18+

В Копейске вскоре появятся «статусные» учреждения – лицеи и гимназии

21 Сентября 2011 13:31 - автор Юлия Айрих, 21.09.2011 г. Источник фото: Татьяна Нечаева
Об этом в минувший четверг рассказал на собрании педагогов новый начальник управления образования Копейска Александр Тутатчиков, который сменил на этом посту Наталью Овечкину.
Перспективами развития сферы образования в Копейске Александр Тимофеевич раскрыл в эксклюзивном интервью корреспонденту "Копейского рабочего".
В Копейске вскоре появятся «статусные» учреждения – лицеи и гимназии
Уровень подготовки учеников школы №48 делает ее первым кандидатом на статус лицея. Обучение в профильных классах приносит высокий результат на ЕГЭ.

До недавних пор, несмотря на высокое качество образования, в нашем городе таких учреждений не было.

Об этом в минувший четверг рассказал на собрании педагогов новый начальник управления образования Копейска Александр Тутатчиков, который сменил на этом посту Наталью Овечкину. На его первом выступлении перед общественностью присутствовали министр образования Челябинской области Александр Кузнецов и исполняющий обязанности главы Копейска Вячеслав Истомин.

— К окончательному решению — какая школа станет лицеем — мы пока не пришли. Если брать в расчет требования о высоком уровне образования, подтвержденном результатами ЕГЭ, участиями в олимпиадах, то это школа № 48. Есть возможность открыть абсолютно новое учреждение, поскольку в городе имеются пустующие здания, которые можно перепрофилировать. Для поселков, в которых проживает много одаренных детей, можно открыть гимназические классы в местных школах. Школа должна стать многопрофильной. Также будем развивать ресурсные центры. Замечательно, что в Копейске сохранен межшкольный учебный комбинат. На его базе можно преподавать технологию на высоком уровне, а освободившиеся в школах площади использовать под развитие допобразования.

Сегодня Александр Тутатчиков впервые дает эксклюзивное интервью в новой должности для читателей «Копейского рабочего».

— Александр Тимофеевич, расскажите, чем будет отличаться ваша программа развития системы образования от той, что реализовывалась под руководством Натальи Викторовны Овечкиной?

— Основные подходы будут те же самые, потому что они полностью соответствуют государственным требованиям. Но будут внесены коррективы, как того требует время. И главная задача, которую ставлю, – это повышение качества образования. Мы собираемся перенять опыт Зеленограда, который был городом-спутником Москвы, а ныне стал одним из ее округов. В 70-80-е годы прошлого века он, используя все преимущества близости к передовым московским школам и научным центрам, перетягивал в Зеленоград все передовые знания, опыт лучших педагогов. Сегодня Зеленоградский административный округ – образовательная «столица» Москвы. Близость Копейска к Челябинску позволяет повторить этот уникальный опыт и сделать Копейск одним из передовых в образовательной области городов России. Мы будем привлекать лучшие умы Челябинска и других городов, чтобы знакомить наших учителей и детей с лучшими образцами педагогической деятельности.

— В современной школе можно встретить этакого педагога-«универсала», который, имея «корочки» учителя химии, преподает еще и физику, математику, литературу и физкультуру. Будет ли одним из пунктов вашей программы переподготовка и обучение учителей?

— В самом себе явлении «универсальности» я не вижу ничего плохого. Однако педагог в этом случае должен пройти специальную переподготовку. Еще один из пунктов моей программы — развитие инновационных проектов и экспериментальной деятельности.

Наличие инновационного проекта у школы, педагога — это уже показатель качества. Ведь учитель, разрабатывая тот или иной проект, подходит к вопросу системно. Он понимает: зачем ему это, какие средства он будет применять, каких хочет добиться результатов. Сегодня любой профессионал, тем более педагог, должен постоянно повышать свой уровень. Канули в Лету времена, когда получив диплом, можно было считать себя специалистом на всю оставшуюся жизнь. Сейчас информация устаревает за 18 месяцев. Поэтому и учитель, и школа, и дети, и родители должны постоянно самосовершенствоваться.

— В этом году первоклашки уже перешли на стандарты второго поколения. Как вы оцениваете готовность копейской системы допобразования к их реализации?

— Сегодня в Копейске — уникальная ситуация, потому что здесь полностью сохранена система дополнительного образования: есть дома культуры, клубы по месту жительства, школы искусств, спортивные школы. Поэтому для выполнения требований стандарта ресурсов у города хватит. Начинать всегда сложно, поэтому все это нужно привести в систему. Мы подойдем к вопросу по-иному: будем формировать классы разной направленности (творческой, спортивной и т.д.). Тогда весь режим дня можно будет подстроить под ребенка, сделать «плавающим» расписание, подходить к каждому ученику индивидуально. А что касается разработки стандартов для школьников средней и старшей ступеней (пока идет их обсуждение), то мы будем их активно апробировать. Надо идти впереди, чтобы потом, когда разработают новые стандарты, нам не оставалось лишь хвататься за голову и думать: что же теперь делать? Мы будем активно работать с Федеральным институтом развития образования, с Академией педагогических наук, с Российской академией образования.

— Реален ли индивидуальный подход в школе, в которой в каждом классе обучаются по 25 человек?

— Разумеется. Наряду с повышением качества образования, я поставил своей задачей поднять проблему воспитания как такового. Неправильно бросать все силы лишь на повышение качества образования. На собственном опыте знаю, что через воспитание можно «вытянуть» и учебу, внедряя воспитательные моменты через уроки. Нужно проявлять уважение к различным победам ребенка. Радует, когда в школе висят портреты разных детей: кто-то отличник, кто-то спортсмен, кто-то танцор, а этот – стихи пишет. Ведь если бы Пушкин учился в нашей школе, он бы попал в класс для детей с задержкой развития, поскольку ему не давалась математика. Нужно стимулировать ребенка по-другому: если мы награждаем перед всей линейкой чемпиона по велогонке, то ему можно объяснить и то, что он должен быть примером в учебе. Тогда он будет и остальные предметы тянуть.

— Произойдут ли какие-либо изменения в системе самого управления образования?

— Управление из контролирующего органа должно стать органом сопровождения эффективного функционирования школ и детских садов. Во-первых, должен быть человек, который отвечает за обслуживание инженерных коммуникаций и содержание зданий. Конечно, современный директор — это и учитель, и менеджер, и хозяйственник. Он знает, как починить трубу, но все же лучше доверить это дело профессионалу, который не допустит, чтобы эта труба лопнула. Во-вторых, появится человек, который будет отвечать за методическое сопровождение. Как я уже сказал, современный учитель должен соответствовать новым требованиям, постоянно учиться. Но, к сожалению, конкурсы показывают, что в мышлении педагогов уже произошли изменения, а вот в деле это пока не реализуется. Принцип «я пришел, чтобы дать вам информацию» должен измениться. Надо научить детей самостоятельно добывать сведения. Работать будем через существующие в городе клуб молодых учителей и клуб участников конкурса «Учитель года». Учителя будут совершенствоваться через практическое участие.

— Родители беспокоятся: не будут ли навязываться платные услуги, которые некоторым просто не потянуть?

— Перечень платных дополнительных услуг, конечно, будет расти. Мы и так не успеваем за потребностями детей и их родителей. Но все будет добровольно, навязывать родителям ничего не будут.

— Как будет решаться проблема нехватки мест в детских садах?

— Один из вариантов: работа с руководителями промпредприятий на основе долевого участия. Предприятие дает помещение и ремонтирует его, а оплату коммунальных услуг, заработной платы, содержание детского сада берет на себя муниципалитет. Надо объединять усилия.

— Какую бы оценку вы поставили системе образования Копейска?

— По привычной пятибалльной шкале — твердую пятерку. Наталья Викторовна Овечкина – мудрый руководитель, много сделала для образования города. Я знаком с ней лично и уважаю в ней профессионала. Но в динамично развивающемся обществе не обойтись без перемен, и сегодня оценки выставляются уже по 100-балльной шкале. По ней я бы оценил систему образования Копейска на 85 баллов — это тоже «пятерка», но есть к чему стремиться.

Досье «КР»

Александр Тимофеевич Тутатчиков — кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Родился в Копейске в семье учителей. Мама преподавала математику, проработала в школе 53 года, отец – учитель физкультуры.

Александр Тимофеевич окончил школу № 4, после чего получил целевое направление на обучение в вузе на историко-педагогическом факультете, который окончил в 1991 году. Обучение прерывал на два года для службы в армии. Педагогическую деятельность начал с 1989 года, совмещая работу с учебой и общественной деятельностью. С 1991 по 2005 год работал в челябинской школе № 112, причем уже через год после прихода в школу – в должности директора. В 2004 году защитил диссертацию, написанную на материале школы № 112, которая была экспериментальной площадкой по проблемам здоровьесбережения. В 2005 году был приглашен на должность начальника управления образования Ленинского района Челябинска.

Мнения

Александр Кузнецов, министр образования Челябинской области:

— Знания и опыт Александра Тимофеевича могут быть использованы на благо развития копейской системы образования. Знаю его как опытного, вдумчивого руководителя. Обещаю, что системе образования Копейска будет уделено огромное внимание со стороны областного министерства.

Вячеслав Истомин, и.о. главы Копейска:

— Планируем уделять большое внимание развитию образовательной системы. Будем решать проблему с очередями в ДОУ разными способами: открывать детсадовские группы в школах, искать пустующие площадки и перепрофилировать их. Работаем над уникальным проектом — строительством под детские сады мансард на жилых домах. Все это позволит сократить очереди при гораздо меньших затратах, чем при строительстве. Кроме того, будем ремонтировать школьные стадионы, асфальтировать подъезды к школам и детским садам.

Кирилл Ильенок, воспитанник СЮТ:

— В этом году меня и Александра Юрьева включили в сборную России по робототехнике на WRO (международные состязания роботов). На поездку нужна большая сумма денег. Наша городская сборная четыре года подряд побеждала на российских соревнованиях, один раз нас включали в российскую сборную, но денег на поездку мы не нашли. Сейчас включили во второй раз, мы активно готовимся. Мы благодарны новому начальнику управления Александру Тимофеевичу Тутатчикову, который активно подключился к поиску денег для нашей команды.
Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости