И.о. прокурора города: воспрепятствование предпринимательству наказуемо

24 Октября 2016 15:27

Уважаемые копейчане!

В целях привития жителям города уважения к закону, преодоления правового нигилизма, прокуратурой города в тесном контакте с органами государственной власти и общественными объединениями, средствами массовой информации, на системной основе проводится работа по правовому воспитанию и просвещению населения.

Результатом такой работы, помимо прочего, является выработка у членов общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспитание у них навыков пользоваться конституционными правами и гарантиями и эффективно отстаивать их.

С учетом состояния законности в сфере предпринимательской деятельности, выявления в 2015 и 2016 годах прокуратурой города и другими правоохранительными органами преступлений коррупционной направленности, в совершении которых обвиняются, в том числе должностные лица администрации Копейского городского округа, а также, принимая во внимание, что значительной частью аудитории данного сайта являются субъекты предпринимательской деятельности, прокуратура города полагает уместным разместить здесь информацию по вопросу противодействия воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что злоупотребляя служебными (должностными) полномочиями с целью получения выгоды имущественного характера, получения взяток, виновные лица органов государственной власти и местного самоуправления, чаще всего действуют в интересах субъектов предпринимательской деятельности, предоставляя им не основанные на законе преференции при выборе их в качестве подрядчика по исполнению государственных и муниципальных контрактов, предоставлению в аренду земельных участков и муниципальной собственности.

Здравый смысл подсказывает, что лоббирование интересов одних субъектов предпринимательской деятельности должно быть сопряжено с ограничением законных прав и интересов остальных участников соответствующего сегмента рынка.

Между тем, в 2015 и 2016 годах сообщений о преступлениях, связанных с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности работниками органов государственной власти и местного самоуправления, в правоохранительные органы города не поступало, уголовные дела о таких преступлениях не возбуждались и не расследовались.

Дополнительными условиями, способствующими латентности (от лат. latentis – скрытый, невидимый) преступлений рассматриваемой категории являются отсутствие в обществе сформировавшегося антикоррупционного мировоззрения, которое не позволяло бы предпринимателям замалчивать ставшие им известными факты воспрепятствования их законной предпринимательской деятельности со стороны работников органов государственной власти и местного самоуправления, а также недостаточная правовая осведомленность предпринимателей, интересы которых нарушены такими преступлениями.

В связи с изложенным, прокуратура города полагает необходимым разъяснить, что воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности запрещено ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, квалифицируются по части второй указанной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК), предусматривающей более тяжелое наказание.    

Необходимо отметить, что права и законные интересы добросовестных субъектов предпринимательской деятельности охраняются основным законом - Конституцией Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Так, ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, важнейшей разновидностью которой является предпринимательская деятельность. Статья 34 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации все граждане и юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК) посягает на общественные отношения, обеспечивающие свободный выбор сферы и вида экономической и иной деятельности, их организационно-правовых форм, а также дальнейшее свободное ее осуществление, исключающее не основанное на законе вмешательство должностных лиц в деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций). При этом страдают также и интересы службы в органах государственной и исполнительной власти и органах местного самоуправления.

В ч. 1 ст. 169 УК установлена ответственность за ряд деяний, объединенных общим понятием «воспрепятствование», которые могут совершаться должностным лицом в следующих формах.

Неправомерный отказ в государственной регистрации. Под отказом в регистрации следует понимать несовершение должностным лицом действий, которые заключаются в принятии решения и в последующем включении в государственные реестры сведений о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица (организационно-правовая форма, сведения об учредителях и др.) либо о внесении в реестр сведений об индивидуальном предпринимателе.

Государственная регистрация должна быть произведена не позднее 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. По истечении этого времени и несовершении предписанных законом действий данный вид воспрепятствования предпринимательской или иной деятельности будет считаться оконченным.

Отказ в выдаче лицензии заключается в несовершении должностным лицом лицензирующего органа надлежащих действий, направленных как на принятие решения о выдаче лицензии, так на ее продление или переоформление. Лицензия представляет собой специальное разрешение на конкретный вид деятельности, которая должна осуществляться с соблюдением лицензионных условий и требований. Лицензия выдается как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.

Лицензирующий орган должен принять решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в установленный в законе срок. Если по истечении этого времени не была выдана лицензия, то преступление считается оконченным.

Уклонение от регистрации или выдачи лицензии может совершаться как в форме бездействия, так и действия, направленного на создание всевозможных препятствий заявителю. Бездействие будет иметь место в том случае, когда должностное лицо регистрирующего органа в течение отведенного для этого законом времени не совершает надлежащих действий по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя либо не принимает решение об отказе в регистрации.

Уклонение в форме действия заключается в предъявлении к субъектам требований, не вытекающих из закона, как обязательных условий для осуществления регистрации или выдачи лицензии. Например, просьба представить документы, которых нет в перечне необходимых, уплатить дополнительную пошлину, оказать спонсорскую помощь и т.п.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы заключается в запрете без достаточных на то оснований совершать определенные действия или заниматься некоторыми видами деятельности. В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица нарушает ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая провозглашает недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, гарантирует свободу договора, осуществление гражданских прав своей волей и в своем интересе. Под ограничением самостоятельности или иным незаконным вмешательством следует понимать любые действия, заключающиеся в ущемлении перечисленных прав. Вместе с тем следует иметь в виду, что отдельные законы могут содержать специальные ограничения.

В заключении прокуратура города обращает Ваше внимание, что при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности, основные усилия прокуроров, в соответствии с требованиями соответствующего приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, должны быть акцентированы на пресечении действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности; соблюдении прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля; выявлении и устранении фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства (с привлечением уполномоченных антимонопольных органов); противодействии рейдерским захвата; рассмотрении заявлений и иных обращений хозяйствующих субъектов.

В случае, если Ваши права, как субъекта предпринимательской деятельности нарушены, по Вашему мнению, работниками органов государственной власти или местного самоуправления, Вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в прокуратуру города, которое может быть принято у Вас лично в рабочие дни с 9 до 18 часов (в пятницу с 9 до 16:45), либо направлено нам по почте на адрес 456600 г. Копейск, пр. Коммунистический, 39-а прокуратура г. Копейска.   


И.о. прокурора города советник юстиции В.С. Силаев

Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

Материалы рубрики

Новости