16+
12 апреля 2018 10:31

Кто виноват? И что делать? Анализ ДТП с детьми

В редакции «КР» состоялся круглый стол. Тема - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

круглый
Автор: Людмила Гейман Фото: Людмила Гейман

Статистика может быть радостной, приятной и, наоборот – тревожной, даже страшной. Но в любом случае статистика - вещь серьезная. И она увы, свидетельствует о том, что уже в первом квартале текущего года в Копейске детский дорожно-транспортный травматизм вырос в разы. Если за аналогичный период прошлого года таких случаев не было ни одного, то в этом году пострадало уже 8(!) детей. Причем речь идет о детях в возрасте до 16 лет (старше 16-ти учитываются уже во взрослой статистике). Положение, что и говорить, архисложное. Чтобы постараться разобраться, в чем же здесь причина и какие меры профилактики следует еще предпринимать, в редакции «КР» собрались заинтересованные люди, специалисты разных сфер деятельности, для серьезного разговора.

- Люция Халитовна, какие конкретно ДТП с участием детей произошли в нашем городе с начала года? В чем причина роста ДТП, по вашему мнению?

Л. Масалимова. Действительно, в первом квартале 2018 года на территории Копейского городского округа зарегистрировано 8 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, все они получили ранения. К счастью, ДТП с погибшими детьми не зарегистрировано. Три ДТП произошли с участием детей-пассажиров. Во всех случаях за рулем были их родители. Дети-пассажиры все были пристегнуты ремнями безопасности, что помогло избежать тяжких последствий. Настораживает другое. Дети находились в транспортных средствах, водители которых нарушили правила дорожного движения, то есть сами стали причинами аварий.

5 ДТП произошло с участием детей-пешеходов, из них два - на нерегулируемом пешеходном переходе, два - при переходе проезжей части в неустановленном месте по неосторожности детей-пешеходов и одно ДТП – во дворе жилого дома. На этот последний случай хочу обратить особое внимание, потому что в последнее время подобное, увы, становятся типичным. При этом страдают, как правило, дети дошкольного возраста. Не секрет, что дворы буквально заставлены транспортными средствами. Тут же, на детских площадках, играют маленькие дети. Мама или бабушка в это время сидит, например, на скамейке у подъезда. Потом ребенок может побежать к маме. При этом малыша, как правило, не видно из-за машин, и он может буквально выскочить прямо перед авто, выруливающем со двора. Родителям нужно пристально следить за передвижением своих малолетних детей даже по двору.

С. Кондюков. Вообще по российской статистике, число транспортных травм среди детей невелико – всего 1-2 процента. Но по тяжести они стоят на втором месте после травм от падения с высоты.

- Сергей Вячеславович, какие типичные детские травмы в ДТП? Каковы их последствия для физического и психического здоровья ребенка?

- На первом месте - переломы длинных трубчатых костей (как правило, предплечья, голени). И, конечно, большое место занимают черепно-мозговые травмы. Причем если помощь при переломе костей может быть оказана достаточно быстро, то при ЧМТ легкой степени очень сложно сразу поставить диагноз. Допустим, ребенок перевернулся в автомобиле, или даже был боковой удар головой. Приезжают в травмпункт, а тех симптомов, на которые мы обращаем внимание при ЧМТ (зрачковый рефлекс, координация движений, помутнение сознания) уже нет. И поставить диагноз может только врач-невролог, а их у нас не очень много.

Между тем именно черепно-мозговые травмы опасны своими последствиями. Даже если ребенок получил, допустим, ушиб головы, в будущем это может сказаться, даже через десять-пятнадцать лет. Любой удар, нанесенный неожиданно (я не имею в виду, например, бокс) изменяет генетическую структуру клетки. Поэтому неожиданные детские травмы могут стать причиной, например, задержки психомоторного развития или даже эпилепсии. Поэтому мой совет родителям – никогда не бить ребенка по голове, а то ведь многие знают, что такое отцовский подзатыльник.

Л. Масалимова. Если мы заговорили о родителях, хочу сказать, что и в профилактике дорожно-транспортного травматизма ключевой момент – как раз поведение родителей на дорогах и ответственность родителей за жизнь и здоровье детей.

- Андрей Александрович, какую помощь в профилактике ДТП с детьми может оказать Совет родительской общественности нашего города?

А. Горланцев. Основной пример для ребенка во всем – это родители. Наши дети нас неохотно слушают, но охотно копируют. Все, что мы делаем или не делаем, они повторяют. В детсадах и школах, конечно, проводится работа по привитию правил поведения на улице, но без родительской поддержки толку будет меньше.

У ГИБДД сейчас реализуется новый образовательный проект по дорожной безопасности, мы стараемся родителей туда привлечь, создать единый информационный ресурс. Примеры поведения, навыки, которые необходимо привить ребенку, будем пропагандировать. Без этого сейчас нельзя.

С. Кондюков. Раньше на улице возле ГАИ, помнится, был стенд с фотографиями о последствиях аварий. Почему бы не возродить традицию? Люди реагируют более эмоционально именно на страшное. Быстрее усваиваются не нравоучения, а простые жизненные примеры.

Л. Масалимова. Мы используем методику проведения краш-курсов по безопасности дорожного движения. Здесь используем фото- и видеоматериал, звуковое сопровождение, страшные цифры, рассказы из личного опыта. И видно, что это работает. Но такие краш-курсы разрешены только для людей старше 16 лет, потому что идет мощное воздействие на психику человека, очень большая концентрация негатива.

- Вопрос к управлению образования. Каким образом организована работа по формированию транспортной культуры у юных копейчан?

В. Мищенко. В образовательных и дошкольных учреждениях выполняется целый комплекс совместных с ГИБДД мероприятий. Это и создание отрядов юных инспекторов движения (в них задействовано более 350 человек), и разработка безопасных маршрутов в школу для учащихся 1 – 5 классов, и беседы инспекторов ГИБДД с ребятами и их родителями. Проводятся соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо», спецоперации «Внимание – дети!». В детсадах и школах оборудованы стенды и уголки с информацией по безопасности дорожного движения. В рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и на классных часах проводится обучение детей ПДД.

- Каким образом в этой работе задействуете родительскую общественность?

- С целью более тесного взаимодействия педагогов и родителей в профилактике детского травматизма, распространения лучшего опыта семейного воспитания в этом учебном году проведены городской фестиваль семей, конференция отцов, городское родительское собрание, где работали специальные площадки, рассматривались вопросы по формированию транспортной культуры детей.

Кстати, отрадно отметить, что ежегодно образовательные организации Копейска являются активными участниками областных конкурсов. В этом году в конкурсе «Правила движения каникул не знают» в разных номинациях призовые места заняли школа-детский сад №11, детсад №53, школа-интернат №8 и Центр эстетического воспитания «Радуга».

- Людмила Михайловна, а в чем заключается функция Центра профилактики?

Л. Мануйлова. Центр профилактики организует информационно-методическую работу. При этом, составляя ежегодный план, мы обязательно дополняем традиционные мероприятия чем-то новым. Например, очень модны сейчас лэпбуки. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает "книга на коленях", или тематическая папка, или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, графиков в любой форме и на любую тему. Для дошкольников это очень доходчиво. Или другой пример. В двух школах, №9 и №16, успешно работает родительский патруль, и результат сразу стал заметен. Каждая школа может решить, какие темы добавить в единый план, исходя из особенностей их территории.

- Все это хорошо. И то, что призовые места занимаем, тоже замечательно. Но статистика-то тревожная. Значит, где-то не дорабатываем.

Л. Масалимова. На протяжении последних трех лет у нас шло снижение детского дорожного травматизма. Поэтому действительно такой рост в этом году тревожит. Конечно, мы с управлением образования делаем анализ и намечаем новые направления работы, на что больше обратить внимание.


А. Горланцев. В частности, надо обратить внимание на территории вокруг тех садов и школ, где очаги травматизма. Например, некоторые родители обращаются по поводу пешеходных переходов к образовательным учреждениям. Они должны быть максимально приближены. Если переход остается в стороне, дети могут бегать напрямик. Я предлагаю простой метод. Если это позволяет законодательство и нормативная документация, мы будем просить (с подписью родителей), чтобы какой-то пешеходный переход перенесли в более удобное место.

- Вообще подходы ко многим детским садам и школам оставляют желать лучшего. Александр Герасимович, что уже сделано для улучшения ситуации и какую конкретную работу планируется провести в этом году?

А. Горбунов. В 2017 году для снижения аварийности на дорогах, согласно предписаниям ГИБДД, нанесена разметка на дорожной сети 127 улиц. Проведены работы по нанесению разметки холодным двухкомпонентным пластиком вблизи образовательных учреждений, это пешеходный переход желто-белого цвета.

Также согласно предписаниям ГИБДД в 2017 году выполнялись работы по устройству светоотражающих знаков в поселках. В рамках муниципального контракта построены направляющие пешеходные ограждения на улицах Темника, Ленина, Калинина, проспектах Победы, Славы, Коммунистический, переулке Свободы.

На 2018 год у нас есть планы. В прошлого года заключены муниципальные контракты с подрядной организацией ООО «Проект» на разработку проектно-сметной документации по устройству светофоров типа Т-7 на улицах Чернышевского, 45 (школа №13), Новосибирская, 21 (филиал школы №43), Ленина, 12 (пос. Октябрьский, школа №12), Троицкая, 3 (филиал школы №23, пос. Старокамышинск), Гольца, 18 (школа №42), Кирова, 34а (детсад №8), Электровозная, 18 (школа №32, пос. Железнодорожный). На сегодняшний день проектно-сметная документация проходит государственную экспертизу. После положительного заключения эти мероприятия будут выполнены в 2018 году. Также в этом году определено финансирование на разработку проектно-сметной документации на устройство светофоров типа Т-7 на пешеходных переходах к нескольким школам и детсадам.

А. Горланцев. Хочу повторить свое предложение: при обустройстве этих переходов учитывать мнение общественности. Так, многие родители предлагают, чтобы пешеходные переходы у школ детских садов дополнительно ярко освещались. Не пожалеть средств, не такие уж дорогие светодиодные фонари. Если мы делаем в городе иллюминацию, то на переходы сам бог велел обратить внимание.

Л. Масалимова. Снижение детского дорожного травматизма – наша общая задача. Потому что ничего нет важнее, чем сохранение детского здоровья и жизни.


Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
29 марта 2024 16:00 Член общественного совета ОМВД России по г.Копейску Дмитрий Аксенов совместно со студентами проводят профилактические беседы в школах Копейска.

 Представитель общественного совета при Отделе МВД России по г. Копейску Дмитрий Аксенов совместно со студентами 3-го курса Копейского политехнического колледжа им. С.В. Хохрякова, обучающимися п...

29 марта 2024 15:19 «Единая Россия» проверила ремонт кровли на Челябинской областной станции переливания крови

Рейды контроля за ходом ремонтных работ на крышах медицинских учреждений проводятся в рамках реализации народной программы «Единой России» по инициативе координатора проекта «Здоровое будущее» Ант...

Новости СМИ2