Алексей Ангеловский: «Школа— это особый мир»

02 октября 2015 8:44 - автор Светлана Полежаева
В сентябре система педагогических кадров Копейска пополнилась новым сотрудником: к служебным обязанностям приступил директор МОУ СОШ № 44, кандидат педагогических наук Алексей Анатольевич Ангеловский.
В сентябре система педагогических кадров Копейска пополнилась новым сотрудником: к служебным обязанностям приступил директор МОУ СОШ № 44, кандидат педагогических наук Алексей Анатольевич Ангеловский.

Мы решили познакомить читателей с незаурядным земляком, а заодно и поинтересоваться, каким курсом поведет новоназначенный руководитель вверенное ему образовательное учреждение.

 
— Алексей Анатольевич, вы входите в число директоров копейских школ, имеющих ученую степень — кроме вас, кандидатом наук является Татьяна Анатольевна Еременко, сравнительно недавно возглавившая школу № 21, докторская степень есть у Анатолия Сергеевича Бароненко. Как начиналась ваша педагогическая карьера?

 — В 1989 году, после окончания школы № 6, я решил поступать на историко-педагогический факультет челябинского педуниверситета. Проходной балл составлял пятнадцать баллов из пятнадцати — поступить было крайне сложно. Два вступительных экзамена из трех я сдал на четверки — меня не зачислили. Но с мечтой о том, чтобы стать педагогом, не расстался — пошел работать старшим пионервожатым в школу № 48. В мае следующего года ушел в армию, в доблестные пограничные войска, отслужил два года на границе с Китаем. По правде говоря, была у меня тогда мысль, что после армии будет легче поступить в вуз — во времена Советского Союза для абитуриентов, отслуживших срочную службу, существовали определенные льготы. Но в 1992 году, демобилизовавшись, я попал фактически в другую страну, где не осталось ни социальных гарантий, ни каких-либо льгот. Пришлось поступать самостоятельно, на остаточном запасе знаний — эта попытка оказалась удачной. Так и определился мой профессиональный путь.

В 1997 году я с отличием окончил дневное отделение историко-педагогического факультета ЧГПУ. Серьезное отношение к учебе у меня сформировалось во многом благодаря знакомству с супругой Светланой — мы ровесники, учились на одном факультете, но она тремя курсами старше, тоже закончила обучение с красным дипломом. Познакомились мы во время студенческих сборов на базе педагогического университета, близ озера Чебаркуль, вместе уже 21 год.

Первым моим местом работы стала школа № 14 в поселке 205-й шахты, под руководством Михаила Стефановича Пянкивского. Правда, проработал я там недолго, всего два месяца.

— Неужели разочаровались в педагогике?

— Нет, конечно. Хотя там для начинающего учителя была большая нагрузка — мне достались все параллели, с 5 по 11 класс.

В ту пору преподаватель социально-экономических дисциплин горно-экономического колледжа эмигрировал в Германию. Я принял приглашение директора Станислава Алексеевича Попенко занять освободившуюся должность. Четыре года отработал там, вел целый спектр социально-экономических дисциплин — основы философии, экономики, права, основы политологии, социологию, теорию государства и права. В колледже появилась новая специальность — правоведение, мы с супругой (она и по сей день там работает) и преподавателем Екатериной Шефер втроем развивали это направление.

Результаты тех трудов дают о себе знать: наши бывшие студенты работают и в правоохранительных органах, и в городской администрации. Очень приятно, когда ребята приветствуют нас при встрече, звонят и в гости заходят. Для нас с женой они еще дети, хотя многие из них сами уже стали родителями.

— Вы уже тогда получили кандидатскую степень?

— Диссертацию я защитил в 2004 году. В 2000-е годы, когда в системе образования Копейска царило абсолютное безденежье, мне поступило предложение работы из Южно-Уральского государственного университета. В структуру ЮУрГУ входил лингвистический центр, за двенадцать лет работы которого несколько тысяч студентов параллельно с освоением основной специальности получили дополнительное образование. Оно давало им право работать преподавателями иностранного языка, переводчиками, благодаря чему выпускники университета становились более востребованными на рынке труда.

В то время понятие конкурентоспособности, теория компетентностного подхода были новым словом в науке, корифеям от педагогики казался сомнительным тот факт, что экономика и педагогика — это взаимосвязанные понятия, а не параллельные прямые, которые существуют сами по себе. Вот эти новые идеи и легли в основу моей диссертации.Так сложилось, что все молодое поколение нашей семьи посвятило жизнь педагогике и занималось научной деятельностью — не только у меня, но и у жены Светланы и сестры Марины имеется кандидатская степень в этой сфере.

— Алексей Анатольевич, вы историк. А работали в области лингвистики…

— В лингвистическом центре я был заместителем директора, на мне лежала вся организационная часть. Штат был небольшим, а обучалось порядка восьмисот человек. В сферу моей компетенции входили все договорные отношения, финансовые аспекты, обеспечение рекламного сопровождения, продвижение нашего структурного подразделения — работы было более чем достаточно. Рабочий день начинался в девять часов утра, а заканчивался в десятом часу вечера. Я уезжал на работу — дети, две дочки, еще спали, приезжал — они уже спали.

Когда в 2012 году была отменена государственная аккредитация дополнительного образования, центр потерял свою популярность среди студентов — всем хочется получить не только глубокие знания в области лингвистики, но и диплом государственного образца. Деятельность центра близилась к закату. Как раз в это время мне поступило предложение занять должность заместителя директора недавно образованного структурного подразделения ЮУрГУ — института международного образования. Работа была примерно та же, поменялась лишь специфика: нужно было продвигать наш образовательный продукт уже на мировом уровне.

— Но разве иностранных студентов обучают не только московские вузы?

— Раньше подготовкой студентов из других стран действительно занимались лишь несколько столичных вузов, но в последние лет шесть ситуация изменилась: по инициативе министерства образования и науки такое право получили и крупнейшие региональные университеты.

Сложность моей работы здесь заключалась в том, что если на Урале бренд «ЮУрГУ» говорит сам за себя, то где-нибудь в Африке или Шри-Ланке нужно было местным ребятам объяснить, что представляет собой университет, что мы можем им предложить, и где они смогут применить полученные знания. Думаю, с поставленными передо мной задачами получалось справляться: в феврале, когда институт отметил свое пятилетие, в нем обучалось около двухсот студентов из двадцати шести стран мира. На прежнем месте работы у меня осталось много друзей, мы по-прежнему общаемся, поддерживаем отношения.

— Масштаб вашей деятельности все возрастал, поэтому логично было бы предположить, что следующим местом работы станет министерство образования. И вдруг — общеобразовательная школа в Копейске.

— Школа — это особый мир, которого мне всегда недоставало, более глобальная структура, большой организм, живущий собственной жизнью. Мне хотелось попробовать себя именно в роли директора школы — здесь приходится решать более земные, практические задачи, причем спектр их шире, чем в вузе. А кроме того, я всю жизнь живу в своем любимом орденоносном городе, и рад трудиться недалеко от дома.

Три года назад я подал свои данные в резерв педагогических кадров Копейска. В августе ко мне обратился начальник управления образования Александр Тимофеевич Тутатчиков и предложил занять должность директора школы № 44. Я с радостью принял это предложение.

— Как вас принял педагогический коллектив?

— Думаю, учителя возлагают на меня определенные надежды — им, как и родителям учеников, хочется вернуть былую славу школе, несколько угасшую в последние годы. И я постараюсь эти надежды оправдать.

— Стоит ли ждать каких-то принципиальных новшеств?

— Мы будем выстраивать взаимодействие с Южно-Уральским госуниверситетом. В нашей школе развито кадетское движение, поэтому представляется логичным наладить сотрудничество с военным факультетом ЮУрГУ. Думаю, читателям будет интересно узнать, что с прошлого года в вузе введены программы обучения солдат, сержантов и офицерского состава: при поступлении на очное отделение большинства технических факультетов студенты получают возможность пройти заочно срочную воинскую службу.

Второе направление взаимодействия — сотрудничество в области довузовской подготовки: создание университетских классов, где часть уроков будут вести преподаватели вуза, позволит старшеклассникам подготовиться к поступлению, не прибегая к помощи репетиторов. Это существенно сэкономит бюджеты их семей.

Еще одно большое направление работы — создание условий для инклюзивного обучения, которое предполагает комфортную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработать эту программу мы должны до конца декабря. Надо будет и крыльцо переделать, и кабинет психолого-педагогического сопровождения обустроить, и различное оборудование, необходимое для педагогического процесса, закупить.

— Хватит ли финансирования?

— На создание комфортной среды для особых детей денежные средства из областного бюджета уже выделены, над остальным еще предстоит поработать. Конечно, по состоянию материально-технической базы есть определенные вопросы. Морально устарела пожарная сигнализация, она нуждается в замене. Нужно произвести ревизию и санитарную вырубку старых деревьев, растущих на нашей территории. Обеспеченность учебной литературой не является стопроцентной, хотя она гарантирована законом — больше всего проблем с учебниками иностранного языка, которые по непонятным причинам стоят более полутора тысяч рублей и меняются чуть не каждый год. Над этим предстоит работать и нам, и управлению образования, где-то опираясь на помощь родителей.

Но главное все же мне видится в другом: нужно довести до максимально высокого уровня качество образования, которое дает наша школа (хотя оно и сейчас весьма достойное). Для этого важно сохранить высококвалифицированные педагогические кадры – беречь учителей опытных и привлекать молодых.

Также рекомендуем:

9 Сентября 2016   Алексей Ангеловский рассказал о «больших переменах» в школах.

От лица родительской общественности мы поинтересовались у Алексея Анатольевича, ждать ли нам «больших перемен» в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования.

29 Июля 2016   Алексей Ангеловский рассказал о своём опыте и планах на будущее.

С 18 июля Алексей Ангеловский приступил к своим обязанностям на посту начальника управления образования администрации Копейского городского округа. Мы встретились с новым управленцем и поинтересовались его мыслями и планами о развитии и совершенствовании системы образования нашего города.

19 Июля 2016   Назначен новый начальник управления образования администрации Копейска.

Управление по связям с общественностью администрации КГО сообщило о назначении нового начальника управления образования. Мэр города Вячеслав Истомин подписал соответствующее постановление. Руководителем управления стал Алексей Анатольевич Ангеловский.