Копейская школа внедряет инновации

13 февраля 2023 10:00 - автор Татьяна Тонких
Мягкие навыки для суровых реалий.

Наступивший год в России объявлен годом педагога и наставника. Система наставничества существует и работает, примеры можно увидеть в разных сферах – и на предприятиях, и в образовательных учреждениях, и в быту.

С 2021 года школа № 23 Копейска является региональной инновационной площадкой по направлению наставничества.

– В нашем образовательном учреждении реализуется инновационная практика, которая направлена на формирование системы soft-наставничества для развития социальной и творческой активности обучающихся. Мы считаем, что в сегодняшнем постоянно меняющемся мире ребенку важны не только знания, но и такие качества как коммуникабельность, умение работать в команде, предлагать креативные идеи. Ведь благодаря интернету сегодня очень быстро можно найти любую информацию, которую раньше необходимо было добывать с трудом. А вот умение адаптироваться к вызовам, которые существуют в нашей жизни, очень важно развивать с детства, – убеждена директор школы № 23 Наталья Леман.

Педагоги работают с так называемыми мягкими навыками (soft skills) и определяют целью наставничества научить ребенка жить в условиях нестабильности. В современном мире эти качества обеспечивают успешность личности и наиболее важны для реализации выпускника во взрослой жизни.


Результатом работы над проектом стало создание и применение программ наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик».

– Важно понимать, что не каждый педагог может выступать в роли наставника и не обязательно быть педагогом, чтобы стать наставником. Наставник – это человек, который помогает другому стать лучше в какой-то конкретной теме: в проекте, конкурсе, причем в ограниченный период времени. Наставник – это персона, которая дает жизненные уроки исходя из своего собственного опыта, поэтому здесь важно не педагогическое образование, а наличие опыта в той или иной сфере, – рассказывает заместитель директора школы по воспитательной работе Екатерина Чудаева.

В центре модели наставничества, которую создали в школе, находятся те самые гибкие навыки, которые педагоги стремятся развить в учениках. Это самоопределение, которого сегодня часто не хватает выпускникам – нередко они и в 11-м классе все еще не могут определиться, на кого пойти учиться. Это коммуникация, ведь ребятам нередко сложно выступать перед аудиторией. Это креативность, умение работать в команде и эмоциональный интеллект. Все эти навыки помогает развить участие ребят в творческих конкурсах, проектной работе и дополнительных мероприятиях.

Одно из таких мероприятий – «Открытый фестиваль – конкурс #ПарадПрофи» – школа провела в общегородском формате. Оно было направлено на то, чтобы помочь юным копейчанам с самоопределением. Учащиеся 12 школ города снимали на конкурс видеоролики о представителях разных профессий предприятий Копейска, о трудовых династиях. Проект был реализован в сотрудничестве с педагогом Дворца творчества детей и молодежи Дарьей Шуматовой с привлечением средств гранта губернатора Челябинской области. Также проект финансово поддержали депутаты городского собрания.

– Подводя итоги мероприятия, мы увидели еще один неожиданный результат: участники конкурса чаще всего снимали ролики о родственниках, и в процессе работы много общались с родными и узнали, насколько уважают и любят их родителей, бабушек и дедушек в их коллективах, – отметила Екатерина Чудаева.

Среди реализованных и стоящих в планах проектов – программа «Лига ораторов»; программа профориентации и профилактики асоциального поведения «Путь к себе»; программа мотивации и потребностей «Я могу, я хочу, я буду»; программа добровольческого отряда «Радуга в сердце».

В ходе работы педагоги не раз убеждались в том, насколько велика роль и сильно влияние наставника, даже если это не учитель, а ученик. Вот лишь один из примеров.

Школьников города пригласили регистрироваться на сайте проекта «Большая перемена» и выполнять задания. Однако сначала ребята очень неактивно делали это. А затем президент школы Ксения Борисова, которая является активной участницей проекта, выступила перед всеми параллелями и рассказала о том, как работает проект, на собственном примере. Как она ездила на форум, общалась с интересными людьми – знаменитыми гостями, сверстниками из других регионов. И этот живой опыт настолько заинтересовал учеников, что почти все учащиеся зарегистрировались в проекте. Сегодня в школе появились и другие активисты, а Маша Попова из 5 «Г» класса ездила на первый форум Российского движения детей и молодежи.

Наработанным опытом педагоги школы № 23 делятся с коллегами: они проводили семинары и вебинары для учителей как из Копейска, так и из других городов Челябинской области, а их модель наставничества запатентована и выложена в открытом доступе.

– В результате нашей работы над этой программой в жизни школы многое изменилось. На все наши мероприятия и проекты мы стали смотреть под другим углом. Сейчас у каждого концерта, праздника, акции есть четкая и важная цель, связанная с развитием у обучающихся навыков, которые помогут им в жизни. И мы видим, насколько более активными и самостоятельными становятся ребята, - резюмирует Наталья Леман.

ВРЕЗ

В команду проекта наставничества школы № 23 входят: кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования ЧИППКРО Ирина Девятова, директор МОУ «СОШ № 23»Наталья Леман, заместители директора по УВР МОУ «СОШ № 23»: Оксана Шибаева, Татьяна Довольнова, Екатерина Чудаева, Ирина Пасхина, а также педагоги-наставники и ученики.