Кому не придет письмо из налоговой и что делать, если не согласен с начисленной суммой

09 ноября 2020 13:52 - автор Алексей Самаев Фото: pixabay.com

До 1 декабря 2020 года все россияне обязаны уплатить налоги за 2019 год.

Граждане, имеющие земельные участки, дома и квартиры или доли в них, а также транспортные средства, обязаны ежегодно платить имущественный, земельный и транспортный налоги. В этом году мы платим налог за 2019 год, и срок уплаты истекает уже через три недели.
О нюансах нынешней кампании по сбору имущественных налогов рассказала заместитель начальника межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области Татьяна Новицкая.

— Татьяна Михайловна, напомните, пожалуйста, когда в этом году предельный срок уплаты налогов?

— В этом году срок уплаты в сводных уведомлениях не обозначен, написано: «Необходимо уплатить не позднее срока, установленного законодательством». Так вот, согласно законодательству, в этом году предельный срок уплаты налогов, начисленных за 2019 год — 1 декабря. Все сводные налоговые уведомления размещены в электронном виде на интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» или отправлены по почте заказными письмами. Люди, не получавшие доступ к личному кабинету налогоплательщика и при этом не получившие такого заказного письма, должны обращаться за ним на почту. Пользователи личного кабинета налогоплательщика, соответственно, могут распечатать уведомление из личного кабинета.

— То есть безальтернативно — если налогоплательщик пользуется личным кабинетом, то по почте ему извещения отправляться не будут?

— Этот порядок действует уже на протяжении четырех лет. Люди, которые подключены к электронному документообороту, не получают бумажный вариант документа. Впрочем, если у гражданина есть личный кабинет, но он по какой-либо причине не может напечатать уведомление, он может получить дубликат налогового уведомления в любой районной (межрайонной, городской) налоговой инспекцию или в любом многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг, который уполномочен оказывать такую услугу.

— Что делать, если гражданин не согласен с начисленной суммой?

— Если человек не согласен с суммой начислений и считает, что у него есть право на льготу, необходимо написать заявление на предоставление налоговой льготы. Данное заявление предоставляется в любую налоговую инспекцию или МФЦ, можно отправить его через личный кабинет налогоплательщика либо написать обращение в разделе «Жизненные ситуации» сайта www.nalog.ru. Также гражданин, если он не согласен с суммой начислений, может обратиться в инспекцию с заявлением, содержащим просьбу пояснить, как рассчитан налог. Информацию можно получить и самостоятельно: на сайте www.nalog.ru есть сервис «Ставки и льготы по имущественным налогам». Там все ставки. Льготные категории населения у нас в этом году остались теми же, что и раньше.

Ставки по транспортному налогу определяются областным законом, по земле и имуществу — местными постановлениями. Поясню ситуацию с налогом на недвижимость. Уже четвертый год сумма начислений исходит из кадастровой стоимости этого имущества. При этом он исчисляется с понижающим коэффициентом. Но если понижающий коэффициент в первый год был 0,2, то он постепенно с каждым годом повышается, и в этом году составляет уже 0,8. В следующем году он составит единицу, и после этого расти перестанет. Поэтому то, что налог на имущество в этом году больше, чем в прошлом — нормально. Если вам не хватило информации на сайте, можно написать обращение в ту инспекцию, которая начислила вам налог.

— А если гражданин не согласен не с порядком начисления, а с самой кадастровой стоимостью, из которой исчисляется налог?

— Кадастровую стоимость объектов недвижимости исчисляют органы Росреестра, сведения о транспортных средствах мы получаем из ГИБДД. Поэтому по вопросам правильности данных о налоговой базе необходимо обращаться в те органы, которые эти данные нам предоставили.

— В чем особенности налоговой кампании в этом году?

— В этом году жители Челябинской области получили налоговые уведомления чуть позднее, чем в прошлом. В конце сентября уведомления были выгружены в личные кабинеты граждан, и тогда же их начала разносить почта. Времени не так много, и я бы посоветовала гражданам не затягивать с уплатой.

— Какими способами можно произвести оплату исчисленных налогов?

— Чтобы упростить оплату налогов, все платёжные реквизиты (в том числе УИН), а также QR-код и штрихкод включены в налоговое уведомление. Отдельные квитанции для их оплаты не направляются. Также налоги можно оплатить в личном кабинете налогоплательщика, расположенном на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru); сервисе «Уплата налогов и пошлин»; на почте и в МФЦ; в приложениях и офисах банков. 

— Что произойдет, если человек не успел уплатить налог до 1 декабря?

— При уплате налогов после 1 декабря 2020 года необходимо будет погасить не только их сумму, но и начисленные пени. Если гражданин не уплатил налог в срок, налоговый орган направит ему требование. Если оно не будет исполнено, налоговый орган будет вынужден обратиться в суд для взыскания задолженности. Далее долг будут взыскивать судебные приставы, которые могут принять ограничительные меры: например, заблокировать банковский счёт должника, арестовать его имущество или ограничить выезд за границу. Таким образом, неуплаченный вовремя налог увеличивается на сумму пени, госпошлины за рассмотрение дела в суде и суммы исполнительного сбора. Также налоговый орган может направить исполнительные листы и судебные приказы в кредитные организации и работодателям для взыскания задолженности по имущественным налогам из заработной платы должника.

В стране владельцам налогооблагаемых транспортных средств и объектов недвижимости в этом году направлено 69,4 млн уведомлений. Из них 19,1 млн. размещены в электронном виде в личных кабинетах налогоплательщиков, а 50,3 млн — отправлены по почте заказными письмами.


Вопросы по содержанию налоговых уведомлений можно задать, обратившись в налоговую инспекцию любым удобным способом: лично, направив письмо по почте, через «Личный кабинет налогоплательщика» или сервис «Обратиться в ФНС России», а также позвонив в контакт-центр ФНС России по бесплатному номеру 8 800 222-22-22.