16+
18 марта 2011 12:45

Физкультура не в ущерб русскому: что изменится в школе с введением новых стандартов образования?

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) окружено мифами и легендами. Нет четкого разъяснения ситуации в СМИ, а родители бьют тревогу – неужели их дети будут учиться по-другому, чем учились они? А вдруг это пойдет не на пользу детям?

[Ждем ваших откликов!]

Физкультура не в ущерб русскому: что изменится в школе с введением новых стандартов образования?
Автор: Юлия Айрих Фото: Татьяна Нечаева Описание: Физкультуры в школе станет больше, но остальные предметы от этого не пострадают.

«Старшеклассники не будут изучать русский язык и читать классику». «Со следующего года образование станет платным». «Наши дети будут изучать религию»… Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) окружено мифами и легендами.

Нет четкого разъяснения ситуации в СМИ, а родители бьют тревогу – неужели их дети будут учиться по-другому, чем учились они? А вдруг это пойдет не на пользу детям? Разрешить все сомнения нам помогают заместитель начальника управления по учебно-воспитательной работе управления образования Копейского городского округа Нэля Пегеева, главный специалист по общему образованию Ольга Тарасова и методист по начальным классам Наталья Клинова.

Миф первый

«Важно, чтобы ученик знал все обо всем. А узкие специалисты в обществе не востребованы».

— Новая школа должна соответствовать ожиданиям представителя так называемого «среднего класса», — поясняет Нэля Пегеева. – Мы живем в новых социальных условиях, сегодня активно формируется рыночная экономика. Во многих школах изменилась материально-техническая база: появилось современное оборудование, обновились учебные классы. Но самое главное – изменился ученик. Из нашего профессионального лексикона исчезает это слово, как и слово «учащийся». Сегодня мы применяем термин «обучающийся». В нем и сконцентрирован основной принцип нововведений. Теперь цель школы не просто давать конкретные знания, а научить ребенка самостоятельно получать знания из разных источников. Это важно не только в школе, но и на протяжении всей жизни. Сегодня ребенок должен сам прикладывать усилия к самообразованию, а не просто воспринимать знания в готовом виде, не умея их применять на практике. Если раньше обществу был нужен разносторонне развитый специалист, который одинаково был бы успешен и в математике, и в языках, и в естественных науках, то сегодня, по мнению разработчиков ФГОС, каждый ученик должен получать от школы индивидуальные результаты. Успехи не могут быть массовыми, каждый обучающийся должен знать и понимать, чего он хочет от школы, и стремиться к результату.

Один из разработчиков ФГОС, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков:

— К сожалению, рейтинг российских школьников в общемировом рейтинге так называемой «успешности» сегодня не так высок, как бы хотелось. Выпускники наших школ оказались на 41-ом месте по уровню востребованности. Современные реалии таковы, что учиться «по-старому» уже невозможно.

Миф второй

«ФГОС свалились как снег на голову. Наши дети станут участниками какого-то сомнительного эксперимента, к которому школы не готовы».

— В этом году два первых класса двух школ Копейска начали апробацию ФГОС. А со следующего учебного года все без исключения первоклашки перейдут на новую систему стандартов. Мы не будем ставить телегу впереди лошади. Мы – не революционеры, а здоровые консерваторы. Крайний срок перехода ко ФГОС для обучающихся в средних классах — 2015 год, для старшеклассников — 2020 год, — рассказывает о планах Нэля Пегеева.

Миф третий

«Родителям будущих первоклашек придется раскошелиться, чтобы оплатить ставшее обязательным дополнительное образование».

Итак, что конкретно изменится для родителей первоклассников с 1 сентября 2011 года?

— Родителям не следует волноваться, — успокаивает Наталья Клинова. — Никаких болезненных новшеств они не заметят.

Самое главное изменение, которое ощутят дети и родители – введение обязательного дополнительного образования. То есть если раньше родители сами решали – стоит ли отдавать ребенка в кружки, секции и музыкальные школы в индивидуальном порядке, то теперь ребенок будет заниматься внеурочной деятельностью в обязательном порядке — такой, какой пожелает.

— Деньги на дополнительное образование заложены в бюджете, — пояснила Нэля Пегеева. – Поэтому родители могут быть спокойны – это обучение будет бесплатным. Развитая сеть дополнительного образования в городе позволяет детям заниматься вне школы: в спортшколах, дворцах культуры, школах искусств, клубах по месту жительства. Пока требования об обязательном дополнительном образовании прописаны только для первоклашек. Станет ли это обязательным при дальнейшем обучении, пока не известно, но условия в городе для этого созданы.

Александр Кондаков:

— Не обязательно получать допобразование в стенах школы. Да и не во всех школах это пока возможно, ведь для этого надо выделять ставки, привлекать педагогов извне или обучать своих. Если ваш ребенок уже занимается в спортивной секции, музыкальной школе, центре развития, танцевальной студии, то этого вполне достаточно.

Еще одно новшество начальной школы – теперь дети будут посещать три урока физкультуры в неделю вместо привычных двух. А в целом все останется, как было: 20 часов уроков в неделю и 5-дневка. Так что поводов для паники нет.

Миф четвертый

«На средней ступени обучения исчезнут многие привычные предметы».

Как пояснили специалисты управления образования Копейского городского округа, это не соответствует действительности. Все традиционные предметы останутся неизменными. Зато появятся новые предметы: в частности, второй иностранный язык станет таким же полноправным предметом, как и первый. Это очень важно в контексте современных требований работодателей к соискателям, и пригодится абсолютно всем выпускникам школ. Еще один совершенно новый предмет – «Основы духовно-нравственной культуры России». В стандартах прописано, что современный ребенок должен быть развит не только нравственно, но и духовно.

Претерпит изменения и привычный предмет — технология.

— Этот предмет очень важен для детей, так как тесно связан с проектной деятельностью обучающегося. Проект – обязательная часть работы выпускника, та работа, по итогам которой ему будет выдан аттестат. Но то содержание предмета «Технология», которое мы имеем сегодня, не соответствует требованиям времени. Поэтому этот предмет будет преподаваться в новом качестве, — отметила Нэля Пегеева.

Миф пятый

«Русский язык учить необязательно».

Самые жаркие споры ведутся вокруг введения ФГОС в старшей школе.

— Для всех учеников станут строго обязательными три предмета: ОБЖ, физкультура и новый предмет «Россия в мире», — поясняет Ольга Тарасова. – А также написание индивидуального проекта, о котором говорилось выше. Но это не значит, что русский и математика станут необязательными. Просто изучаться эти предметы будут на разных уровнях.

Возможны три уровня изучения предметов в старшей школе: базовый уровень (основы наук), интегрированный (общие сведения) и профильный. Насколько глубоко изучать тот или иной предмет, зависит от потребностей обучающегося. Школьники часто задают себе вопрос: «Зачем мне, будущему журналисту/физику нужны глубокие знания по геометрии/современной литературе? Мне это в жизни не пригодится, и большую часть выученного я все равно забуду». Ориентация на личностный результат сглаживает эти острые углы. Количество общих часов обучения в неделю остается неизменным – 36 часов. И на эту «сумму» можно набрать от 9 до 11 предметов — минимум по одному, но обязательно из КАЖДОЙ образовательной области.

1. Филология. Сюда входят три предмета: русская словесность, русский язык и литература, родной язык и литература (для представителей других национальностей). Обучение на базовом уровне предполагает 3-4 урока в неделю, на профильном – 5-6 часов. Изучение предмета «Русская словесность» возможно только на интегрированном уровне.

2. Иностранные языки. Первый иностранный язык можно осваивать либо на базовом, либо на профильном уровне. Второй иностранный язык можно выбрать, а можно и не выбирать. В любом случае, его освоение возможно только на базовом уровне.

3. Общественные науки. Как было сказано выше, «Россия в мире» изучается всеми без исключения. Обществознание изучается только на интегрированном уровне. История и география могут изучаться и на базовом, и на профильном уровнях, а экономика и право – только на профильном в силу своей узкой направленности.

4. Математика и информатика. Здесь возможен такой предмет, как «Математика и информатика», причем только на интегрированном уровне. Например, для будущего журналиста этого объема вполне достаточно. А вот для более углубленного изучения математики есть отдельные предметы: «Математика» (алгебра и начала анализа, геометрия) и «Информатика». Эти предметы можно учить как на базовом, так и на профильном уровнях.

5. Естественные науки. Александр Кондаков относит в эту группу и технологию. Здесь есть и предмет «Естествознание» — синтез знаний из физики, химии и биологии. Изучается только интегрированно, то есть 1-2 часа в неделю. Эти предметы могут изучаться отдельно на базовом и профильном уровнях. Предмет «Экология» возможен только на базовом уровне.

6. Искусство или предмет по выбору. Школа предлагает предмет «Искусство» или любой другой из списка вышеперечисленных.

7. Физкультура – обязательна для всех в объёме 3 урока в неделю. Таким же обязательным является предмет ОБЖ.

Александр Кондаков:

— По статистике, 75 процентов детей к старшим классам уже четко определяются с будущей профессией. Поэтому введение жесткого профильного обучения, когда все силы направлены на необходимый каждому ребенку индивидуальный результат, — позволяет оптимально расходовать силы и получать те знания, которые нужны для получения будущей профессии.

К сожалению, газетная полоса не позволяет за один раз всесторонне рассказать обо всем новом и ответить на все вопросы. Тем более, когда речь идет о столь важном и масштабном проекте. Поэтому мы обязательно вернемся к этой теме. А пока ждем от вас откликов и вопросов на наш сайт или на почту sam-kr@yandex.ru.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
20 апреля 2024 17:00 Наказание молчанием

 В общении детей можно часто услышать фразу «Всё, я с тобой не разговариваю», сопровождающуюся надутыми губками. И если в детском возрасте это кажется забавным, то во взрослом возрасте такая мане...

20 апреля 2024 13:41 Адаптация теплоснабжения к погодным условиям

 В Копейске из-за высоких температур снизят подачу тепла в дома.

Новости СМИ2