18+

Читайте записки журналиста «Копейского рабочего» о Санкт-Петербурге

15 Сентября 2015 12:39 - автор Людмила Гейман Источник фото: Людмила Гейман
Как известно, Санкт-Петербург стал символом нового этапа русской истории и грандиозных, невиданных ранее свершений. Бросив вызов природе, Петр I задумал создать на зыбкой, словно вытканной из тумана почве российский «парадиз». Самый «умышленный» из русских городов, детище Петра начиналось с идеи и мысли, запечатленных в плане...
Читайте записки журналиста «Копейского рабочего» о Санкт-Петербурге

Как известно, Санкт-Петербург стал символом нового этапа русской истории и грандиозных, невиданных ранее свершений. Бросив вызов природе, Петр I задумал создать на зыбкой, словно вытканной из тумана почве российский «парадиз». Самый «умышленный» из русских городов, детище Петра начиналось с идеи и мысли, запечатленных в плане. Широкие пространства суши, плавные линии Невы и каналов стали основными градообразующими элементами Петербурга.

Как и любой великий город, сегодня Петербург — это не только дворцы, набережные, парки. Скорее — состояние души. Я почувствовала это сразу, как только ступила на площадь Ладожского вокзала, где меня и двух моих подруг-спутниц встречал наш земляк, а ныне петербуржец Максим. В шесть утра, да еще в субботу,  улицы северной столицы были почти пустынны, и мы могли позволить себе согласиться на не очень продолжительную (Максим человек занятой) автомобильную экскурсию. Поездка произвела неизгладимое впечатление. Августовское утро выдалось солнечным,  безветренным, и нас буквально заворожило плавное течение искрящихся вод Невы, нависающие над ними мосты, строгие контуры зданий и дворцов, изгибы улиц и проспектов. Здесь все дышит историей. 

Имени всесоюзного старосты

Без особых проволочек разместились в трехместном номере на третьем этаже отеля «Полюстрово». Увы, от центра далековато, Калининский район,  северная промышленная часть Питера, да и до ближайшей станции метро ехать автобусом, но мы не в претензии. Кстати, прибыли мы специально на два дня раньше даты начала «экскурсионного тура», хотели сначала, что называется, в свободном режиме погулять по северной столице.

Калининский район получил свое название в 1955 году, когда на площади  на пересечении Кондратьевского и Полюстровского проспектов был установлен памятник «всесоюзному старосте», который, как  знаем из истории, после победы большевиков стал городским головой Петрограда, а затем работал комиссаром продовольствия города. На этом посту, называвшемся по-разному, Калинин проработал 27 лет.

Площадь же образовалась в начале 1950-х и первое время называлась площадью у кинотеатра «Гигант». Но старожилы-питерцы рассказывают, что в народе чаще ее называли «площадью голых ног». Говорят, зимой 46-го на этом месте проходили последние казни плененных фашистов, обвиняемых в преступлениях против человечества. Казнили по утрам, а когда на следующее утро специальная команда приезжала снимать с виселиц трупы, оказывалось, что все они висели разутыми, с голыми ногами (голодным и обносившимся ленинградцам было не до сантиментов). 

О китайцах и питерском радушии

В Питере вообще и в нашей гостинице в частности, мы встречали  много иностранных туристов, особенно из дружественного Китая. Жители Поднебесной обращают на себя внимание необычайной эмоциональностью, они охотно вступают в разговор, при этом ни слова не понимая и не говоря по-русски. От них было немного шумновато, но терпимо. Кстати, на второй день нашего проживания в отеле случилось ЧП. Утром перед входом в здание (наши окна как раз выходили туда) стояло до десятка машин скорой помощи и реанимобилей. Оказалось, наши китайские друзья повально отравились каким-то экзотическим майонезом. Ресторан после этого закрыли на проверку, а завтраки стали подавать в банкетном зале пристроенного к отелю кафе.

В первый же день, не взяв с собой ни карту исторического центра города, ни схему метрополитена (потом выяснилось, что все это  имелось в номере), мы самонадеянно рванули «смотреть Питер». Просто сели на маршрутный автобус и поехали в сторону Финляндского вокзала, где, как нам сказали, есть станция метро. В салоне разговорились с молодым мужчиной, попросили проконсультировать, как попасть на Невский проспект. Денис, так звали нашего попутчика, оказался петербуржцем бог знает в каком поколении, весьма словоохотливым, отзывчивым и, как впоследствии оказалось, любящим свой город и знающим его историю. Сказав, что автобус идет до Васильевского острова, он предложил свои услуги в качестве добровольного гида. Это была удача. 

Там, где расходятся рукава Невы

Застройка Васильевского острова началась в 1716 году  по проекту архитектора Трезини. Петр I планировал перенести сюда центр города. Острая восточная оконечность острова называется его стрелкой, западная часть выходит на  Финский залив.

Стрелка Васильевского острова — одно из самых красивых и популярных мест в городе. Ежедневно сюда стекаются сотни туристов и местных жителей. Оригинальный и привлекательный архитектурный ансамбль, гармония пейзажей с берегами величественной реки, где расходятся два крупнейших ее рукава: Большой и Малой Невы. На стрелке устроена Биржевая площадь, в ансамбль которой входят здание Биржи, Ростральные колонны, Дворцовый мост, соединяющий остров с левым берегом Невы, и Биржевой мост, перекинутый на Петроградскую сторону. Сейчас в здании легендарной Биржи находится Центральный Военно-морской музей,  в южном пакгаузе — Зоологический музей, в северном — Академия наук. А в здании бывшей таможни находится Пушкинский дом, воспетый Блоком. К тому же отсюда открывается чудесный вид на Зимний дворец, Петропавловскую крепость и разводные мосты через Неву.

Особенно нас впечатлили Ростральные колонны. Их две, корпус каждой украшен шестью рострами — носовыми частями кораблей, символизирующими победы Российского флота. У подножия колонн установлены аллегорические скульптуры великих русских рек Волги, Днепра, Невы. И кстати, колонны когда-то имели практическое значение — они служили маяками торгового порта. По винтовым лестницам внутри колонн поднимались работники порта и зажигали масляные светильники в чашах наверху. Сейчас светильники работают на газу, и их зажигают каждый праздничный день. 

Не улицы, а линии

P1020131.JPG

Основу планировки Васильевского острова составляют Большой, Средний и Малый проспекты. А перпендикулярно им проложено множество прямых улиц-линий. Почему линий? Денис напомнил нам, что это связано с попыткой Петра I  устроить здесь планировку с помощью сети параллельных каналов. Но позже частично вырытые каналы были засыпаны, а на их месте появились эти знаменитые линии Васильевского острова. Удивительно то, что линией называется не сама улица, а ряд домов, стоящих на ней, то есть каждая их сторона! Ведь изначально предполагалось, что каждая линия станет набережной канала. Мы долго бродили по этим улицам-линиям, сворачивали направо, налево, без плана. Маршрут я, конечно, не восстановлю, но помню, что вышли на пешеходную улицу 6-й и 7-й линий (всего  на острове десять пешеходных улиц-линий), наш гид уверял, что эта — самая красивая. И вправду — кругом цветы, множество  магазинов, каких-то уютных небольших кафешек, в середине улицы бульвар с лиственницами и фонтанами, а там дальше стоит вагончик конки… Все-таки удивительный это район, и как должно быть приятно здесь жить!

Полюбовались Андреевским собором, его главным куполом, обрамленным четырьмя главками. Шагаем дальше по Большому проспекту Васильевского острова. «Хотите, покажу вам самую узкую улицу Петербурга?» — спрашивает Денис.  Конечно, хотим! Сворачиваем на мощеную улочку между первой и второй линиями и оказываемся почти зажатыми между двумя рядами домов. Ширина проезжей части улицы Репина — чуть больше пяти метров, но по ней ухитряются даже ездить на машинах!

Пройдя улочку насквозь, оказываемся в Румянцевском саду. Здесь, среди больших деревьев, возвышается обелиск,  увенчанный бронзовым орлом с распростертыми крыльями. Гордая птица вещает о славных победах русских войск под предводительством выдающегося полководца XVIII века Петра Румянцева, одержанных над турками  в 1770 году. Обелиск называется «Румянцева победам». Его высота — более 20 метров! Памятник возведен в 1799 году и  вначале стоял на Марсовом поле близ Мойки, а в 1818 по предложению архитектора  Росси монумент полководца перенесли на Васильевский остров и установили по соседству с Кадетским корпусом, воспитанником которого был фельдмаршал.

(продолжение следует)

Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости