Как преодолеть трудности, отдавая ребенка в детский сад?
Вот он, нежный, тепленький, такой домашний, такой родной ребеночек стоит перед незнакомой тетей воспитательницей и смотрит взором раненой птицы в глубины материнской души: «Прошу тебя, не уходи!» Как сложно в такие минуты сделать шаг к двери, как сложно самой обойтись без слез…
Что нужно сделать родителям, чтобы привыкание к детскому саду прошло как можно легче для ребенка и для них самих? Об этом мы побеседовали с Маргаритой Фешковой, руководителем центра развития и коррекции для детей и взрослых «Гармония».
РАНЬШЕ – ЛУЧШЕ
— Родители, которые регистрируют ребенка в электронной очереди управления образования, могут выбрать предпочтительный год поступления в дошкольное учреждение. В каком возрасте, по вашему мнению, ребенку легче привыкнуть к детскому саду? Есть ли различия в том, как проходит адаптационный период в полтора-два и в три года?
— Сложности адаптации есть в любом возрасте — даже нам, взрослым, когда мы устраиваемся на новую работу, невозможно избежать стресса. Но все-таки несколько легче к условиям детского сада привыкают полуторагодовалые дети.
Трехлетний ребенок уже превосходно осознает, что он является «центром вселенной» в семье, и ему сложнее, чем в более младшем возрасте, привыкать к новой среде: только что он был главный — и внезапно оказался в условиях равенства с другими детьми, где к тому же есть определенные требования и правила, которым необходимо подчиняться.
Полуторагодовалые дети приходят в детский сад, когда навыки самообслуживания только начинают формироваться, и под руководством педагога быстро учатся элементарному уходу за собой. Навыки «домашнего» ребенка даже к трем годам недостаточно устой чивы, потому что он выполняет не так много действий без помощи взрослых — мама всегда поможет одеться, докормит с ложечки, вымоет руки перед обедом. Малышу приходится привыкать к самостоятельности — этот процесс может протекать непросто, потому что часто совпадает по временным рамкам с кризисом трех лет.
ДОВЕРЯЙТЕ ПЕДАГОГАМ
— Адаптационный период проходит у всех детей по-разному. Прошла неделя, другая, месяц — а ребенок продолжает плакать при расставании с мамой, никак не может найти общий язык с воспитателем и другими малышами. Бывают ли в принципе несадиковые дети?
— Бывают, но крайне редко. Как правило, ребенок не способен привыкнуть к коллективу, если у него есть какие-то особенности в развитии — как психические, так и физиологические. Дети, не имеющие проблем со здоровьем, за один-три месяца проходят адаптационный период — кто-то достаточно легко, а кто-то и со слезами, капризами, агрессией. Родителям надо понять, что стрессовая реакция неизбежна – они и сами в это время переживают стресс. Чтобы помочь ребенку как можно скорее привыкнуть к новой среде, прежде всего, сами настройтесь на позитивный лад. Постарайтесь с первых дней выстроить с педагогами дошкольного учреждения доверительные отношения, выполняйте их рекомендации и обязательно в присутствии малыша говорите о детском саде и его сотрудниках только хорошее — ребенок чувствует и воспринимает эмоциональное состояние родителей.
ГОТОВИМСЯ ЗАРАНЕЕ
— Какие особенности характера затрудняют привыкание к детскому коллективу?
— Скорее, на длительность адаптационного периода влияет не склад характера, а особенности психологического созревания. Ребенка, каким бы он ни был маленьким, за несколько месяцев до поступления в детский сад нужно готовить к новому этапу в его жизни: доступными словами рассказывать, что делают детишки, пока мама и папа на работе, на утренней прогулке обращать внимание на соседских детей: «Посмотри, вон Ванечка пошел в садик. Давай помашем ему ручкой». Если возможно, походите по территории детского сада — пусть малыш посмотрит на воспитателей, на то, как они общаются с ребятками, и увидит, что вечером дети идут домой — ему очень важно знать, что он не останется в садике навсегда.
Можно играть в детский сад: пусть в роли детей будут куклы или мягкие игрушки —вот они обедают, а теперь ложатся спать, а вот и мамочка за ними пришла.
Адаптация будет проходить легче, если хотя бы за два месяца до прихода в ДОУ приблизить домашний режим дня к детсадовскому: вовремя ложитесь спать, сделайте рацион питания похожим на тот, что принят в дошкольном учреждении.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!
— Важный вопрос, который волнует многих родителей: как сделать утреннее расставание менее болезненным для ребенка?
— Во-первых, не позволяйте себе нервничать во время переодевания, бесконечно оглядываться на малыша, когда выходите из группы, — представьте себе чувства ребенка, который видит панику в глазах родителей. При такой реакции близких людей он вряд ли воспримет окружающую среду как безопасную и комфортную. Во-вторых, обязательно проговаривайте, когда вы за ним вернетесь. Понятие времени у маленьких детей еще не сформировано, поэтому формулировать фразу лучше подобным образом: «Ты покушаешь (погуляешь, поспишь) — и я за тобой приду».
Разрешайте ребенку брать с собой в группу любимую игрушку — для него это связь с домом, частица привычного мира. А вот новыми игрушками балуйте не чаще, чем обычно, иначе чадо быстро поймет, что родителей можно шантажировать: «Купишь мне игрушку — пойду в садик спокойно. Не купишь — буду капризничать». Но не скупитесь на словесную похвалу: «Какой ты умница, какой ты стал взрослый — ходишь в садик, сам кушаешь, дружишь с ребятками».
Не меняйте кардинальным образом привычек ребенка: если до начала посещения детского сада ребенок не успел расстаться с пустышкой, не отнимайте ее до завершения адаптации к дошкольному учреждению. В любом случае, если отмечаются стойкие сложности адаптации, расставания с мамой, постоянные капризы и истерики, нарушения сна и питания, следует вовремя обратиться за консультацией к специалисту-психологу.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИЛИ ЧАСТНЫЙ?
— Сегодня у многих родителей есть возможность выбрать, в частный или в муниципальный детский сад отдать ребенка. На чем стоит остановить свой выбор?
— Свои достоинства есть у каждого из них. В частном детском саду маленькие по численности группы, воспитателю проще уделять внимание каждому ребенку, чем в группе обычного дошкольного учреждения. В небольшом коллективе дети несколько реже болеют простудными заболеваниями. Но в муниципальных детсадах работает целый педагогический штат, силами которого проводятся разноплановые занятия — музыкальные, физкультурные, развивающие моторику ребенка и его познания об окружающем мире. Поэтому выбор остается исключительно за родителями — главное, чтобы ребенку в их отсутствие было обеспечено пребывание в безопасной, доброй и комфортной для него среде.
Сотрудники полиции Челябинской области подвели итоги первого этапа операции «Чистое поколение– 2024».
Желание участвовать в процедуре изъявили более 18 тысяч человек.