Записки путешественника. Святыни и чудеса храмов Миасса

07 Декабря 2018 15:55 - автор Людмила Гейман Источник фото: Людмила Гейман

У наших предков не было радио и тем более телефонов. Но удивительным образом вести, радостные и печальные,  тревожные и благостные, быстро распространялись в поселении. Во многом этому способствовал колокольный звон.  Звучит набат – значит, случилась беда – пожар ли, стихийное бедствие или приближение врага. Собирайся, честной народ, отстоим родную сторонушку и от огня, и от налетчиков. Благовест большого колокола несет благую весть о начале Богослужения, созывает верующих в храм. А чарующий малиновый звон возвещает о радостном событии. Звуки колоколов – это для  каждого верующего как молитва. Красота, которая наделена необычайно великой силой, ибо дарует человеку исцеление, лечит  душу, возрождает в сердце любовь, окутывает спокойствием и создает гармонию. 

Записки путешественника. Святыни и чудеса храмов Миасса

Во время путешествия по храмам города Миасса нам, группе туристов из Копейска (в предыдущей публикации я уже упоминала, что автор этих строк была приглашена в поездку  членами городского общества инвалидов по зрению), увы, не удалось услышать колокольного звона – в будний день, понедельник,  служб в храмах не было.  Хотя самих колоколов, больших и малых видели достаточно.

Храм Святого Богоявления

После посещения главной реликвии старого Миасса – Свято-Троицкой церкви, наш автобус направился  в самый молодой микрорайон города – Комарово, где находится храм Святого Богоявления, самый большой в Миассе. Его строительство началось в 1994 году по инициативе работников завода «УралАЗ» и его директора Юрия Горожанина. Рабочие отчисляли по одному проценту от зарплат на строительство, принимали участие в субботниках.  Однако строительные работы шли медленно, а затем и вовсе были приостановлены из-за финансовых проблем «УралАЗа». Стройка возобновилась лишь в 2004 году благодаря финансовой поддержке прихожан и организаций Челябинской области. Большую лепту внесло и руководство возрожденного автозавода «Урал» и «Группы ГАЗ». Окончательно отстроен и открыт для богослужений храм в 2012 году.

Мы подъезжаем к величественному зданию. Белоснежные с синим, стены  обладают строгой, сдержанной красотой. Храм имеет пять глав, что символизирует Иисуса Христа и четырех евангелистов. Купола позолоченные — это свидетельство того, что храм посвящен Христу и одному из двунадесятых праздников (Богоявление Господне сейчас празднуется так же, как и Крещение Господне, 19 января).

При церкви работают воскресная школа, а также золотошвейная мастерская (далеко не каждый храм имеет таковую). Здесь терпеливые искусницы возрождают традиции древнего ремесла — вышивку серебром и золотом, применяющуюся для украшения храмов и церковных принадлежностей. В своей работе они используют тончайшие металлизированные нити, жемчуг, бусины, полудрагоценные камни.

Радует глаз и внутреннее убранство. Алтарь украшен богатой росписью от псковского иконописца Александра Кетросана, получившего патриаршую награду преподобного Сергия Радонежского. При росписи были использованы уральские минералы. Также талантливый иконописец написал иконы для всех трех иконостасов Богоявленского храма.

Святыни и чудеса

В так называемом верхнем храме (есть еще нижний храм, то есть цокольный этаж) мы увидели многоярусный, удивительной красоты иконостас. Он огромен и как будто стремится  в небо, и невольно твоя душа тоже устремляется вверх. Царские  врата богато украшены резьбою, с правой стороны от них - икона Иисуса Христа Вседержителя, с левой – икона Пресвятой Богородицы. Над Царскими вратами изображен голубь -  символ Святаго Духа. По православной вере  Бог един – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Поэтому верующие молитву творят тремя перстами. Хотя, как рассказала наш гид Светлана, в  Миассе есть еще и староверческая церковь, где крестятся двумя перстами.


На сводах, которые соединяют купол и столбы, согласно церковным канонам - изображения четырех евангелистов. Лука, Иоанн, Марк, Матфей  оставили нам, потомкам,  Святое Евангелие – описание земного пути Иисуса Христа, который в 33 года пострадал за грехи человеческие и был распят.

Главная святыня Богоявленского храма в Миассе, рассказала наш экскурсовод Светлана, — это мощи уральского святого, праведного Симеона Верхотурского. Также доступны для поклонения мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.

А еще нам рассказали о чудотворце.  Мы подошли к вышитой в золотошвейной мастерской храма иконе святителя Спиридона Тримифунтского, рядом с которой увидели и его  башмачок (конечно, это копия). Святитель Спиридон Тримифунтский  издревле почитается на Руси. Это  один из христианских чудотворцев, жил он на острове Кипр еще в четвертом веке. Много чудес совершил святитель при жизни. И продолжает совершать после смерти. Издавна принято считать, что каждый святой особенно силен в какой-то определенной области. Например, Пантелеймон Целитель помогает при болезнях. А святой Спиридон охотно отзывается на молитвы тех, кто испытывает финансовые затруднения. Светлана рассказала такую историю. У одной женщины случилась большая проблема с кредитом. Ей посоветовали обратиться к чудотворцу Спиридону с молитвенной просьбой. И через какое-то время она совершенно случайно нашла пакет с деньгами.  

Нетленные мощи чудотворца находятся на острове Корфа, причем эти святые мощи имеют до сих пор температуру живого тела. Очевидцы говорят, что сквозь стекло  раки можно  рассмотреть лицо святого. Его черты вполне узнаваемы, прекрасно сохранились волосы и белоснежные зубы. Кожа немного сморщена и потемнела, но сохранила свою форму. Биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу.  Каждый год монахи  совершают в день почитания Спиридона Тримифунтского  торжественную службу. И когда перед службой они открывают раку со святыми мощами, то видят, что башмачки у святого стоптаны, их меняют. Считается, что  тело его здесь, а душа где-то ходит и творит чудеса.

И еще удивительно прекрасная вышитая икона привлекла наше внимание. На ней изображена еще юная Пресвятая Богородица. Взор ее опущен, смотрит с улыбкой.Она только что узнала благую весть, что станет матерью.  На других иконах Богородица не улыбается, потому что знает, что она родила сына, который пострадает за грехи человеческие.  Это тоже чудотворная  икона и, говорят,  самая почитаемая преподобным Серафимом Саровским. Этот подвижник тысячу дней стоял на коленях перед ней,  молился, а затем здесь и почил.

Крестовоздвиженский храм

Последним пунктом нашего православного путешествия стал храм Воздвижения Креста Господня, что расположен в поселке Сыростан. Уникальный памятник архитектуры, построенный по проекту знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона. Если в других храмах, которые мы посетили в день приезда в Миасс, нашим экскурсоводом и рассказчиком была Светлана, то здесь, в Крестовоздвиженской церкви, нас специально ожидал сам настоятель отец Владимир. Что, безусловно, нас порадовало.


Поселок Сыростан (чаще его называют селом) образовался более 260 лет назад на месте пересыльного пункта на сибирском тракте. Закованные в цепи и кандалы каторжники шли по этапу и здесь, между уральских гор, на реке Сыростан,  делали остановку. Постепенно возникло поселение. Сегодня в поселке проживают 1200 человек.

Внутреннее убранство храма, конечно, не столь богато и красиво, как в молодом Богоявленском.. Но богат он своей историей, которую поведал нам сам отец Владимир.

Построен каменный храм в 1886 году по инициативе и на средства жителей села. Собирали, что называется, с миру по нитке. Тогда  в селе проживало 1400 православных и 300 старообрядцев. В строительстве участвовали только православные. Строился Дом Господний восемь лет.  Еще полгода храм существовал без священника, потому что в те времена не так просто было священнослужителю  добраться до места служения.

Впрочем, сведений о  первом священнослужителе не сохранилось. Однако  достаточно скоро, уже в 1892 году,  здесь оказался отец Александр Петров, который положил начало трем поколениям священнослужителей Петровых. Поочередно настоятелями  Крестовоздвиженского храма после Александра были его сын Михаил и внук Симеон. Последний  закончил служение в 1929 году по причине репрессий со стороны новой власти. Священник был арестован, осужден и отправлен на лесоповал. Через десять лет, когда закончился срок, он не вернулся на службу по причине нездоровья.

- Недавно скончался в возрасте 87 лет сын Симеона, который и рассказал мне эту историю. И попросил как-то  увековечить память родственников-священников. Три года назад на территории храма  был поставлен в их честь памятный крест, на котором начертаны имена членов этой династии  и годы их служения, - поведал нам отец Владимир. - Последним же священником храма до его  закрытия был отец Павел Галкин. Но он  тоже был затем репрессирован и расстрелян. В 1936 году закончилась дореволюционная история нашего храма. С 1938 по 1992 годы он пребывал в неупотреблении. Хотя до конца семидесятых годов  был достаточно сохранным, пока за ним следили верующие. А потом за десять лет превращен местными жителями в руины, разграблен, оставались одни каменные стены.


Наступил 1992 год. По инициативе казачьего атамана Николая Самодумова  жители Сыростана решили восстановить церковь. Николай Николаевич вложил свои деньги и свои труды, сподвиг на   это благое дело других сельчан. Пять лет понадобилось, чтобы восстановить  храм. А казачий атаман, который умер от сердечной недостаточности в 2001 году в возрасте 49 лет, был похоронен  в ограде храма, на самом почетном месте - со стороны алтарной части.

И еще одной достопримечательностью известен Крестовоздвиженский храм. Недалеко от него, на самом высоком месте, в  1907 году  был построен каменный киот – небольшое сооружение, где установлена икона Николая Чудотворца. Существует легенда, что эту икону подарил храму  император Николай II, когда в 1904 году посетил Сыростан. Краеведы и историки до сих пор спорят, правда это или нет. Доподлинно известно, что последний российский император в том 1904 году  прибыл на железнодорожную станцию Златоуст, чтобы благословить войска на победу с вражеской Турцией. Заезжал ли он потом в Миасс? Никакими архивными документами данный факт не подтвержден.  

… Домой наша небольшая группа возвращалась, пребывая в умиротворенном настроении. Видимо, правду говорят, что святые стены душу лечат. 

 Ранее по теме:

Записки путешественника. Свято-Троицкий храм Миасса – достопримечательность страны

Бажовская церковь станет копией храма в Дубае. Фоторепортаж


Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики
Новости