«Помогите! Мой ребенок в интернет ушел с пеленок!» Так ли страшна детская компьютерная зависимость, и что с этим делать?

15 Октября 2015 15:31 - автор Светлана Полежаева
Сколько статей о компьютерной зависимости у школьников написано педагогами и психологами, и не перечесть. Но специалистам по детству впору браться за новые труды – проблема, если можно так сказать, помолодела: в виртуальное пространство с головой уходят уже младшие дошкольники.
«Помогите! Мой ребенок в интернет ушел с пеленок!» Так ли страшна детская компьютерная зависимость, и что с этим делать?
Сколько статей о компьютерной зависимости у школьников написано педагогами и психологами, и не перечесть. Но специалистам по детству впору браться за новые труды – проблема, если можно так сказать, помолодела: в виртуальное пространство с головой уходят уже младшие дошкольники.

В новомодных сенсорных телефонах и планшетах родители разбираются дольше, чем младенцы – и это вовсе не гипербола: сплошь и рядом малыши, едва научившиеся сидеть, уверенно тычут пальчиком в экран, запросто запускают игры и включают мультики. Мой трехлетний сын, еще не зная букв, каким-то непостижимым для меня образом отыскивает на ютьюбе любимые ролики: вот он только смотрел сюжет передачи «Галилео» о московских курантах – и уже включил старый чешский мультсериал «Крот и его друзья». Что это – признак эволюции или же, наоборот, деградации целого поколения? Сколько времени малыш может проводить за просмотром видео или за играми? И как уберечь чадо от зависимости, если она начала формироваться? Все эти важные для родителей малышей вопросы мы задали Анне Шайхуллиной, воспитателю с десятилетним стажем из МДОУ № 47.


- Анна Алексеевна, существует ли опасность в том, что малыши так охотно осваивают интернет и мобильные устройства?

- Современный мир утроен так, что без компьютерной техники не обойтись – надо это прекрасно понимать. И если ребенок начинает осваивать планшет или ноутбук, само по себе это неплохо. Другое дело, что этот процесс должен быть контролируемым родителями и ограниченным по времени.

- Думаю, не ошибусь, если скажу, что с контролем как раз дела обстоят не очень: многим мамам и папам удобно посадить чадо за мультики, а самим в это время заниматься домашними делами.

- А ребенок при этом, путешествуя по ссылкам, забредет неизвестно куда. Нет гарантии, что он не выйдет на мультфильмы для взрослых, обзоры жестоких компьютерных игр, агрессивные видеоролики. Я бы рекомендовала сделать просмотр мультфильмов и обучающих роликов в интернете совместным – так вы наверняка сможете оценивать безопасность контента, который воспринимает малыш и, конечно, же, будете контролировать время его взаимодействия с умной техникой. Кстати, педиатры утверждают, что здоровье малышей не пострадает, если они проводят за компьютером не более двадцати минут в день.

Когда вам нужно заняться домашними делами, приобщайте к ним ребенка. Пусть он тоже выполняет посильную работу: вы моете посуду – он вытирает и складывает в лоток ложки, вы пылесосите – он вытирает пыль или убирает в своей комнате игрушки.

Вообще, малыш лет с трех-четырех должен уметь в течение какого-то времени развлекать себя сам, причем быть не пассивным зрителем или слушателем, а именно инициатором деятельности: играть в игрушки, раскрашивать и рисовать, лепить из пластилина, строить из кубиков или конструктора. Задача взрослых – подобрать для него необходимый инвентарь.

- Не кажется ли вам, что нынешним детям труднее научиться играть без компьютера?

- Так и есть. Малыши, которые посещают детский сад, в значительной степени скомпенсированы в этом плане, поскольку и в свободное время в группе, и на занятиях, и на прогулках мы проводим с ними различные игры, учим самостоятельной деятельности. А вот домашним детям приходится сложнее.

В Москве психологи провели эксперимент: 27 детей, не посещавших дошкольное учреждение, должны были провести один день без смартфонов, планшетов и компьютеров. Результаты оказались неутешительными: большинство 5-6-летних малышей закатывали родителям истерики, требуя, чтобы им вернули любимый гаджет, бродили по квартире, не зная, чем заняться, и даже отказывались от приема пищи.

- Что должны сделать родители, если уже в нежном возрасте у ребенка начала формироваться зависимость от компьютерной техники?

- Резко отнимать компьютер я бы не советовала – вы рискуете надолго превратиться в «злейшего врага» для своего чада, а техника станет еще более желанной. Начинайте постепенно, но неуклонно сокращать время пребывания малыша у экрана, в идеале регулярно консультируясь с психологом. На первых порах не требуйте от ребенка самостоятельной игровой деятельности, поскольку он привык что его «развлекает» компьютер – будьте готовы к тому, чтобы больше времени проводить с сыночком или дочкой. При этом нужно, чтобы альтернативный, не компьютерный, досуг дарил дошкольнику большое количество положительных эмоций – тут уместно будет сводить его в цирк, на представление кукольного театра или в зоопарк, устроить семейные спортивные состязания, записать ребенка в кружок или секцию.

- Простите за крамольный вопрос, но, может быть, компьютерная зависимость не так уж и страшна? Ребенок занят, не хулиганит, не разбрасывает игрушки, да и когда он подрастет, то не попадет в плохую компанию, поскольку все время находится дома.

- Во-первых, очевидно, что длительное пребывание за компьютером или планшетом вредит физическому здоровью малыша: все больше дошкольников имеют проблемы со зрением, очень у многих детей возникают нарушения осанки. Нехватка свежего воздуха, пребывания на солнце, гиподинамия чреваты грозными последствиями. Но это только часть проблемы: особенно сильно страдает психическое здоровье ребенка. У дошкольника не формируется должным образом круг общения, вследствие чего не нарабатывается достаточный жизненный опыт. Компьютерно-зависимые дети приходят в первый класс и не могут выстроить отношения ни с педагогом, ни со сверстниками. Страдает психика в целом: появляется импульсивность, капризность, меняется система ценностей – у всех ведь на слуху страшные случаи, когда дети убивали родителей, попытавшихся их вытянуть из виртуального мира в реальность.

- Подскажите, как нужно реагировать родителям, если ребенок сопротивляется тому, что он больше не может смотреть мультики или играть в компьютер столько, сколько пожелает. Чем ответить на детские капризы?

- Для начала примите как данность, что в течение какого-то времени – нескольких недель или даже месяцев – малыш будет бунтовать. Это своеобразная «ломка», ее нужно пережить. Ни в коем случае не кричите на ребенка, как бы ни было трудно сдержаться, говорите с ним максимально спокойно, но твердо. Ваше чадо должно прочно уяснить, что компьютер нельзя выклянчить, выреветь, заслужить, что есть точно определенное время, допустим, после ужина, в течение которого он может поиграть на планшете или ноутбуке. И ни в коем случае не наказывайте ребенка лишением этого времени – запретный плод, как известно, еще более сладок.

Если интернет – то с пользой

Если уж ребенок проводит время в интернете, то пусть оно будет потрачено не зря! Предлагаем вам список развивающих каналов на u-tube, просмотр которых поможет дошкольнику выучить формы и цвета, времена года, буквы и цифры, названия животных и птиц.

   
  • «Мизяка-дизяка»;
  • «Ту-ти-ту»;
  • «Капуки-кануки»;
  • «Умные дети ТВ»;
  • «Малышок»;
  • «Очень важный канал»;
  • «ТВ деткам»;
  • «Курносики ТВ».


Тест на компьютерную зависимость

Ваш ребенок:


    Ежедневно, не пропуская ни дня, играет на компьютере или смотрит видео.

    Сев за компьютер, теряет чувство времени.

    Никогда не оставляет игру незавершенной, а мультфильм недосмотренным.

    Ест, не отходя от монитора.

    Не согласен, что очень много времени проводит за компьютером или смартфоном.

    Не прекращает игру, если достигнет какого-то уровня, и продолжает дальше.

    Гордится своими результатами, всем, кому только можно, об этом сообщает.

    Отказывается от прогулки и совместных с родителями занятий в пользу общения с гаджетами.

Как только взрослые уходят из дома, сразу садится за компьютер и начинает играть.

Если Вы положительно ответили на 4 вопроса из 8, то, скорее всего, Ваш ребенок попал в зависимость от компьютерных игр. То же самое относится к социальным сетям.

Поиграем вместе!

Эти нехитрые занятия помогут организовать досуг дошкольника. Список каждый родитель может продолжить по своему усмотрению.

С детьми до трех лет можно организовать следующие занятия:

    вместе рисуйте восковыми карандашами или пальчиковыми красками;

    уберите знакомые игрушки в мешочек, а ребенок пусть угадывает их на ощупь;

    лепите из теста;

    стройте башню из кубиков (один на другой), как можно выше, пока она не рухнет (последний момент особенно радует детей);

    отгадывайте, в какой руке игрушка;

    разучивайте названия цветов на примере цветных карандашей игрушечных машинок или машин, проезжающих мимо окна;

    используйте игры с рамками-вкладышами – они развивают логику и мелкую моторику;

    положите пять игрушек (например, из «киндер-сюрпризов»). Ребенок должен отвернуться, а взрослый в это время убирает одну игрушку. Малыш поворачивается и пробует догадаться, какой нет – эта игра развивает внимание и память.


Когда ребенок в ванной:

    можно переливать воду из пластмассового стаканчика в ведерко;

    сачком (совком, ложкой) ловить игрушки из воды;

    поиграйте в рыбалку (в игрушечных магазинах продаются удочки и рыбки с магнитиками);

    еще можно посоревноваться, кто быстрее – мама или малыш наполнит пластиковый стаканчик водой с помощью ложки;

    и классика жанра: вместе весело пускать кораблики.


После трех лет:

    рисование красками;

    рисование одного и того же предмета разными руками;

    игра в лото или детское домино, шашки, пазлы;

    составление слов и слогов из магнитной азбуки, обучение чтению при помощи кубиков Никитина;

    игры с набором геометрических фигур;

    раскрашивание, лепка из пластилина;

    различные настольные игры, в том числе с кубиком и фишками;

    организуйте дома кегли (детский боулинг)

    измерьте шагами помещения в доме, считайте ступени, деревья или кошек, которые встретились за время прогулки;

    разделите мягких животных на диких и домашних и расскажите поподробнее о ком-то из них.


Для развития мелкой моторики (только после трех лет!):

    выложить колодец из палочек;

    составить рисунок из спичек (палочек);

    собрать узор из пуговиц;

    смешать бусины (пуговицы) разных цветов и разложить их;

    нанизать бусины на леску;

    застегивать и расстегивать пуговицы;

    игры со шнуровкой.


Для физического развития:

    ходить на четвереньках;

    ходить «гусиным шагом»;

    пройти с книгой (или мягкой игрушкой) на голове, не уронив ее;

    заниматься на шведской стенке;

    играть в волейбол воздушным шариком.

Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики
Новости