18+

Как школам АУкнется: учебные заведения должны определиться со статусом

16 Июня 2011 9:41 - автор Юлия Айрих
С 1 июля 2012 года учебные заведения Копейска должны будут обрести статус казенных, бюджетных или автономных.
Как школам АУкнется: учебные заведения должны определиться со статусом
Фото: Татьяна Нечаева

С 1 июля 2012 года наши дети будут учиться в «статусных» учреждениях.

Вариантов статуса три: учреждения казенные, бюджетные и автономные. Это установлено федеральным законом № 83 с нейтральным на первый взгляд названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Однако за внешней скромностью формулировки скрывается необходимость серьезных перемен.

Определиться со статусом

Заместитель министра Министерства образования и науки Челябинской области Вера Полетаева, посетившая наш город этой весной, чтобы рассказать руководителям детских садов и школ о грядущих переменах, так объяснила разницу между тремя типами учреждений:

— Казенные учреждения финансируются из бюджета. Статус казённого учреждения практически аналогичен статусу бюджетного учреждения, определённому действующим в настоящее время законодательством.

Финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета и на основании сметы. Казённое учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительной документации. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в бюджет. А вот бюджетные и автономные учреждения финансируются субсидиями.

Что «задали» директорам?

За что же будут выдаваться субсидии и каков будет их размер? Образовательное учреждение получает так называемое «муниципальное задание» на каждый финансовый год. В этом задании четко прописывается перечень услуг, которые оказывает школа, детский сад или учреждение дополнительного образования. На основе муниципального задания будет рассчитываться норматив затрат на содержание того или иного учреждения. Субсидиями в соответствии с муниципальным заданием будут компенсироваться расходы на заработную плату, оплату коммунальных услуг и содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества. Также предусмотрены субсидии на уплату налогов.

По мнению разработчиков нового закона, проект предполагает свободу школы в распоряжении своими средствами и позволяет увязывать результаты обучения с фактическими затратами на него. Главный плюс автономии — свобода образовательного учреждения в использовании средств, но под четким контролем «муниципального задания», что исключает возможность неоправданных трат.

Автономия —дело добровольное

Вера Полетаева отметила: «Переход к автономии будет добровольным. Именно в этом и есть смысл нововведений: четко оценить материальную базу учреждения, готовность руководителя учреждения, коллектива. Нужно продумать перечень платных услуг, которые образовательные учреждения смогут предложить населению. И только после этого решать вопрос в пользу автономии».

Сдавать помещения в аренду, организовывать платные услуги для многих учреждений – перспектива весьма заманчивая. Вот только куда пойдут полученные от них средства? Доходы от «внебюджетной деятельности» казенных учреждений будут поступать в бюджет округа, а у автономных и бюджетных учреждений – аккумулироваться на счете. Бюджетное учреждение может открыть лицевой счет лишь в казначействе, а автономия — как в органах казначейства, так и в банке. Еще один плюс новшеств: бюджетным и автономным учреждениям будет разрешено брать банковские кредиты, тогда как казенным на это наложен запрет.

Для контроля над средствами в каждом автономном учреждении должен быть сформирован наблюдательный совет. В него должны входить и представители общественности. Причем не только родители, но, например, депутаты, председатели КТОС, педагоги. Совет утверждает каждое решение: от выбора банка, с которым предстоит работать, до внесения изменений в устав. Собирается совет один раз в квартал. Еще одна «пикантная» подробность: директор школы и главный бухгалтер в совет не входят, они могут лишь присутствовать на собраниях.

«Опытным» путем

Статус АУ в Копейске планируют приобрести только три учреждения — Дворец творчества детей и молодежи и два детских сада: № 29 и № 50. Сегодня на Южном Урале автономных школ не так много, больше всего их в Челябинске. Директор челябинской школы № 8 Ирина Анфалова поделилась с директорами копейских школ своим опытом перехода на автономию.

— Первое, что мы сделали — оценили собственные кадры и платежеспособность родителей учеников. Я изучила вопрос, провела ряд семинаров для коллектива и родителей. Решение перейти на автономию было принято на общем собрании трудового коллектива. Наш новый устав проверяли городское управление образования и управление имуществом Челябинска. И 12 декабря прошлого года школа получила статус автономной, — рассказывает Ирина Викторовна.

Первая проблема, с которой столкнулось руководство школы № 8, — организация горячего питания. Что делать: «кормить» детей самим или работать с поставщиками? Ирина Анфалова советует постепенно переходить на самостоятельную организацию питания. Если же работать с поставщиками, то нужно будет объявлять аукцион, поскольку новый статус школы заставляет учреждение подчиняться закону «О конкуренции».

— Со сменой статуса мы узнали, насколько серьезен этот закон, и какие жесткие штрафы налагает антимонопольный комитет. Необходимо быстро решить все хозяйственные вопросы. У всех установок на территории школы — антенн, линий электропередач, складов, гаражей — должны быть определены хозяева, с которыми нужно урегулировать отношения, — предупреждает Ирина Викторовна.

В школе № 8 города Челябинска деньги зарабатывают на горячем питании, подготовке первоклассников, оказывают полиграфические, спортивно-оздоровительные, развлекательные услуги. Также зарабатывают на организации летнего отдыха для детей. Отдельная и довольно прибыльная статья дохода здесь — образование взрослых или экстернат.

— На вечернем отделении у нас обучаются более ста человек, средний возраст которых 24 года. Это профессиональные спортсмены, музыканты, — те, кто не смог получить образование в свое время, — рассказывает Ирина Анфалова.

Бесплатно — в рамках стандарта

Организовать платные услуги будет не так просто: есть специфические виды деятельности, которые потребуют лицензирования. Например, подготовка токарей или поваров.

Разработчики успокаивают: цель закона – дать школе больше свободы в обороте средств и дать возможность зарабатывать, и не более того. Все учебные часы в рамках стандарта останутся бесплатными.

На примере челябинской школы можно понять, на чем в случае перехода на автономию будут зарабатывать школы. Не следует сбрасывать со счетов и введение платной продленки, факультативов, дополнительных занятий. С одной стороны, это неплохо и может оказаться весьма удобным для родителей и детей. С другой стороны, родители, обсуждая проблему перехода образовательных учреждений в новый статус на форумах, опасаются перегибов: как бы всем поголовно не начали навязывать ненужные платные услуги. Пока рано делать выводы. Как всегда, все точки над i расставит время.

Михаил Конарев, глава Копейска:

— Финансирование Госстандарта для всех типов учреждений, в том числе казенных, будет равное. Различие в том, что бюджетные учреждения будут расходовать средства по утвержденной смете, а автономия будет действовать так, как решат руководитель и наблюдательный совет. Многие детские сады и школы Копейска безболезненно могут перейти на автономию уже сегодня, все зависит от опыта руководителя и ответственности коллектива. Не секрет, что часть услуг в образовательных учреждениях у нас и сейчас уже фактически платная. В этом вопросе главное – избежать перегибов. На этом этапе разумнее всего, на мой взгляд, большей части учреждений остаться бюджетными.

Галина Шантарина, директор Дворца творчества детей и молодежи:

— Нас прельщает в автономии то, что теперь мы получим большую самостоятельность в использовании средств. Сейчас для школьников все студии работают бесплатно, а вот для малышей стоимость занятий варьируется от 400 до 1300 рублей. Сегодня у нас занимаются более 500 дошколят, платные услуги мы оказываем уже более 15-ти лет. Иначе нам просто было бы не выжить, ведь Дворец финансирует не федеральный, а местный бюджет. Преподавательские ставки, коммунальные услуги, пожарная сигнализация, телефон – деньги мы получаем из бюджета, а вот на ремонт приходится зарабатывать самим. Кроме основного здания дворца, нам нужно поддерживать «на плаву» 12 клубов по месту жительства. Что касается платных услуг, то какое-то число занятий останется бесплатным. А вот если дети захотят изучать что-то углубленно, родителям придется за это платить. Например, за обучение дефиле в коллективе «Любава» или за дополнительные занятия вокалом в «Ростке»… Кроме того, мы можем, если дело пойдет не слишком успешно, сменить правовой статус на любой другой.

Любовь Апостолова, директор школы № 48:

— Пока мы не планируем перехода на автономию. Дело в том, что здание нашей школы старое, все коммуникации у нас уже довольно сильно изношены, поскольку капитальный ремонт не проводился ни разу. Мы физически не справимся с теми обязательствами и расходами, которые влечет за собой смена правового статуса на автономию. Хотя наша школа центральная и наиболее технически оснащенная, уровень готовности у нас недостаточно высок для таких перемен.

Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости