Педагоги Копейска ответили на острые вопросы родителей учеников

06 Января 2019 10:21 - автор Светлана Полежаева Источник фото: фото автора

Их задал участникам конкурса «Учитель года – 2019» журналист «Копейского рабочего».

Педагоги Копейска ответили на острые вопросы родителей учеников

В конце минувшего года в Копейске прошли традиционные конкурсы педагогического мастерства, в том числе муниципальный этап областного конкурса «Учитель года – 2019». В нем приняли участие шесть педагогов из копейских школ, каждому из которых пришлось пройти ряд непростых испытаний.

Последний тур, названный «Тур образовательных политиков», впервые прошел в новом формате: каверзные вопросы учителям задавали не коллеги, а журналист «Копейского рабочего» совместно с начальником управления образования Алексеем Ангеловским. Публикуем самые интересные ответы.

 

Отвечают на вопросы:

  • Юлия Шаповал, учитель английского языка, школа № 4
  • Екатерина Шишкина, учитель истории и обществознания, школа № 6
  • Вера Вицина, учитель физической культуры, школа № 43
  • Наталья Макарова, учитель биологии, школа № 21
  • Юрий Нужин, учитель истории и обществознания, школа № 7
  • Сергей Папушин, учитель химии, школа № 32

 

- Почему детям в школе так много задают на дом? Многим мамам и папам знакома ситуация, когда их сыновья и дочки проводят за уроками почти все свободное время.

Вера Вицина:

- Я учитель физкультуры, поэтому могу высказаться не столько как педагог, сколько как мама сына-десятиклассника. Мой ребенок, демонстрирующий хорошие результаты в учебе, проводит за уроками не слишком много времени – в большинстве случаев выполняет задания быстро и правильно.

Думаю, домашнее задание требует значительных временных затрат, когда ребенок не в полной мере научен учиться, если ему недостает самоорганизации и учебной мотивации.

 

Юлия Шаповал:

- Страны, которые считаются лидерами в образовании, вообще отказались от домашнего задания, поскольку там считается, что дети, не имея достаточного времени на отдых, пребывают в постоянном стрессе, а это плохо сказывается на их здоровье.

У нас же образовательная программа построена так, что совсем отказаться от домашней работы не представляется возможным. Но объем домашнего задания должен быть посильным для большинства детей, а в идеале – дифференцированным по уровню сложности для ребят с разной успеваемостью.

 

Екатерина Шишкина:

- Как учитель-предметник могу сказать, что без домашнего задания действительно не обойтись. К примеру, у учителей нет времени на то, чтобы в классе в полном объеме читать с детьми объемные тексты, на содержании которых строятся последующие уроки.

Соглашаясь с выступавшей до меня коллегой, отмечу, что у некоторых учителей действительно существует определенный перебор в количестве домашнего задания. Между тем, существует известный каждому педагогу стандарт: на дом можно давать не более двадцати-тридцати процентов от общего объема информации, полученной на уроке.

 

Наталья Макарова:

- Не все родители понимают, что домашнее задание – это благо для них самих, потому что оно помогает понять, насколько хорошо и качественно их ребенок усвоил ту или иную тему. Если дети просиживают все вечера напролет над тетрадками и учебниками, потому что не справляются с заданием, то это сигнал для пап и мам, что нужно подключиться – объяснить материал самостоятельно или подойти на консультацию к педагогу.

 

Сергей Папушин:

- В некоторых случаях учителя действительно неоправданно много задают. Особенно тяжело приходится детям, когда дома приходится много писать. Именно письменные работы требуют наибольших временных затрат.

По своему опыту могу сказать, что можно построить домашнее задание таким образом, что объем письменной работы будет минимальным, но для того чтобы заполнить в тетради несколько строк, ребенку придется повторить и глубоко осмыслить всю ту информацию, которую он получил на уроке.

 

Юрий Нужин:

- Домашнее задание – это один из показателей мастерства учителя.

Мой педагогический стаж не очень большой – шесть лет, но даже за эти годы мое отношение к домашнему заданию претерпело значительные изменения. Поначалу задания были очень объемны, но с каждым годом их объем становился все меньше. Меньше – не значит проще: ученикам для их выполнения приходится, что называется, «включать голову». При этом они не успевают устать. В результате качество усвоения материала растет, как и интерес к предмету.

 

- Как вы считаете, сайты с готовыми домашними заданиями – это зло или благо?

Екатерина Шишкина:

- ГДЗ – это большая беда! Если бы у меня была возможность, я бы эти сайты попросту запретила. Механическое списывание приводит к тому, что дети не учатся размышлять, у них в достаточной степени не развивается логическое мышление, страдает долговременная память – а ведь все эти процессы в значительной степени формируются, когда ребенок самостоятельно, без опоры на подсказки одноклассников или учителя, выполняет домашнее задание.

Учителям приходится буквально из кожи вон лезть, чтобы перехитрить сайты с ГДЗ. Формулировку каждого вопроса, который я планирую дать на дом, я сначала ввожу в интернете – и если поисковик выводит меня на сайт с готовыми домашними заданиями, начинаю менять формулировки. Это отнимает у педагогов много времени.

 

Юрий Нужин:

- Я к сайтам с ГДЗ отношусь не столь однозначно. Ничего страшного нет, когда дети ищут ответы в сети, поскольку современный человек должен уметь самостоятельно находить различные источники информации. Другое дело, что ребята в большинстве своем не понимают, что нужно не механически переписывать выполненные кем-то задания, а подходить к размещенной в интернете информации критично. Не факт, что автор ГДЗ все сделал правильно – он мог (и это довольно часто бывает) ошибиться.

Так что сайты с ответами к домашнему заданию могут служить отправной точкой для собственных размышлений, и в этом их плюс.

 

Юлия Шаповал:

- ГДЗ не способствует пониманию предмета ребенком. Если дети что-то недопонимают на уроках и систематически списывают с интернета вместо того, чтобы ходить к учителям на консультации или факультативы, это неизбежно выливается в проблемы при сдаче выпускных экзаменов.

В нашей школе мы решили проблему с ГДЗ, открыв «Клуб домашних заданий», где ребята разбирают сложные для них задания вместе с педагогами. Такая мера помогает закрыть пробелы в знаниях и повысить мотивацию к учебе.

 

Наталья Макарова:

- При всех минусах, озвученных коллегами, ГДЗ – это хорошее подспорье для родителей, которое помогает им самим вспомнить давно забытую тему и объяснить ее ребенку, недопонявшему материал на уроке. Надо признать, что у детей и педагогов в силу занятости не всегда есть возможность встретиться и позаниматься дополнительно.

 

- На «Ютубе» размещено немало видеороликов, где учителя применяют к детям физическую силу, оскорбляют их. Понятно, что не всегда, но часто проявлению агрессии со стороны педагога предшествует не самое лучшее поведение учеников. Как должен реагировать учитель, если дети целенаправленно его доводят?

Юлия Шаповал:

- Я бы постаралась сдержать эмоции и перевести агрессию со стороны детей в шутку.

Конечно, за каждым таким инцидентом должен следовать анализ причин, побудивших ребенка на демарш. Мы же прекрасно понимаем, что ученики пойдут оскорблять и провоцировать далеко не каждого педагога, из чего напрашивается вывод: если тебя не уважают, значит, ты допускаешь в своей работе какие-то серьезные промахи, ошибки, нуждающиеся в исправлении. Надо остановиться и подумать: а может быть, я где-то неправильно поступила, что-то не то сказала?

 

Наталья Макарова:

- Самоанализ – дело важное и нужно. Но бывает и так, что агрессию проявляют дети, нуждающиеся в серьезной психологической коррекции. Этот фактор тоже не нужно списывать со счетов.

 

Екатерина Шишкина:

- Отвечать злостью на издевки не стоит, хотя в такие моменты очень сложно держать себя в руках. Но и оставлять безнаказанным дикое поведение нельзя, потому что в таком случае авторитет педагога будет растоптан, а главное, ученик, почувствовавший вкус вседозволенности, скорее всего, впоследствии распространит нападки дальше – на одноклассников, на беззащитных стариков на улице и так далее. Ни к чему хорошему это не приведет.

 

- Может ли школьный учитель качественно подготовить детей к выпускным экзаменам, или без репетиторов не обойтись?

Сергей Папушин:

- Если посмотреть на статистику сдачи выпускных экзаменов, то понятно, что не сдавших детей – единицы. При этом далеко не все старшеклассники дополнительно занимались с репетиторами.

Но, если ребенок нацелен на поступление в престижное образовательное учреждение, то, пожалуй, услуги сильного репетитора не будут лишними, потому что ряд вопросов в ЕГЭ составлен так, что требует более глубоких знаний, чем те, которые дает школа. Даже я как учитель химии/биологии иногда затрудняюсь с ответами во время прорешивания экзаменационных заданий.

 

Екатерина Шишкина:

- Есть разные дети и разные учителя, поэтому у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Но хочу отметить, что мода на репетиторов не способствует поддержанию позитивного имиджа школьных учителей: люди начинают думать, что мы ничему не учим детей на своих уроках, а это в корне неверно.

 

Юлия Шаповал:

- Подготовка к выпускным экзаменам подразумевает достаточно большой объем самостоятельной работы. Сегодня существуют разные варианты, как эту работу организовать. Старшеклассники могут самостоятельно искать справочную информацию в интернете и затем прорешивать экзаменационные задания, имеющиеся в открытом доступе в сети, либо посещать различные курсы или заниматься в индивидуальном порядке с репетиторами. Выбор – за детьми и их родителями. Главное, чтобы подготовка велась системно и регулярно.

 

Юрий Нужин:

- Считаю, что без репетиторов обойтись можно. Но было бы здорово, если бы в городе появилась новая практика помощи старшеклассникам, нацеленным на поступление в престижные вузы. Вижу это так: лучшие учителя-предметники Копейска раз в неделю на протяжении учебного года могли бы проводить факультатив для одаренных ребят.

 

 

Поздравляем победителей!

Педагоги, занявшие первые места, будут представлять Копейск на областном этапе профессиональных состязаний.

«Учитель года - 2019»:

- Юрий Сергеевич Нужин, школа № 7 – абсолютный победитель;

- Екатерина Сергеевна Шишкина, школа № 6 – 2 место;

- Сергей Николаевич Папушин, школа № 32 – 3 место.

 

«Педагог года в дошкольной организации - 2019»:

- Ольга Владимировна Овсянникова, детский сад № 39 – победитель;

- Юлия Сергеевна Варламова, детский сад ; 43 – лауреат II степени;

- Татьяна Сергеевна Корнилова, детский сад № 24 – лауреат III степени.

 

«Воспитать человека - 2019»:

- Любовь Владимировна Генералова, школа № 23 – победитель;

- Светлана Павловна Лопухова, школа № 45 – призер, 2 место;

- Эльвира Нафизовна Рыбина, школа № 6 – призер, 3 место.

 

«Сердце отдаю детям - 2019»

- Валерия Федоровна Прокопцева, ДТДиМ – победитель;

- Эдуард Александрович Калиганов, школа № 16 – призер, 2 место

- Елена Витальевна Малкова, СЮТ – призер, 3 место.

 

Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

Материалы рубрики

Новости