16+
25 марта 2019 10:22

Анатолий Бароненко: Коммерциализация образования - большей пошлости придумать нельзя

Почему нельзя переводить ребенка на домашнее обучение, чем плоха коммерциализация средней школы, что плохого делает с ребенком компьютер и где разместить всех учеников? О тенденциях современного среднего образования рассказал директор копейской школы №1 Анатолий Бароненко.
Анатолий Бароненко: Коммерциализация образования - большей пошлости придумать нельзя
Автор: Людмила Баннова Фото: school1.org
В образовании нет единой системы

Я глубоко убежден, что современное образование носит синкретический характер, то есть в нем сочетаются элементы, которые не образуют единой системы, которые механически соединены в одно целое. Эти элементы принадлежат к двум идеологиям:

С одной стороны – либеральная идеология, требующая демократизации школы, сотрудничества учителей и учеников, в воспитательной работе – индивидуализм, а также постоянное внедрение инноваций и абсолютизации личностно-ориентированного подхода.

С другой стороны – консервативные тенденции: это традиционное воспитание в коллективе и через коллектив, практическая направленность обучения, воспитание патриотизма.

Механическое соединение принципов либерализма и консерватизма делает плохо управляемой всю систему образования.

Что качается воспитательной работы – здесь еще сложнее. Она строится обычно вокруг государственной символики, которая носит разнородный характер. Имперский герб, демократический флаг, а также коммунистический гимн. Они, как лебедь, рак и щука, тянут воспитательный процесс в разные стороны, и вместо патриотического воспитания выходит эгоизм и космополитизм.

Нам надо понять, что в воспитательном процессе личностно-ориентированный подход не может иметь самодавлеющее значение. Он должен быть подчинен социально-ориентированному подходу. Не стоит обвинять известного педагога Макаренко в том, что он был педагогом тоталитарной власти, а стоит модифицировать его идеи в сооствествии с новыми условиями.

Воспитание молодежи в коллективе и через коллектив в наибольшей степени соответствует соборности как черте российской ментальности.

Коммерция разрушит школу

В инновационной либеральной традиции в нынешней образовательной системе требуется постоянная инициатива, чего быть не может и не должно. Инновации определяются скачком в результате консервативного эволюционного развития. Инновация должна вписываться в существующие традиции, которые являются основой любой культуры, в том числе и педагогической. Они не должны разрушать эту культуру, и педагогический опыт показывает, что новация тогда играет положительную роль, когда она сама становится традицией. Результатом либерального воздействия является идея коммерциализации школы и введение понятия образовательной услуги.

Цитата: «Не знаю, кто из чиновников это придумал, но большей пошлости придумать нельзя».

Коммерциализация разрушает общее образование, как в значительной степени разрушает высшую школу. Сейчас выпускники вузов имеют знания далеко не такие, как были раньше, в советских институтах. Заплатив деньги за обучение, студент сейчас знает, что ему все равно поставят оценку. Я также работаю и в высшей школе и могу сказать твердо – коммерциализация на пользу образованию не пошла.

В случае коммерциализации развалится и среднее образование. Знания в истории России никогда не были услугой, они всегда были чем-то разумным, добрым, вечным. А стремление перевода школы на образовательные услуги – это попытка частично сбросить содержание школы с «плеч» государства на плечи родителей.

На что живет школа

В Копейске на хозяйственное содержание школы средства не выделяются, кроме коммунальных платежей или работ по целевому направлению. А где брать деньги на реализацию все более увеличивающихся требований? Сейчас требуют, чтобы школы оборудовали все необходимое для обучения инвалидов-колясочников. Необходимо обеспечить заезд в школу, построить лифт, отдельные туалеты и места в классных комнатах и столовой. Где достать средства на эти цели – пусть думает директор.



Самая большая проблема школ центра Копейска состоит в том, что объемы жилья увеличиваются, а учить детей негде. Мы работаем в две полных смены, плюс обеспечиваем фактически в третью смену внеурочную деятельность. Управление образования бьется над вопросом – как разработать проектно-сметную документацию, чтобы построить дополнительные корпуса в школах еще на 500 мест. Но пока учить ребят просто негде. По новым СНиПам такое здание, как наше, рассчитано на 350-400 детей. У нас их почти 1200. Единственное решение, которое есть сейчас, это возить всех детей в поселковые школы. Я думаю, что в ближайшие годы вопрос пристроев к школам центра Копейска решен не будет – финансовое положение и в области, и в стране, не говоря уже о городском бюджете, - очень сложное.

Я работаю директором школы почти 52 года и должен сказать, что когда во главе была не администрация, а горком КПСС, порядка было больше. В те годы было организовано шефство над школами, и я помню, первый секретарь Горкома КПСС Худяков В.С. распекал директоров заводов Кирова и Пластмасс за недостаточно активную шефскую работу. Вопросы шефства регулярно заслушивались на заседании бюро Горкома КПСС 60-70-х годов. И в то время ежегодно в Копейске сдавали под ключ по две школы.

Если почитать материалы Челябинского обкома КПСС времен Великой Отечественной войны, то даже там обсуждались вопросы о строительстве детских садиков и школ.

Домашнее и дистанционное обучение не даст знаний и негативно повлияет на психику

Под влиянием либерализма в образовании появляется разнообразие форм обучения. Разрешено и домашнее обучение, но ребята все равно должны приходить и сдавать материал по программе. У нас в школе на домашнем образовании занимаются два человека. Но хочу предупредить родителей – не делайте этого, так как твердых знаний у ребенка не будет.

И еще – самая большая опасность – дигитальная революция и дигитализация образования – перевод образования в цифровую плоскость. Ученые бьют тревогу – человек, его эмоции теперь воспринимаются как набор цифр и молодые люди все больше переходят из реального мира в виртуальный. Это уже сказывается на психике.
Сейчас в стране работает принцип удешевления образования. Зачем держать профессоров в вузах, учителей в школах, когда деятельность ученика будет контролироваться тьюторами-консультантами, а знания будут приобретаться с помощью компьютера и оцениваться им же. На мой взгляд это очередная глупость, которую придумали чиновники лишь для удешевления процесса.

Для того, чтобы учиться самостоятельно через компьютер, нужна сильная воля. Если нет ежедневных требований со стороны учителя, такую волю ученики проявлять не будут. Кроме того, и в учебном, и в воспитательном процессе велика роль личности учителя. Как говорил Ушинский, личность может воспитать только другая личность. Таковы те негативные тенденции, которые имеют место в современном образовании в связи с его модернизацией.

Мы в истории России всегда вынуждены идти по пути догоняющей модернизации. Это неорганическая модернизация, которая обусловлена вызовом более передового Запада. В истории России модернизация всегда шла на основе социокультурной инверсии, то есть прогресс имел парадоксальное развитие на базе консервативных идей. И нам нужно не отрицать опыт дореволюционной России и советской школы, а на их основе решать новые задачи, чтобы соединить их не механически, а органически вписать в традиции. А для этого стоит сто раз подумать.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
18 апреля 2024 15:45 Копейчане получили высокие награды от губернатора

 Губернатор Челябинской области Алексей Текслер наградил жителей Копейска, Аши, Магнитогорска, Южноуральска и Сосновского района государственными и региональными наградами.

18 апреля 2024 14:45 Со смыслом: в Челябинске «Уникальные люди» запустили свой бренд одежды

Создатели бренда одежды bosoy – Татьяна Чеширская, руководитель сообщества людей с алопецией «Уникальные люди» в УрФО, и Екатерина Галла, куратор проекта в Екатеринбурге. Бренд – нечто большее, че...

Новости СМИ2