16+
05 февраля 2019 10:20

Как тренер чемпиона мира стала комментатором

Накануне нового года отметила юбилей копейская велошкола – одна из лучших спортшкол в стране. А в январе уже свой личный юбилей отпраздновала тренер школы Оксана Курзина. 

Как тренер чемпиона мира стала комментатором
Автор: Алексей Самаев Фото: архив Оксаны Курзиной

Сегодня Оксана Валентиновна – отличник физической культуры и спорта РФ, тренер высшей и судья республиканской категорий, а когда в начале 1970-х маленькая Оксана Вотинцева впервые оказалась еще даже не в седле, а на раме велосипеда, вряд ли она могла представить, что вся ее дальнейшая жизнь будет связана с ним. Девочка родилась в обыкновенной трудовой копейской семье. Мама работала на швейной фабрике, папа был главным энергетиком завода имени Кирова. Старший брат Андрей занимался велоспортом. Во многом глядя на брата, Оксане и захотелось сесть на велосипед. Впрочем, как у многих детей, понимание, чем она хочет заниматься, пришло не сразу. Оксана успела перебрать множество кружков и секций – ходила в художественную школу, занималась в музыкальной. Надо сказать, физкультуру-то она особо не любила, но слишком уж заразительным оказался пример старшего брата. В те годы иметь велосипед, тем более гоночный, считалось очень престижным, а когда на таком велике тебя забирает из садика старший брат – это огромная гордость! 

Учитель и тренер

 

Долгое время тренером Оксаны был Юрий Виноградов. Сейчас рабочие столы Оксаны и Юрия Геннадьевича стоят по-соседству. «Бывает, мы дискутируем, спорим, но в конце концов всегда находим консенсус, – улыбается Оксана Валентиновна. – При этом мы не ссоримся. Это как раз те споры, в которых рождается истина. Предметами споров, становятся, разумеется, темы профессиональные, касающиеся методики тренировок, подготовки к соревнованиям, тактики на гонках. Мы определяем свою точку зрения, исходя из которой работаем дальше. Сейчас мы находимся на таком уровне взаимопонимания, что даже обижаться друг на друга не можем».

 В школе Оксана училась хорошо, успевала заниматься и общественной работой – была председателем совета отряда, комсоргом класса. Правда, в десятом классе из комсоргов девушку «попросили»: спортивные сборы стали занимать столько времени, что совмещать занятия спортом и общественную нагрузку стало невозможно.

Оксана тренировалась, ездила по сборам и соревнованиям, и после десятого класса поняла, что хочет работать тренером. «Других вариантов не рассматривала в принципе, – вспоминает она. – А в тот период, чтобы работать тренером, нужно было сначала приобрести высшее образование. Поэтому пошла поступать в институт физической культуры».

Правда, с первого раза не поступила: плохо отстреляла, выбила 20 очков при необходимых 21. Тогда вступительные экзамены сдавали только после выполнения нормативов по плаванию, гимнастике, легкой атлетике и стрельбе. Девушка пошла работать пионервожатой в школу № 36, параллельно вышла замуж, тоже за велосипедиста, мастера спорта. На следующий год поступила на заочное отделение в пединститут и начала тренировать. Однако семейному счастью помешала трагическая случайность: погиб муж Игорь. Впрочем, имя спортсмена осталось в истории копейского велоспорта: уже 26 лет подряд в городе проводится велокросс его памяти.

Отдавая себя детям

Оксана Валентиновна пришла на тренерскую работу в 1987 году. «Тогда каждый тренер был сам за себя, и готовил спортсменов «от» и «до», то есть от прихода в школу и до выпуска – рассказывает она. – Это порождало множество сложностей: как поехать на соревнования, кого взять и так далее. Со временем пришли к выводу, что лучше работать бригадным методом, когда один тренер передает детей из первого звена в среднее, другой – из среднего в высшее, а дальше с ними занимается уже следующий тренер. При этом каждый специалист дает ребенку то лучшее, что он может ему дать. Это правильно, хотя такая система приживала с трудом. Поначалу тренеры не хотели передавать своих воспитанников коллегам. По-человечески это можно понять, но в целом результаты наших спортсменов говорят о том, что переход на бригадный подряд был правильным решением».

По словам Оксаны Курзиной, для любого тренера всегда самым памятным становится первый набор. «Мой первый набор был 1978 года рождения, плюс в нем еще было несколько ребят 1979 и 1980 года, а самым младшим был Руслан Каюмов – 1981 года, – вспоминает она. – Я очень любила этих ребят. Сейчас им уже по 40 лет, я мало кого из них вижу. Руслан стал дважды призером Первенства мира, тренировался в сборной страны, мы и сейчас периодически общаемся, поздравляем друг друга с днем рождения. Сейчас его жизнь не связана с профессиональным спортом. Ведь основной способ остаться в спорте после завершения спортивной карьеры – стать тренером, а на это способен не каждый. Хотя все наши молодые тренеры – это выпускники нашей школы, и все они в какой-то период были моими подопечными. Тренер – это человек, который постоянно отдает себя детям. Общение с детьми – это постоянный энергообмен, причем далеко не всегда равноценный. Иногда приходишь после тренировки, и ощущаешь себя выжатым лимоном. Эта работа порой забирает очень много энергии».

– Как можно восполнить эту энергию?

– Прежде всего, как и у всех, источник энергии – в доме, в семье. Хотя и говорят, что для тренера работа и семья – это вещи несовместимые, но мой муж – тоже бывший спортсмен, воспитанник Юрий Виноградова, и он хорошо меня понимает и поддерживает. К тому же, я много лет занимаюсь йогой, и она хорошо помогает восстановить душевные силы.


– На первомайских гонках вы выступаете и в роли комментатора. Как встали на этот путь?

– Однажды наш старший тренер, Юрий Ефимович Ивашин, сказал, что нам нужно распределить обязанности, и протянул мне микрофон. Я попробовала, получилось неплохо. Материал, о котором нужно говорить, я знаю, так что теперь комментирую и соревнования в Челябинске, и гонки на Кубок России. Кому-то надо это делать, и получилось, что этим занимаюсь именно я. Хотя любимое занятие, конечно, это работа с детьми. Не комментирование, не работа с документами, а именно с детьми. Меня вдохновляет, когда я вижу, что детям это нравится, когда я не заставляю их через силу, когда сам ребенок стремится заниматься, а я ему только помогаю. Бывает, что ребенок не хочет заниматься, его какие-то обстоятельства заставляют, родители и так далее – как раз работа с такими детьми из тебя тянет энергию. А когда ребенок приходит, и ему это надо, и мне, - тогда все комфортно и хорошо.

–  Как отличаются дети 30 лет назад и сейчас?

– У каждого поколения свои особенности. Раньше говорили «Иди делай уроки, а то гулять не пойдёшь», а сейчас наоборот: «Выключай компьютер и иди гуляй». Гулять теперь – такой вид наказания, потому что на это время ребенок отрывается от компьютера. Понимаете, насколько все в жизни поменялось? На самом деле телефоны, компьютеры, интернет – с одной стороны это очень здорово, с другой стороны, они отучают детей думать. Зачем думать, если все ответы есть в интернете? Дети из-за этого просто деградируют, они перестают просто шевелить мозгами, не умеют выстраивать элементарные логические цепочки, таблицу умножения не знают в старших классах. Умеют только нажимать на кнопочки, набирать буковки и фотографироваться. Это очень сильно заметно. Поэтому, когда у нас на тренировке ребенок почти в любую погоду проводит два часа на свежем воздухе, общается с другими ребятами, - это здорово и очень необходимо. Не только умственно, но и физически дети перестали себя нагружать, они такие комнатные мимозки. А ведь парни – они должны быть воинами, не должны бояться снега или дождя, им надо уметь преодолевать трудности, выводить себя из зоны комфорта. Когда мне дети говорят: «Вчера было холодно, и меня на тренировку мама не пустила», при том, что парню уже 15 лет, а живет через три дома от школы, я этого не понимаю. Или когда говорит «У меня был день рождения, мне было лень». О чем это говорит? Каким он мужчиной вырастет? Все-таки спорт воспитывает мужчин.

Школа жизни

– Но ведь спорт это не только преодоление внешних условий, это прежде всего борьба с собой, с болью, с ленью и так далее?

– Новые гаджеты, новые технические возможности порой порождают у молодых людей иллюзию,  что возможно добиться результатов, не прикладывая усилий. Копейская велошкола ведь – школа олимпийского резерва, и мы тренируем детей, ориентируясь на конкретный результат. Умение ставить цели и достигать их – это очень важно. Даже если у ребенка не самая большая цель, например, не стать чемпионом страны, а выполнить норматив кандидата в мастера спорта, он все равно идет к этой цели, добивается  ее, и это очень важно в жизни. Уже став взрослым, он будет знать, как поставить цель, как пройти по ступенькам для ее достижения и добиться желаемого. Алгоритмы, которые ребенок выстраивает в спорте, - те же самые, что и в жизни в целом, и в этом плане спорт – это школа жизни. Понятно, великими спортсменами станут единицы. Закалка – я говорю даже не о физической закалке, а о моральной – она остается на всю жизнь. Про физическую я уже не говорю, учитывая, что здоровых детей сейчас практически нет. Разумеется, занятия спортом укрепляют организм, а занятия, в основе которых лежит научная основа, как у нас – тем более. Занятия чередуются: катание на велосипеде, на лыжах, силовые тренировки, - у нас есть учебные планы, по которым мы работаем, причем эти планы постоянно совершенствуются. Есть хороший инвентарь, созданы прекрасные условия. При этом занятия в нашей школе – бесплатные. Но существует такой парадокс – многие не ценят то, что бесплатно, предпочитают тратить серьезные деньги на занятия в платных секциях. При этом у нас у семи тренеров высшая категория, что говорит о высочайшем уровне школы.


– Вы считаете у вас благодарная работа?

– С возрастом я пришла к пониманию, что никто никому ничего не должен. Я просто делаю то, что считаю правильным исходя из своих жизненных принципов, и пусть дальше свершится то, что будет.

– Вы говорите, что спорт учит ставить цели и реализовывать их. А перед собой вы сейчас какую цель ставите?

– Много лет у меня была такая цель – воспитать чемпиона мира. В прошлом году наш Дмитрий Мухомедьяров стал чемпионом мира, и теперь я нахожусь в поиске новой цели, и это тоже интересно.

– Но тем не менее, вы счастливы, что жизнь связала вас именно с велоспортом, с профессией тренера?

– Я стараюсь не останавливаться: учусь на инструктора по йоге, много езжу по стране и за рубежом, у меня растет любимый внук, я занимаюсь любимым делом, с удовольствием хожу на работу, хотя она занимает очень много времени. Словом, я развиваюсь, нахожусь в постоянном движении, и думаю, что вполне могу назвать себя счастливым человеком.  За это я благодарна людям, которые меня окружают, и особенно коллективу нашей школы, с которым я работаю. Находясь в таком коллективе, ты все время стремишься вперед, к новым вершинам и новым победам.



Эльвира Хайруллина пришла на занятия к Оксане Курзиной в пятом классе. Сейчас она – член сборной команды страны, многократная чемпионка России.


«Оксана Валентиновна мой первый тренер, – говорит Эльвира. – Она очень добрая. Несмотря на то что иногда критикует деток, эта критика всегда по делу. Оксана Валентиновна постоянно пытается разнообразить наши тренировки, с ней очень интересно тренироваться. Она очень отзывчивая и готова дать совет не только в спортивной деятельности, но и в жизни. В сложной ситуации я всегда подойду к ней посоветоваться, как мне поступить. После каждой моей травмы она меня всегда поддерживает и подбадривает, в любой ситуации подскажет, что делать. Я очень уважаю и люблю этого человека, и я знаю, что многие придерживаются о ней такого же мнения». 


Ранее по теме:
На Кубке мира Губерниев рассказал россиянам о Копейске и «Копейском рабочем»


Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
19 апреля 2024 14:00 Светлана Логанова: «На следующей неделе копейчане получат выплаты»

 Администрация города выплатит компенсации людям, которые пострадали из-за аварии на коллекторе. Сегодня временно исполняющая обязанности главы Копейского городского округа лично посетила место п...

19 апреля 2024 13:36 Ветераны и бойцы СВО успешно прошли тестирование программы «Время героев»

Новый проект начал работать в России по поручению президента Владимира Путина. О его старте глава государства объявил в феврале 2024-го во время обращения к Федеральному собранию.

Новости СМИ2