Лучшая копейская велосипидистка планирует добиться новых спортивных побед
Она, как и многие девушки, любит вышивать бисером, ходить по магазинам, заниматься маникюром, но значительно большее время у нее занимают тренировки, сборы и соревнования. На днях Эльвира и несколько других копейских велосипедистов под руководством тренера Юрия Виноградова отправились на сборы в Краснодарский край, через месяц она на пару недель вернутся домой, а затем спортсменка улетит на Чемпионат Европы. Перед поездкой с чемпионкой России пообщался журналист «Копейского рабочего».
Нашла свое
– Я занимаюсь велоспортом с десяти лет, - рассказывает Эльвира. – Родители решили записать в секцию мою сестренку, она на два года старше. Она физически развитая была, а я такая маленькая, худенькая, и меня туда отдавать не хотели. Но в велошколу записались мои подружки, рассказали об этом мне, и я тоже захотела. Может быть, сказалось и то, сестру записали в школу, у нас в детстве с ней было своего рода соперничество. Так и началась моя веложизнь. Алена – моя сестренка – ходила в велошколу года три, потом ушла. А две девочки из тех, с кем я тренировалась в то время, сейчас сами тренируют.
Эльвира, как и другой титулованный копейский велогонщик Геннадий Татаринов, живет в поселке 201-й шахты. Может, есть что-то в поселке, что позволяет расти здесь будущим спортсменам?
Вообще, до велоспорта будущая спортсменка много чем занималась - ходила и в брейк-данс, и в бальные танцы, и в русские народные, посещала различные кружки, но нигде не задерживалась дольше, чем на месяц, и пробовала что-то новое.
– Как-то надоедало, не мое, наверно, было, - размышляет Эльвира. – Мне мама все время говорила: «Вот опять сейчас месяц-два позанимаешься и уйдешь». Но в велошколе, я, видимо, нашла свое. Сейчас, когда у нас после завершения сезона начинается отдых, я уже скучаю по тренировкам, по сборам. Я уже полжизни этим занимаюсь, и ощущаю себя в тяжелом тренировочном ритме абсолютно комфортно.
Говорят, на любом пути самый важный шаг – первый, от того, каким он будет, зависит и то, как человек пройдет всю дистанцию. Для Эльвиры начало ее длинной жизненной велодорожки сложилось удачно благодаря замечательным наставникам.
– Мой первый тренер – Оксана Валентиновна Курзина, - рассказывает девушка. – Я ее сразу очень полюбила. Ее тренировки сами по себе были интересными, разнообразными. Мы не только на велосипедах ездили, но и бегали, играли в разные игры. Она старалась как-то увлечь ребят, чтобы им было интересно заниматься. Ну и с первыми успехами заниматься спортом становилось все интереснее, ведь если у тебя что-то получается, появляются результаты, это мотивирует на еще более высокие достижения. Кроме того, начались поездки на соревнования, что тоже повышало мотивацию к занятиям.
С шоссе – в горы
Был в карьере Эльвиры Хайруллиной момент, когда она могла покинуть спорт, и этот момент длился целый год.
– Каждые выходные в спортшколе проводились соревнования между разными группами – воспитанниками разных тренеров, – продолжает рассказ чемпионка. – Я показывала результат и принимала участие в состязаниях более высокого уровня – региональных, межрегиональных турнирах. Понятно, не везде получалось выигрывать, но и поражения тоже могут послужить стимулом для повышения своих результатов. Были, конечно, и провалы, была перетренированность*. Я тренировалась с другой командой, со сборной по шоссейным гонкам, и увлеклась, что ли, давала себе такую нагрузку, что перебрала, и очень долго выходила из этого состояния. До такой степени перетренировалась, что врачи сказали, что я больше не смогу показывать высоких результатов.
После этого я переквалифицировалась из шоссейных гонок на маунтинбайк. Мы с тренерами договорились, что если не получится в этой дисциплине, я уйду из велоспорта. Однако все получилось, и до сих пор я занимаюсь.
Маунтинбайк отличается от шоссейных гонок даже велосипедами. «Шоссейник» имеет закругленный руль, а велосипеды для маунтинбайка имеют прямой руль и более толстые колеса. И трассы для горного велосипеда своеобразные, они предусматривают разного рода препятствия, спуски, подъемы. На шоссе практически неизменная трасса, а в маунтинбайке трасса более интересная и более опасная, в этом виде получаешь больше адреналина. Однако же насколько интересна дисциплина, настолько и травмоопасна.
– Жизнь состоит из опасностей, - рассуждает чемпионка. – Иной раз и по улице идти опасно. Естественно, травмироваться можно в любом виде спорта, кроме, разве что, шахмат. Считается, что опасно проводить тренировки на дорогах общего пользования. Для того, чтобы обезопасить спортсменов во время шоссейных тренировок, в школе есть машина сопровождения. Что касается возможных падений, со временем вырабатывается техника, умение падать. Когда я перешла в маунтинбайк, иногда смотрела на трассу и 10-15 минут боялась, настолько она казалась сложной, а сейчас смотришь – да это же элементарный, самый простой спуск! То есть вырабатывается навык, и страх уходит.
В гостях хорошо, а дома - лучше
Спортивная жизнь связана с разъездами. Иногда друзья и родные не видят Эльвиру по несколько месяцев. Сама она в такие периоды очень скучает по ним.
– В каждом удобном случае пытаюсь отпроситься домой, потому что в Копейске я очень хорошо себя чувствую, - говорит она. – Есть разные люди, кому-то больше нравиться быть вне дома, а я всегда хочу домой, скучаю. Сейчас мы уезжаем на полтора месяца, а были сезоны, когда я на 4 месяца, на полгода уезжала.
В периоды сборов спортсменам приходится выдерживать испытания, которые неподготовленный человек вряд ли вынесет - в среднем на одной тренировке приходится проезжать 80-90 километров, а иногда и до 160 километров. Так вырабатывается выносливость.
– С чем связано, что именно копейская велошкола выпускает спортсменов такого высокого уровня, из которых во многом состоит костяк сборной страны?
– У нас есть тренеры, которые полностью отдаются своей работе. Дети, видя это, тоже стараются тренироваться. Плюс каждое достижение базируется на предыдущих успехах: младшие смотрят на старших, видят, как те зарабатывают медали, и им есть на кого равняться. Если бы не было таких победных традиций, сложно было бы достичь новых побед. Я уже давно в школе, и вижу, что со временем школа становится только лучше.
– В связи с успехами воспитанников школы ощущается внимание региональных и местных властей к велоспорту?
– Конечно. Нам помогают в плане организации сборов, ведь поездки обходятся недешево. За последние годы многое поменялось в лучшую сторону: в школе оснастили хороший тренажерный зал, нам оказывают помощь инвентарем, велосипедами. Накануне новогодних праздников СДЮСШОР получила два новых автомобиля – микроавтобус для поездок на соревнования и легковой автомобиль для сопровождения велосипедистов во время тренировок. Машины были приобретены за счет средств областного бюджета.
Спортивная «кухня»
– Каковы отношения между спортсменами? Вы скорее конкуренты, соперники, или скорее коллеги?
– Мы общаемся, спорт подарил мне замечательных подруг. Поддерживаем друг друга, в том числе на соревнованиях. У меня есть подружка из Питера, если что-то не получилось во время гонки, мы с ней утешаем друг друга после финиша, или поздравляем в случае победы. Конечно, бывает и недопонимание, ссоры, обиды, но это жизнь, в ней всякое случается. А в целом, у меня со всеми хорошие отношения, нет такого, чтобы была такая соперница, с которой мы ненавидим друг друга. Я в принципе человек доброжелательный.
– А на международном уровне?
– По разному бывает. Когда я в первый раз приехала на Кубок мира, стартанула, а там же очень жесткий старт, вплоть до того, что мы, борясь за позицию, пихаемся локтями, для меня это было дико, я так не привыкла. Стала учиться более агрессивно стартовать, стараюсь не уступать в этом плане. На Чемпионате Европы я рисковала в самых опасных местах, лишь бы обогнать соперницу. Я специализируюсь в виде «иллюминатор-маунтинбайк». Есть «кросс-каунтри», там гонка более длинная по времени, она длится час – полтора, а «иллюминатор» – это гонка на скорость. Поэтому главное – занять хорошую позицию на старте, потому что по ходу трассы иногда очень сложно обогнать – трасса сужается или возникает какое-либо препятствие.
– Участие в соревнованиях высокого уровня - это наверняка стресс для спортсмена?
Когда приходится выступать на важных соревнованиях, таких как Чемпионат Европы, например, возникает сильный страх ошибиться, проехать ниже своих возможностей. Наша гонка зависит от многих факторов, даже случайных. Например, проколол колесо – и понятно, что ты выбываешь из числа претендентов на высокое место, поэтому страшно упасть, цепь порвать, колесо проколоть, страшно просто где-то дать себе слабинку. В прошлом году мы ездили на Чемпионат Европы с Игорем Ефимовичем Ивашиным, для меня всегда важна его поддержка, то, что он находился рядом в тот момент, придавало сил и уверенности. Но на предпоследнем заезде произошло падение – три велосипедиста упали, я в их числе. Погода была дождливой, грязь, скользко. И нас одна девочка сбила, сама выстояла, дальше поехала, а мы втроем упали. В итоге я стала шестой. Конечно, могла занять более высокое место, переживала по этому поводу. Я даже когда второе место занимаю, расстраиваюсь, всегда хочется быть лучшей.
– Вы работаете спортсменом-инструктором. Как ощущаете себя на тренерском поприще?
– Я и тренируюсь, и помогаю детям. Мы с ними вместе ездим на сборы, соревнуемся, разумеется, в разных категориях, и я, имея определенный опыт, подсказываю, даю советы более молодым спортсменам. Вплоть до того, что девчонкам расписываю трассу – где ехать проще, можно ускориться, где более сложные участки, где повороты. Даже на Спартакиаде школьников, которая проходила на Слюдоруднике, дала на гонку Алене Пузановой свой велосипед. Я не люблю этого делать, и в принципе вообще его никому не даю, но тут верила, что ли, в нее, и она на моем велосипеде выиграла гонку. И для нее это было своеобразным стимулом: так или иначе, дети равняются на меня, и, зная, что я свой велосипед никому не даю, а ей доверила, Алена почувствовала дополнительную уверенность в своих силах.
Она не могла не оправдать доверие и проиграть. Но, в свою очередь, если бы она была слабой, я бы ей не дала велосипед, она сама по себе сильная девчонка.
– Профессиональные велосипеды наверняка недешево стоят?
– Да. Мой гоночный велосипед стоит 300 тысяч рублей, но есть и более дорогие велосипеды, по три миллиона. Стараюсь беречь его, конечно, но что делать, не молиться же на него. Всякое бывает – и падения, и травмы.
– Поделитесь вашими планами?
– Если говорить о планах этого года, я хочу попасть хотя бы в тройку на чемпионате Европы, который будет проходить в Чехии Я была шестой, и понимаю, что попадание в тройку призеров вполне реально. С каждым годом я улучшала результат – два года подряд была на восьмом месте, а в прошлом году – на шестом.
– А в неспортивной жизни какие приоритеты?
– Конечно, задумываюсь о семье. Мне уже 27 лет, хочется семьи, детей. Но тут, наверно, как в спорте – я пришла в велоспорт и поняла: это – мое. А такого мужчины, с которым я поняла бы что это – мое, я пока не встретила.
ДЛЯ справки
Хайруллина Эльвира Маратовна, родилась 9 марта 1989 г. в Копейске. Училась в МОУ СОШ №9, затем в Копейском политехническом колледже. В 2014 году получила высшее образование (УралГУФК). В этом году заканчивает магистратуру (УралГУФК) . Работает спортсменом-инструктором в МОУДОД СДЮСШОР №2.
Член сборной команды России по велоспорту. Мастер спорта по велоспорту на шоссе и мастер спорта по маунтинбайку. Многократная чемпионка и призёр чемпионатов России. Многократный победитель Кубков России. Победитель спартакиады учащихся России. Участница чемпионатов мира и Европы в Италии, России, Германии, Чехии, Андорре, Болгарии, Австрии.
Кстати
Родители Эльвиры работали на шахте. До нее никто в семье не занимался спортом на высоком уровне.
Должен остаться только один
Соревнования в гонке на выбывание «Иллюминатор» проводятся таким образом: из числа участников, которое может достигать ста, только 32 человека отбирается в финал. На каждом круге, протяженность которого один-два километра, последний спортсмен из числа стартовавших сходит с дистанции. В финале оставшиеся 32 человека делятся на группы по 4 спортсмена, из которой два последних выбывают, а двое проходят в следующую стадию турнира. И так до того момента, как определится победитель гонки.
12 месяцев в году
Зимой велосезон практически прерывается. На велосипед спортсмены садятся ближе к началу сборов, то есть в конце зимы. С марта стартуют сборы. В апреле начинаются гонки и соревнования. Сезон идет до октября, когда проходят последние гонки по велокроссу. Затем спортсменам дается около месяца на отдых, после чего они начинают тренироваться в спортзале, тренажерном зале, занимаются бегом и лыжным спортом.
________________________________________________________________
* - Перетренированность происходит, когда стресс, которому подвергается тело, превышает способность организма восстанавливаться после тренировок. Процесс роста мышц происходит по принципу «шаг назад, два шага вперед». На тренировке мышечные ткани подвергаются напряжению и стрессу (шаг назад). Во время отдыха мышцы начинают адаптироваться к стрессу (два шага вперед). Таким образом, мышцы становятся больше и сильнее. При перетренировке «шаг назад» становится «тремя шагами назад» и время восстановления значительно увеличивается. Короче говоря, разрушается слишком много, и не создается столько, сколько необходимо.
При перетренированности возникают ощущение болезни, потеря интереса к тренировкам, хроническая боль в суставах и чрезмерная боль в мышцах, упадок сил, депрессия, потеря мышечной массы и другие симптомы.
18 декабря в Доме культуры угольщиков прошла отчетно-выборная конференция городского Совета ветеранов труда, вооруженных сил, правоохранительных органов и пенсионеров. На этом мероприятии были под...
Сотрудников «ОМК Трубодеталь» учат вести домашнюю бухгалтерию и бороться с мошенниками.