16+
13 июля 2015 08:59

Как преодолеть трудности, отдавая ребенка в детский сад?

Вот он, нежный, тепленький, такой домашний, такой родной ребеночек стоит перед незнакомой тетей воспитательницей и смо­трит взором раненой птицы в глубины материнской души: «Прошу тебя, не уходи!» Как сложно в такие минуты сделать шаг к двери, как сложно самой обойтись без слез… Что нужно сделать родителям, чтобы привыкание к детскому саду прошло как можно легче для ребенка и для них самих? 
Ребенок впервые идет в детский сад
Автор: Светлана Полежаева Фото: http://zelenuha.ru/

Вот он, нежный, тепленький, такой домашний, такой родной ребеночек стоит перед незнакомой тетей воспитательницей и смо­трит взором раненой птицы в глубины материнской души: «Прошу тебя, не уходи!» Как сложно в такие минуты сделать шаг к двери, как сложно самой обойтись без слез…

Что нужно сделать родителям, чтобы привыкание к детскому саду прошло как можно легче для ребенка и для них самих? Об этом мы побеседовали с Маргаритой Фешковой, руководителем центра развития и коррекции для детей и взрослых «Гармония».

РАНЬШЕ – ЛУЧШЕ

— Родители, которые реги­стрируют ребенка в электронной очереди управления образова­ния, могут выбрать предпочти­тельный год поступления в до­школьное учреждение. В каком возрасте, по вашему мнению, ребенку легче привыкнуть к дет­скому саду? Есть ли различия в том, как проходит адаптацион­ный период в полтора-два и в три года?

— Сложности адаптации есть в любом возрасте — даже нам, взрослым, когда мы устраиваем­ся на новую работу, невозможно избежать стресса. Но все-таки не­сколько легче к условиям детского сада привыкают полуторагодова­лые дети.

Трехлетний ребенок уже пре­восходно осознает, что он является «центром вселенной» в семье, и ему сложнее, чем в более младшем возрасте, привыкать к новой среде: только что он был главный — и вне­запно оказался в условиях равен­ства с другими детьми, где к тому же есть определенные требования и правила, которым необходимо подчиняться.

Полуторагодовалые дети при­ходят в детский сад, когда навыки самообслуживания только начи­нают формироваться, и под руко­водством педагога быстро учатся элементарному уходу за собой. Навыки «домашнего» ребенка даже к трем годам недостаточно устой­ чивы, потому что он выполняет не так много действий без помощи взрослых — мама всегда поможет одеться, докормит с ложечки, вы­моет руки перед обедом. Малышу приходится привыкать к самосто­ятельности — этот процесс может протекать непросто, потому что часто совпадает по временным рамкам с кризисом трех лет.

ДОВЕРЯЙТЕ ПЕДАГОГАМ

— Адаптационный пери­од проходит у всех детей по-разному. Прошла неделя, дру­гая, месяц — а ребенок продол­жает плакать при расставании с мамой, никак не может найти общий язык с воспитателем и другими малышами. Бывают ли в принципе несадиковые дети?

— Бывают, но крайне редко. Как правило, ребенок не способен привыкнуть к коллективу, если у него есть какие-то особенности в развитии — как психические, так и физиологические. Дети, не имеющие проблем со здоровьем, за один-три месяца проходят адап­тационный период — кто-то доста­точно легко, а кто-то и со слезами, капризами, агрессией. Родителям надо понять, что стрессовая реак­ция неизбежна – они и сами в это время переживают стресс. Чтобы помочь ребенку как можно скорее привыкнуть к новой среде, пре­жде всего, сами настройтесь на позитивный лад. Постарайтесь с первых дней выстроить с педагога­ми дошкольного учреждения дове­рительные отношения, выполняйте их рекомендации и обязательно в присутствии малыша говорите о детском саде и его сотрудниках только хорошее — ребенок чувству­ет и воспринимает эмоциональное состояние родителей.

ГОТОВИМСЯ ЗАРАНЕЕ

— Какие особенности харак­тера затрудняют привыкание к детскому коллективу?

— Скорее, на длительность адаптационного периода влияет не склад характера, а особенности психологического созревания. Ребенка, каким бы он ни был ма­леньким, за несколько месяцев до поступления в детский сад нужно готовить к новому этапу в его жиз­ни: доступными словами расска­зывать, что делают детишки, пока мама и папа на работе, на утренней прогулке обращать внимание на соседских детей: «Посмотри, вон Ванечка пошел в садик. Давай помашем ему ручкой». Если воз­можно, походите по территории детского сада — пусть малыш по­смотрит на воспитателей, на то, как они общаются с ребятками, и увидит, что вечером дети идут до­мой — ему очень важно знать, что он не останется в садике навсегда.

Можно играть в детский сад: пусть в роли детей будут куклы или мягкие игрушки —вот они обедают, а теперь ложатся спать, а вот и ма­мочка за ними пришла.

Адаптация будет проходить легче, если хотя бы за два месяца до прихода в ДОУ приблизить до­машний режим дня к детсадов­скому: вовремя ложитесь спать, сделайте рацион питания похожим на тот, что принят в дошкольном учреждении.

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!

— Важный вопрос, который волнует многих родителей: как сделать утреннее расставание менее болезненным для ре­бенка?

— Во-первых, не позволяйте себе нервничать во время переоде­вания, бесконечно оглядываться на малыша, когда выходите из группы, — представьте себе чувства ребен­ка, который видит панику в глазах родителей. При такой реакции близких людей он вряд ли воспри­мет окружающую среду как без­опасную и комфортную. Во-вторых, обязательно проговаривайте, когда вы за ним вернетесь. Понятие вре­мени у маленьких детей еще не сформировано, поэтому формули­ровать фразу лучше подобным об­разом: «Ты покушаешь (погуляешь, поспишь) — и я за тобой приду».

Разрешайте ребенку брать с собой в группу любимую игрушку — для него это связь с домом, части­ца привычного мира. А вот новыми игрушками балуйте не чаще, чем обычно, иначе чадо быстро поймет, что родителей можно шантажиро­вать: «Купишь мне игрушку — пойду в садик спокойно. Не купишь — буду капризничать». Но не скупитесь на словесную похвалу: «Какой ты умница, какой ты стал взрослый — ходишь в садик, сам кушаешь, дружишь с ребятками».

Не меняйте кардинальным образом привычек ребенка: если до начала посещения детского сада ребенок не успел расстать­ся с пустышкой, не отнимайте ее до завершения адаптации к до­школьному учреждению. В любом случае, если отмечаются стойкие сложности адаптации, расставания с мамой, постоянные капризы и истерики, нарушения сна и пита­ния, следует вовремя обратиться за консультацией к специалисту-психологу.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИЛИ ЧАСТНЫЙ?

— Сегодня у многих родите­лей есть возможность выбрать, в частный или в муниципальный детский сад отдать ребенка. На чем стоит остановить свой выбор?

— Свои достоинства есть у каждого из них. В частном детском саду маленькие по численности группы, воспитателю проще уде­лять внимание каждому ребенку, чем в группе обычного дошколь­ного учреждения. В небольшом коллективе дети несколько реже болеют простудными заболевани­ями. Но в муниципальных детсадах работает целый педагогический штат, силами которого проводятся разноплановые занятия — музы­кальные, физкультурные, разви­вающие моторику ребенка и его познания об окружающем мире. Поэтому выбор остается исключи­тельно за родителями — главное, чтобы ребенку в их отсутствие было обеспечено пребывание в безопасной, доброй и комфортной для него среде.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
Новости СМИ2