18+

Пять великих «жен» Дмитрия Когана

24 Сентября 2013 8:32 - автор Юлия Айрих Источник фото: Дмитрий Согрин
Бесценные скрипки звучали в Копейске
Пять великих «жен»  Дмитрия Когана
Пять великих скрипок – пять разных голосов. Уникальную возможность услышать инструменты, которые специалисты всего мира по праву считают бесценными реликвиями, получили копейчане, которые пришли на концерт маэстро Дмитрия Когана в минувший четверг.

В зале ДК имени Кирова не было ни одного пустующего места: послушать скрипичный концерт пришли не только профессиональные музыканты, но и просто ценители классической музыки. Такая возможность у них появилась благодаря тому, что в Челябинской области при поддержке губернатора проходил третий международный фестиваль «Дни высокой музыки на Южном Урале», — билеты на концерт стоили до неприличия дешево, около 200 рублей. Дмитрий не только продемонстрировал возможности скрипок, созданных великими мастерами Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Вильомом, но и рассказал о каждом инструменте.

Инструменты маэстро представлял не по дате их изготовления, а, видимо, руководствуясь силой и тембром голоса каждой скрипки. Первой зрители услышали звук инструмента мастера кремонской школы Амати, на которой Дмитрий Коган исполнил мелодию Чайковского. Музыкант охарактеризовал голос инструмента как «не очень большой». Однако без вмешательства каких-либо усиливающих звук устройств скрипку Амати было прекрасно слышно в фойе дворца за закрытыми дверями. Дмитрий Коган отметил, что звук инструмента Амати, возраст которого составляет более 500 лет, приближен по своей выразительности к человеческому тембру сопрано: он нежный и звонкий.

Далее право голоса дали инструменту мастера еще одной итальянской школы, лучшего ученика Антонио Страдивари — Джованни Батиста Гваданини. Он не только вложил в свое творение все лучшие традиции, полученные от мастера, но и смог дать своим скрипкам особый голос, который отличается исключительной глубиной.

Знаменитый инструмент мастера Страдивари «вышел» на сцену третьим. Дмитрий Коган рассказал, что «детища» Страдивари звучат совсем по-особенному: звуки этого инструмента буквально излучают радость, счастье. На голоса скрипок наложила свой отпечаток судьба Страдивари, который дожил до глубокой старости — до 93 лет, его жизнь была счастливой. До наших дней дошло более 600 инструментов великого мастера, возглавившего итальянскую школу смычковых инструментов.

А вот судьба самого яркого и дорогостоящего инструмента коллекции — мастера Джузеппе Гварнери, оказывается, не столь лучезарна. И это тоже связано с биографией его создателя.

— Дело в том, — пояснил Дмитрий Коган, — что скрипки Гварнери опередили свое время. Тогда концерты давали в небольших залах, поэтому от инструментов не требовалось сильного звука. Гварнери же создал необычайно сильный инструмент, звук которого подчинен необычной форме скрипки, тщательно проработанным изящным деталям.

Мастера не оценили при его жизни. Он умер в тюрьме, будучи бедным и всеми забытым, когда ему было всего 40 лет. Скрипки, которые он изготавливал в заключении, надзиратели меняли на вино и мелкую монету. Этим объясняется, что до наших дней дошло так мало его работ. А те редкие экземпляры, которые сохранились, стоят баснословных денег. Оценили голоса творений Гварнери только через сто лет, когда концерты стали даваться в больших залах. Тут-то ценители и «расслышали», что не признаваемые ими ранее инструменты обладают поразительной мощью, теплотой и звучностью тона. Копейчанам эта скрипка понравилась больше всех. Дмитрий Коган выяснил предпочтения аудитории с помощью нехитрого голосования – поднятия рук вверх.

Единственная француженка на концерте — скрипка работы Жана-Батиста Вильома. Ее голос очень выделяется на фоне других инструментов — он не такой самобытный, но зато очень «чеховский». Именно под такое звучание, думается, незаметно рушились судьбы, разбивались жизни героев пьес.

Прав был маэстро, когда заявил, что рассказывать о звучании каждого экспоната коллекции — бессмысленная трата времени, их надо слышать. У каждой скрипки есть свой репертуар, который наиболее широко раскрывает диапазон звучания каждой из них, и это зрители смогли услышать в ходе концерта. В финале выступления Дмитрий Коган исполнил «Карнавал» Паганини, в котором поочередно сыграл на всех пяти скрипках.


СКРИПИЧНЫЙ ЭКСКЛЮЗИВ

После концерта маэстро дал мини-интервью местным журналистам, которым не удалось увидеть великие инструменты близко, поскольку их мгновенно после завершения выступления упаковали в специальные чехлы. Дмитрий сразу же заявил, что ответит только на пять вопросов представителей СМИ. И после того, как прозвучал первый, заметил:

— Поищите ответы на общие вопросы в интернете сами. Я готов ответить только на оригинальные вопросы.

— Дмитрий, сегодня на концерте мы убедились, что у каждой скрипки есть не только свой голос, но и уникальный характер. Бывает ли так, что даже вы, опытный маэстро, не можете предугадать, как зазвучит тот или иной инструмент сегодня?

— Эти скрипки я называю своими «женами». Их пять, а я один, такой вот «многоженец». Когда я «изменяю» им друг с другом, они показывают свой характер, «ревнуют» меня. Поэтому у каждой из них действительно есть свой нрав, который они периодически мне показывают.

— А можете назвать имя «любимой жены»?

— Не скажу. А то они еще больше обидятся, они ведь меня сейчас слышат (оборачивается в сторону стола, на котором лежат инструменты).

— Дмитрий, когда вы были маленьким, вы мечтали подержать в руках такие великие скрипки?

— Мечтал, конечно, но не думал, что мои смелые мечты сбудутся. Жизнь вообще непредсказуемая штука.

— Выступая в разных городах Челябинской области, почувствовали ли вы особенности каждой аудитории?

— У каждого зала, у каждого человека есть свои отличительные признаки. Это совершенно нормально. У вас мне тоже понравилось, здесь теплая публика. Зал очень хороший, а вот рояль я бы по возможности рекомендовал заменить для проведения будущих фестивалей, он у вас староват.

— Практикуете ли вы выступления с местными ансамблями скрипачей? У нас в городе, к примеру, есть замечательный ансамбль «Виолини»…

— Нет, не потому, что не хочу. А потому что даже на работу с федеральными оркестрами у меня нет времени. Каждый день я даю по концерту, постоянно в разъездах, перелетах. В Магнитогорске я сильно простудился, но все равно отыграл уже пять концертов, ни одного не отменил. Четыре дня я был болен достаточно сильно, сегодня чувствую себя чуть лучше.

— А ваше простуженное состояние сказывается на голосах скрипок?

— Никоим образом. Ведь настроение у меня отличное!

— Спасибо за интервью. Выздоравливайте!

Дмитрий, будучи человеком принципиальным, отказался подписать для поклонника пластинку своего деда:

— Я не могу ставить свою подпись на том, что мне не принадлежит. Это мой принцип. Свой диск подпишу с удовольствием!


Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

  • Воплощаем ваши детские мечты. Обучение элементам хоккея
  • Челябинцы встретили Алексея Навального криками "националист"!
  • Еще одно ДТП с участием скорой
  • Главред «КР» вручила губернатору фото Уилла Смита
Материалы рубрики

Новости