Копейский «Русский вариант» отпраздновал 15-летие! Поздравляем!

02 июня 2016 10:32 - автор Светлана Полежаева
Коллектив эстрадного танца «Русский вариант» Дворца культуры имени С. М. Кирова празднует пятнадцатилетие со дня своего создания. За эти годы он обрел собственный творческий почерк и заслужил любовь и признание зрителей — копейчан и жителей Южного Урала.

Студентка, хореограф и просто красавица

Сложно поверить, но пятнадцать лет назад коллектив создала студентка. Основательница коллектива, хореограф Яна Кахикало, с самого маленького возраста участвовала в культурной жизни дворца — являясь воспитанницей танцевального коллектива «Детство», которым руководит Елена Запасная, принимала участие во всех культурных проектах ДК, будь то новогодние елки, спектакли или праздничные мероприятия. В значительной мере любовь к миру искусства Яне Евгеньевне привила ее мама Ирина Анатольевна Речицкая, которая долгие годы была художественным руководителем Дворца культуры имени С. М. Кирова. Она же привела дочь в профессию.

— К моменту окончания одиннадцатого класса я так и не определилась, в какое учебное заведение мне поступать, — вспоминает Яна Кахикало.Мама, можно сказать, взяла меня за руку и отвезла меня в челябинский колледж культуры. Она, настоящий профессионал, сумела разглядеть во мне задатки педагога — и не ошиблась. Я очень люблю свою работу, люблю детей, люблю творчество и до сих пор бегу на занятия с ребятами, как на праздник.

Возглавить новый коллектив начинающему хореографу предложила администрация дворца — в начале двухтысячных городу не хватало новых веяний в искусстве. Название для него Яна Евгеньевна подобрала с помощью преподавателя колледжа культуры Владимира Поны: в свое время он руководил челябинским театром современной хореографии «Русский вариант», но по каким-то соображениям однажды переименовал свое детище и подарил прежнее звучное словосочетание своей студентке.

Сегодня в «Русском варианте» постигают эстетику танца порядка полутора сотен копейчан в возрасте от пяти лет и старше. А начинался коллектив всего лишь с трех воспитанниц — восемнадцатилетний хореограф занималась с девочками, которые были младше нее всего-то на десять лет. Она справилась с самой главной задачей: смогла научить их понимать и любить танец. О том, что «первый блин» вышел вовсе не комом, говорит хотя бы тот факт, что одна из первых воспитанниц, Елена Майер, пошла по стопам Яны Евгеньевны — стала хореографом и теперь учит детей танцевать здесь же, в родном «Русском варианте». 


Своим путем

Люди творческие в самом начале профессионального пути нередко проходят через этап подражательства — пытаются повторить то, что наработано корифеями. Однако «Русский вариант» всегда торил дорогу сам, стараясь делать такие работы, которых нет у других танцевальных коллективов города и области.

— Сохранять стилевую индивидуальность, обходиться без копирования меня научили в колледже, — говорит Яна Евгеньевна.Каждый танец, который мы ставим, имеет сюжет. В результате зритель не просто любуется пластикой и грацией артистов, но и получает пищу для ума, размышляет над увиденным.


Колледж культуры дал копейским ученицам не только прекрасную профессиональную базу, но и привычку выкладываться на работе на сто процентов и требовать такой же отдачи от детей. Нагрузка на репетициях «Русского варианта» сопоставима с нагрузкой на спортивных тренировках. Скажем честно: работать до седьмого пота готовы не все. И если раньше, в первые годы существования коллектива были дети, которые отсеивались, не выдержав нагрузки, то теперь, когда «Русский вариант» в городе на слуху, родители заранее настраивают детей на ответственное отношение к занятиям, а дети гордятся тем, что с ними занимаются высококлассные хореографы, и, став взрослыми, не желают покидать коллектив. Самым старшим воспитанникам Яны Евгеньевны — хорошо за двадцать, а они до сих пор танцуют.

— Считается нормой, когда дети, занимающиеся в кружках, начинают через два-три после начала обучения принимать участие в масштабных общегородских мероприятиях года, — отмечает Оксана Толоконникова, режиссер дворца.А ребят из «Русского варианта» уже через год можно смело выпускать на большую сцену. Они не пасуют перед широкой аудиторией, органично смотрятся на сцене, но главное, Яна Евгеньевна воспитывает в них ответственность и привычку работать в темпе, схватывать все на лету. В результате с этими детьми приходится репетировать над выступлением не дольше двух-трех недель — и оно проходит без малейших огрехов.

 

Курс на новые свершения

За пятнадцать лет количество дипломов лауреатов первой и второй степеней, привезенных с различных конкурсов и фестивалей, у «Русского варианта» перевалило за несколько десятков. Хореографы коллектива хотя и дорожат каждой победой, но давно перестали вести счет достижениям — просто потому, что они стали для них самих и для детей профессиональной нормой. Теперь Яна Евгеньевна планирует вывести коллектив на уровень гран-при. Она подключила к занятиям педагогов по актерскому мастерству и хореографии и продолжает генерировать новые, нетривиальные сюжеты танцев.

Не будет преувеличением сказать, что коллектив завоевал широкое признание во многом именно благодаря творческой смелости, оригинальности и глубокомысленности идей. Взять хотя бы танец «Тернистый путь», олицетворяющий взаимоотношения взрослых и детей: в нем в качестве сценического реквизита используются самые обыкновенные… доски, какими выстилают пол. Смысл танца заключается в том, что люди прячут свои чувства и эмоции за тяжелыми, непроницаемыми ширмами. Солистка конкурса — маленькая, светлая девочка — пытается разглядеть «спрятавшихся» взрослых, отыскать в них то доброе и чистое, что спрятано за маской равнодушия. В конце концов ей удается растопить лед — и взрослые кладут доски-ширмы ребенку под ноги, прокладывая дорогу в будущее. Но надевают малышке на голову терновый венец, поскольку во взрослой жизни человек с чистой душой обречен на страдания.


«Русский вариант» дебютировал с этим номером в городском конкурсе «Красная гвоздика» — и стал лауреатом. Жюри отметило, что этот танец ориентирован на высококультурного зрителя. После такого вердикта судей Яна Евгеньевна решила, что «Тернистый путь» достоин того, чтобы его увидели зрители всей страны, и подала заявку на всероссийский конкурс «Уральский перепляс» в номинации «Балетмейстерская работа». И копейчане смогли — перетанцевали-таки десятки коллективов из разных городов области в зональном туре, а затем и регионов нашей Родины, за что были отмечены специальным дипломом конкурса. В гала-концерте «Русский вариант» — единственный коллектив, представляющий на этом статусном мероприятии наш город — выступал на сцене театра драмы имени Наума Орлова. Зал был полон — челябинцы и гости города за приличную сумму приобрели билеты, чтобы окунуться в атмосферу грации и гармонии, познакомиться с юными талантами России.