А знаете ли вы, что в Копейске работает клуб анонимных алкоголиков?

08 сентября 2017 10:36 - автор Алексей Самаев Фото: Newccorp.ru
Если не знать заранее, какой повод объединил этих людей, о нем трудно догадаться. Молодые и постарше, мужчины, женщины, большинство хорошо одеты — видно, что состоявшиеся члены общества. Смех, улыбки, взаимные приветствия. Блеск в глазах и полное ощущение того, что эти уверенные в себе люди счастливы. И непросто поверить, что всех их объединил алкоголизм.

Группа содружества «Анонимные алкоголики» «Весть» работает во Дворце культуры угольщиков четыре года. Именно очередной день рождения группы собрал здесь не только ее членов, но и гостей из челябинских групп анонимных алкоголиков «Караван», «Пилигрим», «Воскресенье», «Берег», «Пирамида», «Здесь и сейчас». Помимо поздравлений по традиции каждый поделился своей историей и тем, как он продолжает жить с этой болезнью.

«Я долгое время не признавал, что я алкоголик, — рассказывает Сергей.До тех пор, пока не почувствовал, что опустился на самое дно, пока не почувствовал, что впереди мрак, что дальше некуда, надо уже что-то делать со своим алкоголизмом. Мне было плохо. На работе мне сделали третье или четвертое «последнее китайское предупреждение», что меня уволят по статье, если еще раз прогуляю. Я пришел к выводу, что мне нужно выздоравливать. Пришел в группу анонимных алкоголиков. Пришел, а ощущение было, как будто приполз. И взмолился: «Ребята, окажите мне помощь!». У меня душа просила. Я понял, что я алкоголик. Сейчас я пытаюсь проводить самоанализ, ищу свои недостатки, пытаюсь быть честным перед собой, пытаюсь расти духовно». 

Было бы желание

Впрочем, я забегаю вперед. Встреча началась с минуты молчания в память о тех, кто уже никогда не появится на собрании из-за страшной болезни. Затем последовала другая традиционная процедура. «Встаньте те, у кого 20 и более лет трезвости? — произнесла ведущая. — 19 и более? 18 и более? 17 и более?»... После того, как прозвучало «Год и более?», счет пошел на месяцы, затем на дни. Встававших собравшиеся встречали аплодисментами.

Анонимные алкоголики — это общество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, своими силами и надеждами, чтобы помочь себе и другим избавиться от алкоголизма. Единственное условие для членства — это желание бросить пить. Члены не платят ни вступительных, ни членских взносов. Группа содержит себя сама на анонимные добровольные пожертвования своих членов. Этих средств хватает на то, чтобы арендовать комнатку в ДК. Собрания группы проходят трижды в неделю.

«Мы не связаны ни с какой сектой или вероисповеданием, политическим течением, организацией или учреждением, не вступаем в споры ни по каким вопросам, не поддерживаем чьих бы то ни было интересов, — объясняет основательница группы Елена.Наша основная цель — оставаться трезвыми и помочь другим алкоголикам обрести здоровый, трезвый образ жизни». 

От образа смерти к образу жизни

«Что такое образ жизни? — взяла слово представительница группы «Караван» Наталья. Это набор привычек, взглядов, моральных принципов, установок. Какие у меня были раньше привычки? Праздник — надо выпить. Потом стало надо выпить не только в праздник. А потом привычка пить каждый день стала образом жизни. Что я получила в итоге от того образа жизни? Потерю семьи, потерю работы. От меня уходили друзья, меня предавали, я предавала. Ничего не возрастало, все только убывало, до тех пор, пока не получила полного опустошения — морального, физического и материального. Осталось цепляние за жизнь, да и оно уже угасало. Я устала бороться. Грубо говоря, установка была «буду пить, пока не сдохну». Такой вот образ жизни. А теперь я просто жить не успеваю. У меня столько дел! Это счастье, которое я когда-то искала, и я его нашла. Если у меня нет внутреннего счастья, никто со стороны мне его не даст. Хочешь быть счастливым — будь им. Итог моего образа жизни в «Анонимных алкоголиках» — то, что я стала счастливой. Это не значит, что на меня просыпался денежный дождь, что у меня не бывает проблем, конфликтов и так далее. Мир многогранен, но все зависит от того, как ты сам воспринимаешь мир. И этому моему образу жизни, способности принимать мир, быть счастливой — всему этому меня научили в «Анонимных алкоголиках».

Речь о том, что трезвая жизнь — это счастливая жизнь, звучала из уст многих членов сообщества.

«Я пришла в группу в 2002 году, тогда я сильно пила, — поведала Ирина.Потом я перестала посещать группу и вернулась к прежнему образу жизни. Вроде уже падать ниже было некуда, но я упала. Чуть не умерла тогда. В 2003-м я снова пришла в группу, и с тех пор идет отсчет моей трезвости. На днях прочитала мнение в группе «Вконтакте»: «Трезвость на протяжении многих лет — ну кому она нужна? Пресно, скучно, неинтересно. Меня как-то зацепило. Я подумала про себя: а пресная ли моя трезвость? Пресное ли мое выздоровление? Вы знаете, нет. У меня жизнь настолько интересная, настолько насыщенная, что нет свободного времени. Я ощущаю себя востребованной на работе, нужной в семье. Приходится искать время, в которое можно было бы немножко полениться, ничего не делать. Скучать некогда». 

Первый шаг — признание болезни

Никто из участников собрания не подходил под стереотипный образ алкоголика, тем не менее именно так они себя называли представляясь. В отличие от признания других болезней, люди боятся признать себя алкоголиками. В сообществе же считают, что путь излечения начинается именно с признания своей болезни. Кстати, здесь есть совсем молодые люди.

«Я познакомился с программой два года назад, — рассказал Никита, молодой человек лет двадцати пяти. (Речь идет о программе «12 шагов», по которой работают все группы сообщества. — Прим. авт.) Долгое время у меня не получалось следовать ей. Я употреблял, потом снова пытался вернуться. Мне становилось все хуже и хуже, я видел, что у меня все разваливается в жизни. Но постепенно начал ощущать вкус трезвой жизни, теперь испытываю хорошие чувства больше, чем плохие. Раньше просил Бога избавить меня от страха, от злости, но никогда искренне не просил его о трезвости. Сейчас я каждый день прошу: «Боже, дай мне трезвости», и благодарю его, что очередные 24 часа провел в трезвости.

По завершении поздравлений и рассказов о своем пути алкоголика участники встречи сели за стол и принялись за еду. Пили чай. Мне удалось задать несколько вопросов основательнице группы Елене.

«Я сама из семьи, где родители употребляли, и я росла в уверенности, что никогда не буду пить, как мои родители, — рассказала она. — Но постепенно алкоголь меня обманул, я очень быстро спилась. Последние два года перед «Анонимными» я пила каждый день. Меня держали на работе, только лишь жалея моих детей и учитывая прежние заслуги. И однажды один коллега, видя это все, подошел ко мне и сказал: «Я алкоголик, мне помогают «Анонимные». Спрашиваю: «Тебе не позорно так себя называть?» Он ответил: «Зато я трезвый». Я очень боялась, не понимала, что со мной происходит:  не хочу напиваться, но каждый день пьяная. Послушав людей, поняла, что у меня, оказывается, проблемы. Я посмотрела на людей и захотела быть такой же, как они. Сейчас я старше всех в группе по трезвости, не пью 18 лет». 

Алкоголики становятся моложе. И это хорошо

Елена жила в Челябинске, потом купила дом в Копейске и решила создать группу в нашем городе.

«Мы не боремся, не учим кого-то, как жить, не вырубаем виноградники, — поясняет она. — Каждый из нас ставит себе диагноз лично. Если он нуждается в помощи, он приходит сюда, обозначает свою проблему. Многие уходят — не всем наша программа «12 шагов» подходит. Кому-то удобнее закодироваться, кому-то к бабушкам сходить. Но я знаю, что среди нас есть люди, которые испробовали все: бабушек, колдунов, а помогла им только программа «12 шагов». Среди нас люди разных возрастов, разных профессий — есть бизнесмены, есть и люди, пришедшие практически с помойки. Сейчас контингент немного меняется, но меняется к лучшему. Приходят более молодые люди, не дошедшие до того дна, до которого дошла я. Кто постарше — они в большинстве своем именно дошли до полного опустошения. Сейчас иногда в группу приходят люди, которые ездят на своих машинах, кто еще не потерял работу, те, кто не потерял семью. И это здорово, что они видят проблему раньше. Мне задают вопрос: обязательно ли ходить в группу? Я говорю, что нет, не обязательно, но кому-то это нужно. Мне уже не подняться до такого уровня, чтобы научиться пить, контролируя количество выпитого. Это как соленый огурец, который никогда не будет свежим, а вот свежий может стать соленым. Мне не подняться до этого уровня, но многим опуститься до того дна, на котором была я, — легко».

— Вы говорите, что сообщество не имеет связи с религиозными организациями, но в процессе собрания почти каждый говорил о Боге. Как это сочетается?

 — Мы не религиозная организация, но наша программа основана на имеющемся в том числе религиозном опыте. Каждый хочет справиться с алкоголизмом сам, но не у всех получается. Тем, у кого не получается, требуется помощь более могущественной силы, чем они сами. Сила болезни тянет вниз, соответственно, если не хватает сил ей противостоять, нужна дополнительная сила для выздоровления, вера в нее. «Мы говорим: «Бог как я его понимаю», и каждый вкладывает в это слово свое значение.

От первого лица: 

Камиль, 36 лет: «Раньше думал: большинство пьет, я такой же, как большинство. Я понимал, что у меня проблемы с алкоголем, однако считал, что сам справлюсь. Но постоянно уходил в запой. Даже если удавалось продержаться пару месяцев, потом на три–четыре дня уходил в запой. Это было, потому что я полагался только на собственные силы. У алкоголика нет психологической защиты от первой рюмки. Теперь я обращаюсь за помощью к Богу. У меня нет желания выпить. У меня есть близкие, которые оказывают помощь мне и которым я оказываю помощь. В моей жизни появилась ответственность. Я отвечаю за свои слова, за свои действия».

Справка «КР» 

Содружество «Анонимные алкоголики» объединяет более чем 110 тысяч групп в 180 странах мира. В России насчитывается около 320 групп «АА» в 150 городах и населенных пунктах. В Челябинске работают семь групп в каждом районе города, также группы «АА» есть в Златоусте. Миассе и Магнитогорске.