16+
23 ноября 2010 08:56

Ничего на свете лучше нету, чем верстать любимую газету!

Каким образом фотоснимки, рекламные блоки и написанные журналистами тексты обретают привычный читателям вид? Компоновка газетных страниц - дело рук ответственного секретаря и оператора верстки. Ответсек выстраивает макет будущей газеты, а верстальщик на компьютере заполняет этот макет. А раньше, когда технический прогресс не шагнул так далеко, процесс рождения газеты намного сложнее.
Ничего на свете лучше нету, чем верстать любимую газету!
Фото: Татьяна Нечаева Описание: Оператор верстки Светлана Нестерова и ответственный секретарь Дмитрий Согрин
Еще каких-то два с небольшим десятилетия назад для выпуска городской газеты использовалась так называемая высокая печать. Теперь-то мы понимаем, что печать эта была не особо «высокой», хотя по сравнению с ручным набором текстов можно было ее назвать и так.
До 1990 года редакция располагалась на улице Ленина, 20. Городская типография, где печаталась газета, — строго напротив, через дорогу. Туда и уносились набранные на печатной машинке тексты статей и макеты газетных полос.
В линотипном цехе тексты отливались на специальных машинах построчно из сплава свинца с чем-то. Свинцовые гранки укладывались на железный лист, что-то вроде противня. Весил он вместе с набором килограммов тридцать и поднимался на лифте в наборный цех, где над ним принималась колдовать метранпаж. Сверяясь с макетом, укладывала в страницу-противень тексты, расставляла свинцовые линейки и вручную набирала заголовки опять же из свинцовых буковок. Рассыплешь по неосторожности строчки – собрать их в текст практически нереально, придется отливать набор по новой (и такие случаи были). Да и макеты ответственному секретарю надо было рисовать с максимальной точностью, потому что сокращать «хвосты» и заполнять «дыры» на сверстанной полосе, учитывая тогдашнюю технологию допечатной подготовки, было делом хлопотным. А чтобы исправить в слове одну маленькую ошибочку, приходилось вновь отливать полностью строку.
Довольно часто случалось, что, подписывая в печать уже сигнальный номер газеты, дежурный редактор обнаруживал существенную «очепятку» и бежал в типографию к печатнику Ващенко, который уже «накрутил» на печатный барабан отлитые из металла полосы: «Василий Семенович, поковыряй, пожалуйста, вот эту буковку». Тот ворчал и возмущался, но неизменно брал в руки шило, надевал очки и хмуро спрашивал: «Ну, где там ваша буковка?». Пусть уж лучше читатель думает, что при печати на это место попала стружка…
Кстати, о стружках. Они и в самом деле ненароком попадали на текст при печати, иногда в самом неподходящем месте. Мне, Людмиле Гейман, вспоминается такой случай. В передовице на первой полосе проклятая стружка угодила прямо на святую аббревиатуру КПСС, смяв две буквы, и получилось: «городской комитет \\СС призывает…». Редактор получил выговор, правда, устный.
То ли дело сейчас: ошибка в наборе устраняется одним нажатием клавиши компьютера, при верстке оператор ПК может без особого труда «поджать» или «растянуть» текст, а прочитанные и исправленные газетные полосы выводятся из специального принтера на тонюсенькую кальку и передаются в наш печатный цех. Красота! Правда, случаются и накладки. Отвлекся оператор, нажал не на ту клавишу, не успев сохранить в памяти компьютера сверстанный макет, – а он, коварный, и исчез. Приходится верстать заново. Но такое бывает редко. А «очепятки»… Что ж, они и сегодня есть, ведь мы же все-таки люди, а не машины.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
28 марта 2024 16:23 В Копейске началась уборка территорий

 В период таяния снега общественные пространства заполняются мусором, который до этого времени был скрыт под сугробами.

28 марта 2024 15:00 Развитие тепличного овощеводства: инновации и государственная поддержка

 С начала текущего года в теплицах было выращено 258,7 тысяч тонн овощей и зелени, что на 2,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (252,7 тысяч тонн).

Новости СМИ2