16+
02 февраля 2017 14:59

Прокуратура разъясняет изменения в законодательстве РФ в сфере надзора за осужденными, являющимися инвалидами

         Современное уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, являясь частью общей правовой системы, с учетом вызовов современности, требований общества, экономической стабильности государства, подвергается реформированию, как и большинство отраслей права.

          Данная статья посвящена информативному обозначению и разъяснению проблем законодательного регулирования вопроса отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, являющимися инвалидами. О важности данной проблематики свидетельствует то обстоятельство, что в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295, (далее по тексту «Правила») данному вопросу посвящен целый раздел. При этом, в «правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений», действующих до 07.01.2017, данный вопрос подробной регламентации не имел.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, вступившие в силу с 07.01.2017 года, вобрали в себя не только закрепленные в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации положения, но и определили, что «обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (п. 192«Правил»).

          В соответствии с требованиями ст. 3.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности.

          В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 98 УИК РФ осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение при инвалидности.

          Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ставит целью государственного регулирования вопросов, связанных с социальной защитой инвалидов в Российской Федерации -   обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

          О регламентации реализаций положений, закрепленных в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, свидетельствует то, что законодателем в «Правилах» указано на порядок привлечения осужденных, являющихся инвалидами, к работам (п. 27 «Правил», ст. 103 УИК РФ, ст. 106 УИК РФ), получение осужденными инвалидами посылок, передач (п. 104 «Правил», ст. 90 УИК РФ) и т.д.

          Следует отметить, что «Правила» устанавливают определенные новеллы, которые направлены на улучшение условий отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными инвалидами. Так, законодателем в «Правилах» установлено, что размещение осужденных-инвалидов первой и второй групп в отрядах, для проживания осужденных, осуществляется на первых этажах зданий. На администрацию исправительного учреждения, возложена обязанность обеспечить осужденным, указанной категории, возможностью к соблюдению правил внутреннего распорядка, в том числе с технической точки зрения. При этом, осужденным-инвалидам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, предоставлено право самостоятельно решать вопросы об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видами реабилитации. Осужденные инвалиды могут иметь при себе технические средства реабилитации, в том числе при водворении в ШИЗО, переводе в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, а вес технических средств реабилитации не входит в общий вес вещей и предметов, которые могут иметь при себе осужденные. Осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, при наличии медицинских показаний обеспечивается возможность ежедневной помывки.

          Новые «Правила», регламентируя порядок отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными инвалидами, являются одним из инструментов реализации Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в целом в указанном вопросе. При этом, права осужденных – инвалидов, закрепленные на законодательном уровне в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, иных нормативно-правовых актах данной отрасли права, не отраженные в «Правилах», остаются также действующими, так как их определенная часть  не требует каких-либо разъяснений в «Правилах» по порядку их реализации в целом. (Например: приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости ст. 88 УИК РФ; коммунально-бытовое обеспечение осужденных ст. 99 УИК РФ; зачисление денежных средств на лицевой счет осужденного ст. 107 УИК РФ; основание освобождения из мест лишения свободы ст. 172 УИК РФ, ст. 175 УИК РФ и т.д.).

          Следует отметить, что часть новелл по указанному вопросу, имеющихся в «Правила», в исправительных учреждениях Челябинской области на практике, учитывая требования Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имели свое применение еще до вступления в законную силу «Правил». (Например, речь идет о размещении осужденных инвалидов первой, второй групп в зданиях, где расположены отряды осужденных).

 

 

Старший помощник Челябинского прокурора
по надзору за соблюдением
законов в исправительных
учреждениях
юрист 1 класса                                                                                          А.Н. Дунаев

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
28 марта 2024 15:00 Развитие тепличного овощеводства: инновации и государственная поддержка

 С начала текущего года в теплицах было выращено 258,7 тысяч тонн овощей и зелени, что на 2,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (252,7 тысяч тонн).

28 марта 2024 14:00 Покупаем своё: выбор российских потребителей

 За последний год 64 % россиян стали чаще приобретать отечественные товары, причём 41,8 % из них начали делать это значительно активнее.

Новости СМИ2