16+
30 мая 2012 14:29

«Запрограммировать» первоклассника

В новом учебном году копейским первоклашкам и их родителям нужно будет выбрать одну учебную программу из десятка, одобренных Министерством образования. Как сориентироваться в этом разнообразии учебных курсов?
«Запрограммировать» первоклассника
Автор: Юлия Айрих Описание: Нынешняя система образования направлена на воспитание всесторонне развитой личности. Только справится ли с таким объемом информации ребенок?

Большинство родителей начинают волноваться за успешность своих малышей едва ли не с ясельного возраста, подогревая друг у друга энтузиазм в подготовке к школе рассказами, что в свои 7 лет ребенок должен уметь решать примеры с логарифмами, читать Шекспира в подлиннике и анализировать оды Ломоносова. Так ли это, или новоиспеченному школьнику достаточно знать алфавит, считать в пределах десятка и знать разницу между квадратом и кругом?

«Это не наш метод?!»

Сегодня для выпускников школ прозвенит последний звонок, а через три месяца около 1800 первоклашек займут свои места за школьными партами в 54 классах Копейска. Между тем, учить всех детей будут не по одинаковым программам и методическим комплексам. Как в них разобраться и какому комплексу отдать предпочтение? С этим вопросом мы обратились к методисту по начальному образованию Центра методического обеспечения учреждений образования Копейска Наталье Клиновой.

— На 2012-2013 учебный год учителя города, набирающие 1-й класс, выбрали следующие учебно-методические комплексы: «Школа России», «Перспектива», «Развивающая система Л.В. Занкова», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Школа 2100», система В.И. Жохова, рассказала Наталья Анатольевна.

А теперь о каждом комплексе — подробнее.

«Школа России»: переработанная классика

Один из наиболее известных проектов издательства «Просвещение», по нему обучается более половины учеников начальных классов России. В нём сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности учебного материала. Авторы взяли на вооружение всё лучшее, что было накоплено в практике отечественной школы. Комплекс знаком родителям, это учебники традиционные, но обновленные.

«Гармония»:ситуация успеха

Научный руководитель комплекса — профессор Н.Б. Истомина. «Гармония» объединяет традиционную и развивающую системы обучения. Ведущая идея комплекта — постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение с педагогом и со сверстниками, комфортные условия развития ребенка.

«Развивающая система Занкова»: в ускоренном темпе

Учебный процесс строится в доверительной атмосфере совместной работы ученика и учителя. Система рассчитана на сотворчество и сопереживание. Богатое содержание образования и средства педагогической деятельности направлены на целостное развитие личности ребенка, его ума, воли, чувств, а не только на усвоение знаний. Обучение осуществляется на высоком уровне трудности. Комплекс реализует принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала.

«Перспектива»: сила в единстве

Этот комплект стал одним из самых интересных и значимых проектов издательства «Просвещение», предвестником новых принципов и стандартов обучения, основанных на развитии личности ребенка, сохранении его индивидуальности, воспитании нравственности.

Все учебники «Перспективы» содержат вводный раздел, который помогает ребенку перейти от предшкольного этапа к обучению в начальной школе. В «Перспективе» все предметы представлены в их взаимосвязи и единстве. Изучение каждого из предметов позволяет освоить универсальные учебные действия, формирование которых в начальной школе создает надежную основу для самообучения в средней школе. Вся система направляет активность ребенка в сферу культуры и свободного творчества.

«Школа 2100»: зрим в корень

Работа по правописанию строится на основе понятий «орфограмма» и «орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки орфограмм, условия их выбора, умение видеть состав слова. В курсе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, увеличен объем изучаемого материала. Курс математики обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне максимума), а административный контроль его усвоения на уровне стандарта (минимума). Согласно идее автора, не предполагается выполнение детьми всех заданий.

«Начальная школа XXI века»: знаю, зачем учусь

Учебный комплект под редакцией Н.Ф. Виноградовой.Основной принцип обучения: начальная школа должна соответствовать потребностям детей этого возраста. Программа позволяет успешно решать одну из главных задач начального образования: ответы ученика на вопросы «зачем я учусь?», «что я должен делать, чтобы решить учебную задачу?», «какими способами я это делаю?», «что у меня не получается?».«Начальная школа 21 века» реализует в образовательном процессе право на индивидуальность, предоставляя каждому ребёнку право на ошибку, на оценку своего труда. Обновление комплекта идет также за счет обогащения различных дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики), а также формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе.

«Система Жохова»: для детей будущего

С 2007 года учителя копейских школ работают, используя инновационную методическую систему Владимира Жохова. Школьники этих классов в уме решают уравнения, сами составляют задачи и даже поют на уроке математики. Они читают Пастернака во втором классе и за три года учат три иностранных языка. За урок эти дети могут выполнить около ста заданий. Результаты записывают на маркерных досках или проговаривают хором. Уже в первом классе дети знают таблицу умножения и решают примеры с отрицательными числами. Аплодисменты после каждого правильного ответа — тоже часть методики. Но основной секрет — в развитии скрытых ресурсов головного мозга ребенка. В 2012-2013 учебном году работать по методической системе В.И. Жохова будут учителя, набирающие первоклассников в школах № 4, 24, 42, 47, 48.

Полезно знать

В школу зачисляют детей с шести с половиной лет. Преимущественным правом при приеме в первый класс обладают дети, которые проживают на территории КГО. В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» родителям несовершеннолетних детей дано право выбирать формы получения образования и образовательные учреждения. Руководитель общеобразовательного учреждения имеет право отказать в приеме детей, не проживающих в микрорайоне школы, только по причине отсутствия свободных мест. Количество ученических мест определено лицензионной квотой.

ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛИСТУ

На вопросы читателей «КР» отвечает методист по начальному образованию Центра методического обеспечения учреждений образования Копейска Наталья Клинова.

Арина Останина, мама 5-летней Ксюши: 

— Нужно ли мне подумать о том, чтобы отдать ребенка в подготовительную школу, или стоит положиться на себя и самостоятельно подготовить дочь к школе?

— С нового учебного года на базе школ Копейска начинает действовать «Школа будущего первоклассника». Желательно записать в нее ребенка. Так вы убьете сразу нескольких зайцев: определите готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидите «слабые звенья» в его развитии и спрогнозируете возможные трудности. Опыт работы показывает, что дети, посещающие занятия, психологически более подготовлены к началу обучения, успешнее адаптируются в школе, что позволяет им в дальнейшем легко овладевать программой.

В школах, в которых имеется надтарифный фонд, занятия ведутся бесплатно. Но в большинстве школ стоимость одного урока составляет около 60 рублей. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, либо 1 раз в две недели. Продолжительность урока — 30 минут или час. Учителя не дублируют школьную программу, перед ними стоят другие задачи: развивать мелкую моторику, логическое и ассоциативное мышление, речь. Выполнение заданий проходит преимущественно в игровой форме, в итоге у детей формируется положительная мотивация к учению.

Дарья Субботина, мама 3-летнего Данила:

— Надо ли начинать учить буквы и счет с маленьким ребенком или отложить образование до 6-летнего возраста?

— Ребенку легче научиться читать и считать в 4-5 лет, чем в первом классе, поэтому родительская инициатива по обучению грамоте и счету в дошкольный период ребенку не повредит. Единственное, чего категорически нельзя делать — учить писать письменные буквы. Если ребенок привыкнет писать их неправильно — так, как показали родители — его потом очень сложно переучить. И еще: не давите на детей. Некоторые родители заставляют ребенка долго сидеть за книжкой, забывая, что устойчивое внимание держится всего 10-15 минут.

Евгения Киселева, мама будущего первоклассника:

— Что важнее при выборе класса: образовательная система или личность учителя?

— Психологи рекомендуют исходить не из системы, а отталкиваться от особенностей развития и личностных качеств самого ребенка. Прежде чем выбрать школу и класс, нужно узнать о своем ребенке все. Психологическая служба есть и в школах, и в Центре диагностики и консультирования. Родителям, не обладающим специальными знаниями в области психологии, очень сложно грамотно подобрать систему обучения. Но, на мой взгляд, выбирать лучше не систему, а учителя. Если он понравился ребенку, установил с ним контакт, обучение будет успешным при любой программе.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
25 апреля 2024 21:18 В Копейске благоустроят 64 остановочных комплекса

В рамках региональной программы комплексного развития транспортной инфраструктуры в Копейском городском округе за прошедший год обустроено 30 и восстановлено шесть остановочных пунктов.

25 апреля 2024 18:00 Операция «Чистое поколение» – 2024: результаты работы правоохранительных органов

 Сотрудники полиции Челябинской области подвели итоги первого этапа операции «Чистое поколение– 2024».

Новости СМИ2