18+

Руководитель коллектива бального танца «Лада» отметила юбилей!

06 Ноября 2015 16:19 - автор Светлана Полежаева
Светлана Владимировна Русакова вошла в кабинет позже назначенного часа, когда я уже думала, что интервью сорвалось, с огромным, размером с половину ватмана, фотоальбомом в руках. День у основательницы и руководителя образцового коллектива бального танца «Лада» выдался хлопотный: 2 ноября она собирала друзей на свой юбилей.
Руководитель коллектива бального танца «Лада» отметила юбилей!

Светлана Владимировна Русакова вошла в кабинет позже назначенного часа, когда я уже думала, что интервью сорвалось, с огромным, размером с половину ватмана, фотоальбомом в руках. День у основательницы и руководителя образцового коллектива бального танца «Лада» выдался хлопотный: 2 ноября она собирала друзей на свой юбилей.

Характер родом из детства

Хотя женщины и не любят говорить о возрасте, но «замолчать» свои 55 лет — значит обидеть коллег, учеников, друзей, которым хочется поздравить обожаемую Светлану Владимировну с прекрасной датой.

У нее трое взрослых детей — дочка, сын и… «Лада». Каждому известно, что она не может говорить о себе в отрыве от работы — ее жизнь сплетена из танца и педагогики, из побед маленьких и юных копейчан в десятках конкурсов, из бесконечных авторских постановок, на которые равняются многие хореографы нашей области. Но далеко не каждый знает, что путь Светланы Владимировны на танцевальный Олимп начался вовсе не в Копейске, а в живописном уральском городе Миассе.

— У меня была прекрасная семья. Мама Александра Егоровна работала инспектором отдела кадров на автомобилестроительном заводе и вела на предприятии культурно-просветительскую деятельность, пела в хоре местного Дворца культуры, — рассказывает Светлана Владимировна.Папа Владимир Николаевич был заводским бригадиром электрослесарей. Работал он с мальчишками из трудных семей, которых даже в ПТУ из-за плохого поведения не брали — не только учил их профессии, но и воспитывал, будто своих сыновей. Многих из них матери растили в одиночку, поэтому моего папу повзрослевшие воспитанники нередко приглашали на свадьбы в качестве посаженного отца. Занятость у родителей была колоссальная, но они всегда находили время на нас, троих детей — все вместе мы ходили в походы, часто бывали в Ильменском заповеднике. Помню, вместе с отцом облагородили лесной родник, к которому за живой водицей приходили многие миасцы.

Коллектив Лада.jpg

В то же время родители были и требовательными. Уроки две сестры — Люда и Света и брат Игорь делали сами, причем так, чтобы в дневниках никогда не было двоек и троек, и за чистотой в доме следили с минимальной помощью взрослых, поскольку росли с установкой, данной отцом: «Мама устает на работе, ее нужно беречь». Так формировались главные качества характера — самостоятельность и здоровый перфекционизм. А любовь к танцам была привита первым педагогом Людмилой Федоровной Фоменко.

— Когда мне было пять лет, мы с сестрой записались в драматический кружок, — делится воспоминаниями моя собеседница. — Казалось бы, что мог запомнить пятилетний ребенок? А я помню от первого слова до последнего все свои роли, помню платьица, в которых выходила на сцену. Мне нравилось там заниматься, но танцы влекли больше — и в шесть лет я перешла под крыло к Людмиле Федоровне, в танцевальный коллектив, который входил в структуру городского детского клуба. Она была абсолютным бессребреником, работала со стопроцентной самоотдачей, и нас учила выкладываться по полной. Ее папа сам плел лапоточки всем участникам коллектива для танца «Лапти да лапти мои», и ни ему, ни его дочери даже в голову не приходило просить за это деньги. И мы выросли такими же: всю жизнь отдаем себя детям и любимому делу, не требуя за это никаких особых наград, кроме аплодисментов. 

От «Ладушек» — к «Ладе»

Детские годы остались позади — настала пора получать профессию, а затем строить свою семью. Подруги по танцевальному коллективу разъехались по городам и весям, не все после получения дипломов вернулись  в родной Миасс. Вскоре и начинающему хореографу Светлане Русаковой судьба определила переезд. Подруга, с которой много лет они занимались в одном коллективе, вышла замуж за копейчанина. На ее свадьбе встретила Светлана Владимировна свою любовь — спустя некоторое время, после завершения конфетно-букетного периода, и сама стала замужней копейчанкой. Устроилась работать в ДК им. С. М. Кирова, где тридцать лет назад получила возможность создать ансамбль бального танца. Кто, кроме самой Русаковой, мог тогда представить, что «Лада» станет одним из неофициальных брендов города? Впрочем, названия «Лада» тогда и не было — оно родилось не сразу.

 — Я шла по улице и думала, как назвать мое детище. Перебирала в голове десятки названий, но все они не ложились на душу, — раскрывает Светлана Владимировна «тайну имени» коллектива. — И вдруг в одной из витрин я увидела детский рисунок, на котором были изображены ребячьи ладошки. Это было как озарение: вот оно, название — «Ладушки»! Такое родное, нежное, теплое и такое веселое слово.

Первые достижения нового коллектива не заставили себя долго ждать. В 1986 году «Ладушки» были отмечены за участие во II Всесоюзном фестивале народного творчества за постановки «Аленький цветочек» и «Дайте миру шанс». В 1990 году ансамбль стал лучшим в смотре песни и танца учреждений культуры теркома профсоюзов угольной промышленности. В конкурсных мероприятиях городского уровня победы быстро стали привычной закономерностью — Русакова всегда держала и продолжает держать высокую планку. Старшие воспитанники коллектива к тому моменту «Ладушки» переросли — нужно было придумать название посолиднее, но притом оно должно было перекликаться с прежним именем. Так, вполне закономерно, на афишах и в конкурсных программках появилось ладное да складное: «Лада».

В 1993-ем ансамбль бальных танцев первым среди городских детских коллективов удостоился звания образцового. Неоднократно побеждал в областном телефестивале «Первые шаги». А еще было участие в знаменитом шоу-проекте «На балу у Золушки», которое вел популярный телеведущий Андрей Билль. Но, пожалуй, больше всего впечатлений юные танцоры получили от поездки в Болгарию, куда «Лада» была приглашена на масштабный международный фестиваль «Славянские каникулы».

— Время было трудное, люди по полгода не получали зарплату, и ни у дворца, ни у родителей не было денег на то, чтобы отправить детей в заграничную поездку, — вспоминает Светлана Владимировна. Я пришла на прием к мэру города Михаилу Петровичу Конареву со словами: «Наш коллектив добился международного признания, и этим пренебрегать нельзя». И город нам все оплатил — самим пришлось только купить билеты до Москвы.

В Болгарию мы поехали вместе с коллективом «Вдохновение», которым руководила Ирина Викторовна Смольянова (теперь она возглавляет ДМШ № 1). Выступали мы с единой программой, благодаря чему особенно выигрышно смотрелись на общем фоне, и зрители принимали нас очень тепло.

После одного из выступлений ко мне подошла женщина, представилась администратором болгарского телевидения и сказала: «У нас намечается грандиозное событие — юбилей курорта «Златые пески». В связи с этим мы проводим цикл культурных мероприятий, в которых примут участие артисты из разных стран. Предлагаем вашим детям выступить в подтанцовке на вокальном номере». Я ответила категорично: «Лада» в подтанцовках не участвует».  А через пару дней на меня вышел Иван Иванов, главный режиссер болгарского телевидения и попросил выступить уже с нашими фестивальными номерами в нескольких концертах, в том числе в правительственном отеле перед президентами четырех европейских стран. Я согласилась. Каждый раз перед выходом конферансье объявлял: «Наши гости из России» или «Жемчужина России». Мы были невероятно горды тем, что представляли свою страну, и даже не требовали гонораров. 

Это фото, если будет видно в газете.JPG

И снова в Копейск

Международное признание к Светлане Русаковой пришло. А финансовое благополучие — нет. Двоих детей — подростков надо было кормить и одевать, зарплаты были крохотными, да и те платили с задержками. Во многом финансовые сложности подтолкнули Светлану Владимировну к непростому решению: она приняла предложение возглавить коллектив бального танца в городе Трехгорном.

В запретках даже в смутные 90-е житье было лучше, чем во всей остальной стране. Талантливому хореографу сразу же предоставили трехкомнатную квартиру, создали хорошие условия работы. Радовала и зарплата. Но по копейской ребятне Светлана Владимировна, конечно, скучала, оттого и назвала новый коллектив так же — «Лада».

Вскоре после приезда в Трехгорный она набрала четыре группы, в общей сложности 250 детей.

— Меня устроили на работу с первого сентября, а уже четвертого числа состоялось первое наше выступление, — Светлана Русакова будто подтверждает мою мысль о том, что у нее стиль жизни такой: все делать без долгой раскачки, добиваться хороших результатов в кратчайшие сроки. — На международной выставке достижений, куда приехали люди со всей страны, я показала номер «Вдохновение»: исполняли его моя дочь Ксюша (она занималась в обеих «Ладах») и мальчик, которого я обучила всего лишь за несколько дней. Дети вышли на сцену с белыми крыльями — и зал замер. Жители и гости Трехгорного не ожидали такого чуда. Ребята отработали превосходно, ушли за кулисы, а зрители, пораженные красотой танца, молчали. И только спустя несколько секунд осознав, что волшебство закончилось, зал встал и разразился аплодисментами.

Успешный дебют на новом месте был повторен еще не раз. И здесь было много побед в различных конкурсах, новая «Лада» много ездила по всей стране. Наверное, Светлана Русакова так и осталась бы в Трехгорном, но через десять лет после отъезда из Копейска ее позвали обратно — наша, копейская, «Лада» осталась без толкового руководителя. Коллектив с богатейшими традициями неуклонно превращался в заурядный танцевальный кружок. Могла ли она не вернуться?

С 2009 года Светлана Владимировна вновь у руля своего детища, которое вот-вот отметит тридцатилетие с начала творческой деятельности. Многим воспитанникам за годы работы она открыла не только волшебный мир танца, но и дорогу в профессию. В принесенном в редакцию фотоальбоме — скрупулезно собранной летописи «Лады», на черно-белых и цветных снимках — десятки детских лиц. Светлана Владимировна с легкостью называет имена воспитанников, знает, как сложилась жизнь многих из них. Вот Женечка Гончарова — она окончила челябинский колледж культуры, преподает танцы королевской семье одной из арабских стран. Вот Настенька Архипова — она с красным дипломом окончила челябинскую академию культуры, преподавала танцы в Екатеринбурге, а сейчас живет в Москве. Степан Мощенко тоже уехал в Москву, танцевал в коллективе у певца Шуры, сейчас работает с Кристиной Орбакайте. Вадим Сафонов уехал в США и там основал свою школу бального танца.

Сколько детей удалось «растанцевать» Светлане Русаковой, сказать трудно — она и сама сбилась со
счета. В январе, после новогодних каникул, она планирует сделать последний набор — принять на десятилетнее обучение группу дошколят. Так что, дорогие читатели, если хотите, чтобы ваше чадо занималось танцами у легендарного педагога, успевайте записываться — желающих, как всегда, будет очень много.
Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости