16+
03 сентября 2010 00:00

Гарантия - под честное слово

Представьте: приходите вы в кинотеатр. Как положено, покупаете билет рублей этак за триста. А за то, чтобы сесть в кресло, а не стоять весь сеанс на ногах, вам предлагают заплатить еще рублей сто. Или купили вы торт. А за его крем на кассе с вас еще сотенку просят. Ну не абсурд ли? К сожалению, это довольно часто используемая продавцами схема. Дескать, мухи — отдельно, котлеты – отдельно.
Гарантия - под честное слово
Автор: Юлия Айрих Фото: Татьяна Нечаева Описание: Гарантийное обслуживание или навязывание услуг?

Без чего не купишь телефон?

На прошлой неделе зашла в магазин «Связной» и «подслушала» там разговор продавца-консультанта и девушки, которая решила приобрести мобильник стоимостью что-то около 15 тысяч в кредит. Девушка была весьма обескуражена тем фактом, что в квитанции оплаты к сумме покупки добавились какие-то загадочные полторы тысячи целковых.

— За что это? – недоумевала девушка.

— А это – за дополнительное гарантийное обслуживание, — услужливо объяснил ей молодой консультант.

— А если мне оно не нужно?

— Таково условие получения кредита. Без этого телефон я вам продать не могу, — резюмировал консультант.

Нам стало интересно: что это за «зверь» такой – дополнительное гарантийное обслуживание? Попахивает навязыванием услуг. Мы решили пройтись по магазинам, чтобы своими глазами оценить масштабы этой гарантийной «эпидемии». Для конспирации и маскировки истинных целей идем тратить «виртуальные» деньги всей семьей.

Срок – до трех лет

Первый на нашем пути — магазин «Эксперт», что занимает в ТК «Слава» почти половину второго этажа. Решаем — гулять так гулять. Выбираем домашний кинотеатр за 17 тысяч рублей и плазменный телевизор за 23 тысячи рублей. Просим продавца выписать счет для расчета покупки товаров в кредит. Очень вежливый мужчина-консультант быстро делает распечатку и вручает нам ее с обещанием похлопотать о трехпроцентной скидке. Но счет почему-то увеличился почти на пять тысяч рублей.

— А ЭТА сумма откуда? – интересуемся мы.

— Это – программа дополнительного сервисного обслуживания, или ПДС, — поясняет молодой человек.

Но мы не унимаемся:

— А зачем оно нам? Ведь завод-изготовитель и так дает гарантию на такой товар от одного года до трех лет.

Продавец, видно, не ожидал такого «каверзного» вопроса, поэтому предпочел быстро убежать с поля неминуемо надвигающейся словесной битвы. На бегу, делая чрезвычайно занятой вид, прокомментировал:

— Ну, как… Если в течение трех лет товар сломается, мы вам его заменим на новый, — произнес он, исчезая в секции крупно-бытовой техники.

Другая арифметика

В челябинском магазине «Эльдорадо» действуем по той же схеме. Выбираем домашний кинотеатр LG за 12 тысяч 579 рублей и плазменный телевизор той же марки за 25 тысяч 159 рублей. Если верить школьным знаниям, то путем нехитрых математических подсчетов выходит, что я должна заплатить 37 тысяч 738 рублей. Но у сотрудников «Эльдорадо», видно, своя арифметика. У них почему-то выходит, что я должна заплатить 41 тысячу 491 рубль. Продавец нам поясняет: это ПДС (так они называют это свое гарантийное обслуживание) на три года: 2 тысячи 404 рубля за телевизор и 344 рубля за домашний кинотеатр. А еще с удивлением вижу графу «настройка и тестирование телевизора в магазине» за… 1 тысячу 05 рублей! Удивляюсь. Продавец ОБЯЗАН проверить товар в моем присутствии БЕСПЛАТНО.

Попадают под статью

Понятно, что кредитуемые – самая беззащитная категория покупателей. За наличку купить у них нет возможности, но очень хочется. Поэтому они – самая удачная «мишень» для навязывания дополнительных услуг.

А как же быть с утверждением сотрудников магазина, что продать товар в кредит без этой самой ПДС они не могут?

— Отказать в покупке товара (и за наличные, и в кредит) продавец не вправе в любом случае – действующее законодательство не содержит оснований для отказа продать потребителю какой-либо товар, — подчеркивает ведущий специалист-эксперт Роспотребнадзора по Копейску Екатерина Бабина.

Так что, если вам отказали в продаже, смело требуйте книгу жалоб, настаивайте на разговоре с директором магазина, звоните на «горячую линию» сети.

Не та модель

В 2006-2008-х годах эта ПДС была указана в ценниках отдельной строкой. Но после серии судебных разбирательств это безобразие… Нет, не прекратилось, только приняло скрытые формы. Пока статья готовилась к печати, к нам обратился молодой человек по имени Алексей Корниевец, рассказавший такую историю: «Родители выбрали с помощью продавца-консультанта стиральную машину в одном из сетевых магазинов. Стоит такая модель около 17 тысяч рублей. Консультант предложил им заключить договор на программу дополнительного сервиса на 3 года: заплатить ещё около тысячи рублей. Они отказались. Тогда консультант сказал, что они попали под акцию, и эта же ПДС предоставляется им бесплатно, только на два года. Купили они машинку. А когда ее доставили домой, оказалось, что модель вроде бы та же, которую они и хотели, но без дисплея. По паспорту и по чеку модель совпадает. Служба доставки, естественно, никаких претензий не приняла — всё правильно по документам! Выяснилось, что им оформили и привезли совсем не то, что они выбрали. Смотрим в чек — там 15 тысяч 200 рублей за сам товар, а ещё 1800 рублей – за программу дополнительного сервиса, которую они не покупали, и которую им БЕСПЛАТНО отдали якобы по акции».

Способов законного отъема денег у граждан много, поэтому будьте внимательны, не позволяйте навязать себе ненужные услуги!

Екатерина Бабина, ведущий специалист-эксперт Роспотребнадзора по Копейску:

— В статье 16 закона «О защите прав потребителей» сказано, что нельзя обуславливать приобретение одних товаров (услуг) обязательным приобретением других товаров (услуг). Поэтому навязчивые действия сотрудников магазинов «Эльдорадо», «Связной» и «Эксперт» по обязанию потребителей при покупке товаров приобретать дополнительные сертификаты, дающие право на «бесплатное» гарантийное обслуживание (ремонт, а в некоторых организациях и обмен), являются неправомерными. Они могут быть квалифицированны как административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.8. ч. 2 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя). Ответственность за эти действия предусмотрена законодательством в виде штрафа (на юридических лиц от 10 тысяч до 20 тысяч рублей). Конечно, продавец вправе при заключении договора купли-продажи (в том числе и при заключении договора купли-продажи товара в кредит) предложить покупателю дополнительную услугу, необходимость приобретения которой потребитель определяет самостоятельно. Продавец обязан забирать и самостоятельно увозить неисправную технику свыше 5 кг и производить гарантийное обслуживание. В программе дополнительного сервисного обслуживания покупатели, на самом деле, вовсе не нуждаются. Закон «О защите прав потребителя» и так гарантирует нам права на проведение гарантийного ремонта, замену товара, возврат денег и так далее. Причем этими правами обладают все потребители, независимо от того, приобретали они товар за наличный расчет или в кредит.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
18 апреля 2024 18:46 Копейские полицейские оперативно установили и задержали женщину, которая украла деньги у пенсионерки

Напомним, в социальных сетях появилась информация, что женщина совершила кражу у беспомощной пенсионерки, украла пенсию и сбережения. Силой оттолкнула от двери бабушку и проникла в квартиру. ...

18 апреля 2024 17:40 Денис Моисеев возглавит фракцию «Единой России» в областном парламенте

Его кандидатуру единогласно поддержали на очередном заседании Президиума Регионального политсовета партии «Единая Россия», которое провёл заместитель губернатора Челябинской области, первый замест...

Новости СМИ2