят свой транспорт на учет, аргументирую только одним: это высокая стоимость дорожного налога. Как известно, стоимость на­лога на мотоцикл — 50 рублей за одну «лошадиную силу». Таким образом, например, налог на мой мотоцикл со­ставляет 7,5 тысячи рублей в год. Не каждый человек может себе позволить выложить такую сумму, учитывая, что этот вид транспорта возможно у нас эксплуатировать примерно пять месяцев в году. Ну а другие думают: возможно, пронесет, не остановят, не проверят. По страховке же хочу сказать однозначно: без нее на до­рогу выезжать не стоит. Страховка на мотоцикл не намного дороже, чем на машину, а иногда дешевле. Я думаю, 90 процентов мотоциклистов стра­ховку имеют.
  
— Тогда откуда у нас такая вы­сокая статистика ДТП с участием мототранспорта?

 А. Мещеряков. Я много пере­двигался по России, по разным горо­дам. Могу сказать, что центральная Россия сильно отличается от нашего Уральского региона, там больше развита дорожная культура. То есть автомоби­листы, как правило, уступают дорогу мо­тотранспорту. Они понимают, что мото­циклу много места не надо, и стоит только моргнуть дальним светом, автомоби­лист немного пере­строится, дав дорогу мотоциклисту. У нас это правило почему-то в основном не работает. Возможно, это связано с какими-то воспитательными момен­тами, с недостаточной пропагандой мер безопасности на дорогах. Надо, чтобы все уяснили: мотоциклисты – полноправные участники дорожного движения.

К. Власова. Хорошо, что в городе появилась общественная органи­зация, которая занимается мото­циклистами. Надеюсь, это будет способствовать повышению дорож­ной культуры среди водителей мо­тотранспорта. Хотя на дороге может случиться всякое. Не могу не вспом­нить последний случай, когда 8 июня погиб на дороге Константин Абалевич. Я знаю, что этот парень прекрасно владел мо­тоциклом, имел хорошую эки­пировку. Поэтому хотелось бы призвать всех мотоцикли­стов города быть предельно осторожными на дорогах. Наша общая задача – снизить опасную статистику.

 — 19 июня вступили в силу еще одни измене­ния в законодательстве по безопасности дорожного движения, касающиеся именно водителей мототранспорта. Какие конкретно?

Л. Масалимова. Одним из пун­ктов нового законодательного акта является то, что в застегнутом мотош­леме должны быть не только водители мотоциклов, но и водители мопедов и скутеров. За отсутствие мотошлема водители привлекаются к админи­стративной ответственности в виде штрафа 1000 рублей.

А. Мещеряков. Шлем для мотоци­клиста – это то же самое, что ремень безопасности для автомобилиста. Не одевая шлем, человек должен пони­мать, что он не только нарушает закон, но в случае совершения ДТП ущерб его здоровью будет нанесен гораздо больший, чем при наличии шлема.

— Ксения Александровна, как вы считаете, что имеет все же решающее значение в снижении статистики травматизма на мото­транспорте?

К. Власова. Во-первых, знание правил дорожного движения и, ска­жем так, уважение к этим правилам. Например, благодаря Госавтоинспек­ции, отделу по делам молодежи мы ежегодно проводим соревнования на мопедах, и с каждым годом участников становится больше. И это здорово, потому что ребята не просто уча­ствуют, а серьезно готовятся к этому, сдают правила, приобретают навыки вождения, учатся оказывать первую помощь. То есть они заранее готовят­ся стать полноправными участниками дорожного движения.

Уровень подготовки водителей также имеет решающее значение. Надо сказать, что Общественная палата РФ внесла инициативу (и она уже одобрена) внести изменения в процедуру приема государственного экзамена на право управления мото­циклом. Если на сегодняшний день кандидат в водители сдает только теорию и практику на автодроме, то сегодня будет рассматриваться вопрос о введении третьего экзаме­на – вождение в городе, с участием инспектора ГИБДД.
Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости