Бабушка Зоя не одинока

26 сентября 2019 15:16 - автор Людмила Гейман Фото: фото автора
В целях повышения уровня жизни пожилых граждан и инвалидов, укрепления традиционной взаимопомощи, профилактики социального одиночества с 2016 года в Копейском городском округе реализуется закон Челябинской области от 30 декабря 2015 года № 282 – ЗО «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Челябинской области».

Вот так официальным языком можно назвать то явление, которое, хоть и потихоньку, но внедряется в жизнь нашего общества. Есть одинокий престарелый человек, уже не способный полноценно о себе позаботиться. И есть семья, готовая взять заботы об этом человеке на себя. Этот труд, невероятно сложный не только в физическом, но и моральном плане (ведь ты берешь на себя ответственность за абсолютно чужого человека), весьма скромно оплачивается, поэтому благое начинание продвигается сложно.

Однако в нашем городе есть такие примеры. Более трех лет назад мы уже немного рассказывали о Зое Михайловне Шараповой, проживающей в поселке Горняк, и ее опекуне Елене Доленко. Это первая приемная семья, появившаяся в Копейске. Недавно мы вновь побывали в гостях в домишке одинокой престарелой женщины и поинтересовались, как ей живется под опекой.

- Лена заботится обо мне, Сережа тоже помогает (муж Елены Доленко – прим. авт.), - говорит старушка. – А я что? Глазки хоть и плохо, но еще видят, ушки слышат. Вот только ноги теперь не ходят после того, как упала.

Я не зря назвала жилище Зои Михайловны домишком. Он, как и его 93-летняя хозяйка, что называется, знал лучшие времена, а теперь буквально готов рассыпаться, если бы не силы старания супругов Доленко, которые стараются содержать его в приемлемом виде: стены аккуратно заштукатурены, завалинки восстановлены, печи в порядке, окна утеплены.

В этом доме их подопечная живет с четырехлетнего возраста. Когда ее семья, в которой было пятеро детей, приехала в Копейск, родители купили этот небольшой дом. Сестер уже нет в живых, а младший брат живет в Казахстане. Зоя рано пошла работать в шахту №22, в годы войны вместе с другими девчатами рубила уголек, потом работала на стволе машинисткой подъема. Когда в 1961 году женщин вывели из шахт, трудилась здесь же на поверхности. С шахты и на пенсию пошла. Семейная жизнь у Зои Михайловны не удалась, осталась на старости лет совсем одна. Пока силы были, держала большой огород, за которым сейчас ухаживает ее попечительница.

- Но это только первый сезон весь огород вынужденно доверен только нашим с мужем заботам, - говорит Елена Анатольевна. – До этого бабушка сама тоже любила ковыряться в земле. А в декабре прошлого года неугомонная Зоя Михайловна в мое отсутствие пошла в палисадник – видите ли, срочно надо было ей отгрести от окон снег. И упала неудачно. В больнице поставили диагноз – перелом шейки бедра. С тех пор она не ходит. Но на кровати садится свободно, хорошо кушает, любит пить сладкий чай или сладкую воду. Да еще маленько капризничать стала – то ей не так, это не эдак. Но мы с мужем относимся к этому снисходительно, ведь старый человек.

- Сто восемь лет мне, - неожиданно вклинивается в разговор старушка. – Устала я, покоя хочу, а Бог-то не принимает пока. Что ж, буду жить еще сколь придется.

На фразу про «сто восемь лет» Елена Анатольевна понимающе улыбается, похлопывает успокаивающе свою подопечную по сухонькой руке. Что, мол, поделаешь, мысли у бабушки порой и путаются. За много лет ухода за Зоей Михайловной (еще до официального взятия ее под опеку она одиннадцать лет просто как соседка заботилась о ней) старушка стала ей как родная.

- Елена Анатольевна, что бы вы как опытный уже попечитель могли посоветовать тем, кто решится взять на себя заботы о престарелом одиноком человеке? - спросила я ее.

- Дело это благородное, но надо двести раз подумать хорошо прежде чем решиться на такой шаг, - ответила она. – На мой взгляд, ухаживать за стариками – самая трудная работа. Для этого необходимы огромное терпение и чувство милосердия. Во мне, без ложной скромности скажу, это есть. Даже хотели мы с мужем нечто вроде частного пансионата организовать для трех-четырех стариков. Но нет подходящего помещения. В нашей с Сережей квартире ведь еще обе мамы проживают, моей 73 года, его – 82 года. Правда, они на ногах и довольно активны, но ведь тоже за ними догляд нужен.

- Программа «Приемная семья для пожилых людей и инвалидов» продолжает действовать, - рассказала зав. отделением срочной социальной помощи Комплексного центра социального обслуживания Марина Строева. - За период с 2016 годы было организованно три приемных семьи, сейчас действует две семьи: вторая, в центре города, организована в декабре прошлого года.

Граждане, желающие стать помощниками для одиноких престарелых людей, а также пожилые граждане, которые хотят найти попечителей, могут обратиться в Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» по адресу: ул. Ленина, 61, каб. 302,314. Телефон 8-35139 4-10-18, 4-13- 95

Важно знать

При организации приемной семьи заключается трехсторонний договор: министерство социальных отношений – опекун – опекаемый.

Опекун получает вознаграждение (зарплату) за свой труд. Плюс 75 процентов от пенсии опекаемого на его содержание, при этом документально (чеками) отражает траты из этой суммы.

Опекун и подопечный проживают вместе в квартире (доме) опекуна или подопечного – по согласованию.

Не имеют право быть опекунами близкие родственники и люди, имеющие судимость.

Кандидат в опекуны представляет справки о состоянии здоровья от психиатра, нарколога и венеролога. Врачебную комиссию проходит также опекаемый.