16+
05 октября 2015 08:38

Наталья Варлей: теплый прием в осеннем холоде

В минувшую пятницу в зале ДК им. Кирова не было ни одного свободного места – да что там, даже проходы были заставлены приставными стульями: зрители с нетерпением ждали начала спектакля «Блюз одинокой бабочки» с участием знаменитой Натальи Варлей. Актеры Московского независимого театра посетили наш город в рамках проекта «Копейск театральный».
Наталья Варлей: теплый прием в осеннем холоде
Автор: Светлана Полежаева
В минувшую пятницу в зале ДК им. Кирова не было ни одного свободного места – да что там, даже проходы были заставлены приставными стульями: зрители с нетерпением ждали начала спектакля «Блюз одинокой бабочки» с участием знаменитой Натальи Варлей. Актеры Московского независимого театра посетили наш город в рамках проекта «Копейск театральный».

Стопроцентное исключение, стопроцентное попадание

На сцене – минималистичная обстановка: на фоне стен, обтянутых черным бархатом, контрастно выделяются пустые рамы для картин, окрашенные в белый цвет, еще стоят диван да кресло. И вдруг в этом монохромном пространстве появляется цветовая доминанта: в пурпурной накидке, похожей на крылья бабочки, на сцену выходит Анна – знаменитая Наталья Варлей.

Зал встретил любимую актрису аплодисментами. Наталья Владимировна – человек энергетически невероятно сильный: два часа – столько длился спектакль – она держала публику в напряженном внимании, хотя в сценарии нет особого экшна, большую часть времени занимает монолог главной героини. Ее голос то звенел, то срывался на обессиленный шепот – и зрители верили: смеялись, сочувствовали, осуждали сыгранную ею героиню – несчастную женщину и беспутную мать Анну.

Увы, но спектакли с участием столичных звезд в последние годы стали синонимом «халтуры от культуры» – видимо, бесконечный чес по городам и весям гасит весь актерский задор. К счастью, «Блюз одинокой бабочки» стал стопроцентным исключением: и Наталья Владимировна, и молодые таланты Елена Супрун и Сергей Митрюшин, исполнившие роли служанки Феклы и нежданного гостя Александра, выложились целиком и полностью, не разделяя зрительскую аудиторию на московскую и провинциальную.

Уютный кокон воспоминаний

В основе сценария лежит сюжет итальянской пьесы «Бабочка… бабочка», написанной драматургом Альдо Николаи около полувека назад. На российской сцене спектакль идет уже лет двадцать, но сценарий несколько раз переосмысливался и трансформировался и в итоге приобрел некую недосказанность, которая провоцирует зрителя на игру ума – многие моменты действа, не проговоренные напрямую, порождают желание додумать, домыслить возможное развитие событий. Минимализм декораций как раз таки объясняется большой смысловой и эмоциональной напряженностью сценария.

Анна – бесконечно одинокая, но живущая в достатке женщина донимает пустыми разговорами юную служанку Феклу – дочь своей троюродной сестры, живущей в деревне. Она рассказывает о былых романах с принцами, нефтяным магнатом, махараджей, тореадором, о жизни в шикарных дворцах, о балах, на которых она танцевала. Только деревенской девочке Фекле нет дела до увлекательных воспоминаний – ей бы успеть сделать всю работу по дому.

Однажды в вечерний час в дом стучится молодой человек по имени Александр – он рассказывает, что ему негде жить, и просит купить у него электрическую щетку, чтобы выручить немного денег на пропитание. Страдающая от бессонницы Анна оставляет его у себя в качестве ночного слушателя, предлагая взамен кров, еду и одежду. Кажется, что дело неминуемо идет к роману, невзирая на разницу в возрасте, но Александр признается, что он – сын, которого Анна когда-то оставила в детском доме. Он пришел, чтобы взглянуть в глаза той, которая когда-то выносила его под сердцем.

С безжалостной, беспощадной яростью Александр крушит выстроенный до мелочей мир воспоминаний непутевой матери – не было у нее свиданий ни с тореадором, ни с махараджей, была только жизнь в тесной каморке без окон с его, Александра, отцом – простым столяром, да к тому же выпивохой. Бросив ребенка в детдоме, она начала придумывать себе жизнь, которой никогда не существовало – создавать уютный кокон из сладких грез. Правда, за роскошную квартиру пришлось заплатить годами жизни с больным стариком – он бил ее, а она ходила за ним и ждала, пока он умрет.

После ухода Александра Анна вновь начала восстанавливать пошатнувшийся мир воздушных замков – говорила Фекле, что была самой лучшей матерью, что любовалась сыном, когда он играл серебряными трубами и когда она баюкала его в прекрасной, украшенной лентами колыбели. В ответ служанка поднесла Анне стакан с сердечными каплями, а заодно и дала подписать документы на квартиру: «Вас ведь никто не любит, кроме меня. Подпишите, а я буду за вами ухаживать до самой вашей смерти». Анна засыпает вечным сном, а Фекла, сирота с несчастной судьбой, облачается в пурпурную накидку усопшей хозяйки, напоминающую крылья бабочки.

Уединение и одиночество – разные вещи

- Как вы относитесь к своей героине? – спросили мы актрису после спектакля.
- Хотя я православный человек, но, на мой взгляд, к Анне сложно относиться без осуждения, - ответила Наталья Владимировна. – Можно ли иначе воспринимать женщину, которая бросила своего ребенка в детском доме? При этом я и сочувствую ей: она невероятно несчастна и одинока.

- А вы не страдаете от одиночества? Ваши сыновья уже взрослые, вырос и внук Женя.
- Одиночество и уединение – это разные вещи. Одинокий человек никому не нужен, он страдает от недостатка общения. А уединение – это прекрасная возможность побыть наедине с собой, со своими мыслями и чувствами, разобраться в своем внутреннем мире. При всем том, что мои дети живут отдельно от меня, мы близко с ними общаемся. У меня есть замечательные друзья, с которыми мы поддерживаем отношения долгие годы. Так что я ни в коем случае не одинока.
Вообще спектакль не только об одиночестве, но еще и о непонимании: мать и сын могли быть остаться вместе и жить счастливо, но получилось, что они – две параллельные прямые, которые, даже приблизившись друг к другу на какое-то время, так и не смогли пересечься.

- Зрители ожидали несколько иной развязки: было бы логично, если бы сын оказался не сыном, а аферистом, которого привела в дом Фекла, чтобы выбить Анну из равновесия и дать ей на подпись завещание.
- Мы не исключали такой поворот, тем более что в пьесе Альдо Николаи сын не ушел, а спрятался за колонной, когда Анна подписывала документы. В самом начале репетиций у меня была мысль сделать Феклу дочерью Анны – родной сестрой Александра. Но затем мы решили, что не стоит усложнять сценарий, чтобы не запутать зрителя и вместе с тем оставить ему возможность самому домыслить недосказанное.

- В одном из диалогов ваша героиня упоминает, что завела котят. Это связано с тем, что вы любите кошек?
- Нет, эта реплика изначально была в сценарии, хотя кошек я действительно очень люблю. У меня до недавних пор их было четверо, но, пока я была на гастролях в Благовещенске, один из котов умер от старости.

- Вас не удивляет, что вас из-за некоторой схожести во внешности часто сравнивают с Вероникой Кастро?
- Нет, не удивляет – я же ее озвучивала в сериале «Бедная Роза». Поначалу я не могла попасть в ее интонацию, мимику – ее героиня была этаким сорванцом, лазила через заборы, а я никогда такой не была. Но к 25-й серии наши голоса, что называется, срослись, и все на студии стали отмечать наше сходство – не только в плане голоса, но и во внешности.

- Как вам пришелся копейский зритель?
- У меня есть ощущение, что когда-то я в Копейске была – давно, еще в советское время, так что для меня эта точка на карте не нова. Зал был очень теплый в эмоциональном плане. Единственный минус – некоторые зрители забыли отключить свои телефоны. Это несколько мешало работать.

- Знаем, что вы не только играете в театральных постановках, но и поете и пишете стихи. Остается ли у вас время на поэзию?
- Остается, но больше на прозу – я не ограничиваю себя только стихотворными произведениями. Пока не получается собрать все прозаические тексты воедино и издать, но когда-нибудь я обязательно это сделаю. Пока же изданы три поэтических сборника: «Любовь», «Кружась над золотыми куполами» и «Во мне такая музыка звучит», а также нескольких дисков песен на мои стихи.

Справка «КР»

Наталья Варлей с детства обладала разносторонними талантами: писала стихи, училась музыке, неплохо рисовала, но нашла себя изначально в цирковом искусстве – после окончания Государственного училища циркового и эстрадного искусства работала эквилибристкой в цирке на Цветном бульваре.

Сниматься в кино начала на втором курсе циркового училища (сыграла главную роль в фильме «Праздник», «День рождения Жени» и др.)

Всесоюзная слава к Наталье Варлей пришла после выхода на экраны кинофильма «Кавказская пленница» (1966 г.). Вскоре после окончания съемок актриса поступила в театральное училище имени Щукина, которое закончила в 1971 году.

В 80-х годах получила еще и высшее литературное образование. Снялась в более чем шестидесяти фильмах, дублировала более двух тысяч ролей.

Сейчас Наталье Владимировне больше по душе работа на театральной сцене, а еще литературная и музыкальная деятельность – она пишет прекрасные стихи и замечательно поет.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
28 марта 2024 14:00 Покупаем своё: выбор российских потребителей

 За последний год 64 % россиян стали чаще приобретать отечественные товары, причём 41,8 % из них начали делать это значительно активнее.

28 марта 2024 12:26 В Копейске подвели итоги мероприятия, направленного на профилактику наездов на несовершеннолетних пешеходов

27 марта 2024 года в вечернее время в рамках профилактической акции "Весенние каникулы!" сотрудниками Госавтоинспекции г Копейска проведено мероприятие на аварийных пешеходных переходах вблизи образов...

Новости СМИ2